Реализация здоровьесберегающих технологий.
статья (подготовительная группа) по теме

Скрипкина Светлана Юрьевна

 

В данном материале раскрыта  система работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, направлена на сохранение здоровья участников образовательного процесса  детей, педагогов и родителей. Мы надеемся, она даст положительные результаты, и выпускники нашего ДОУ  придут в школу физически крепкими и подготовленными, к тем нагрузкам, которые им предстоят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41 г Братска»

Консультация для педагогов

«Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Составила воспитатель:                                                                                                            Скрипкина С.Ю.

2011 – 2012 уч.год

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

От состояния здоровья детей  во многом  зависит благополучие общества. В последнее время наметилась тенденция  ухудшения здоровья детей. Экологические проблемы, различные бытовые отрицательные  факторы, химические добавки  в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные  с неудовлетворительным  экономическим положением,- лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. В силу этих причин  проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, использует  ряд  форм и методов организации образовательного процесса, реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют  решать проблему  сохранения и укрепления  здоровья детей дошкольного возраста.  

Особенности здоровьесберегающих технологий  заключаются в том, что это технологии, направленные на решение приоритетной задачи дошкольного учреждения - задачи сохранения, поддержания  и обогащения здоровья  детей.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада,  воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье, умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологическому просвещению родителей.

В дошкольном учреждении применяются различные виды здоровьесберегающих технологий:

-медико - профилактические технологии

-физкультурно - оздоровительные технологии:

-технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка

-технологии психолого - педагогического сопровождения ребенка:

-технологии валеологического просвещения детей и родителей

-цветотерапия

Реализация здоровьесберегающих  образовательных технологий в дошкольном учреждении  выстроена системно и не наносит ущерба здоровью участникам образовательного процесса.

    В нашем дошкольном учреждении разработана целевая «Программа здоровья» и ее разработка связана с тем, что в  детском саду только ( …) детей, имеют 1 группу здоровья, это здоровые дети, остальные ( …)  имеют различные отклонения  в здоровье. Важно вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода 1 группы здоровья во 2, 2 группы в 3 группу.

        Работу с детьми по физическому воспитанию мы  начинаем с изучения здоровья, проводим мониторинг  физического и психического развития, степени инфекционной устойчивости ребенка, наличия и отсутствия хронических заболеваний, 99 % детей детского сада  ежегодно проходят углубленный медицинский осмотр АСПОНД, результаты   вносятся в  индивидуальную карту физического развития и физической подготовленности ребёнка. Планируем необходимые игры-упражнения на укрепление общефизического состояния организма, и  индивидуально по показаниям групп здоровья.  Проводится сезонная профилактика простудных заболеваний, контроль медицинского персонала за соблюдением  гигиенических условий.

    Одним из условий, обеспечивающих формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников является предметно - развивающая среда, которая дает возможность ребенку испытывать и использовать  свои способности, удовлетворять потребности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

      Мир полон красок и света. Это нельзя не отрицать - люди счастливы тем, что могут эти цвета различать, в отличие, например, от акул и собак. Ребёнок и цвет — вещи взаимосвязанные. Ведь дети по природе своей более восприимчивы к многоцветью нашего мира. Поэтому цвет для ребенка - особая палочка-выручалочка в любых критических случаях.  Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны - это магическая сила цвета. Важно обратить внимание на то, какой цвет у ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета - красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

    В ДОУ созданы условия для  повышения двигательной активности детей, имеется оснащенный физкультурный зал, физкультурные уголки в группах.  Работает коррекционный кружок «Аистёнок» -  целью которого является профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки детей,  валеологический кружок «Жучок»  - воспитание валеологической культуры, осознанного отношения ребенка к здоровью.

        При проведении непосредственно образовательной, совместной деятельности  в  режимных  моментах и самостоятельной деятельности   детей проводятся: динамические и оздоровительные  паузы, психогимнастика,  пальчиковая, глазная и дыхательная гимнастики, игры-упражнения на регулирование двигательной активности детей.

           Большое внимание уделяется закаливающим процедурам, которые способствуют повышению  сопротивляемости детского организма к простудным заболеваниям, развитию положительных эмоций, благотворно влияющих на психофизическое состояние детей. Используется воздушно – контрастное,  водное закаливание,  хождение босиком  по ребристым дорожкам, коврикам,  в летнее время по песку и траве, точечный массаж, гимнастика после сна,  проведение утренней гимнастики, игры с водой, систематическое проветривание помещений, ежедневные прогулки, ежедневное полоскание рта и горла  лекарственными травами в осеннее - зимний период, ароматизация помещений (чеснок), витаминизация третьих блюд.

Формирование двигательной культуры осуществляется через удовлетворение  потребности детей в движениях, с определенной нагрузкой, соответствующей возрасту и полу ребенка. Двигательный режим разработан для всех возрастных групп с учетом расписаний непосредственно-образовательной деятельности, режима дня, взаимодействия всех специалистов ДОУ, физкультурных и музыкальных досугов, кружковой и секционной работы, что позволило  создать систему  видов двигательной деятельности, определить формы их организации, длительность, цикличность  и время проведения.

На участке оборудована спортивная площадка, где дети имеют возможность играть в футбол, подвижные игры, закрепляются основные виды движений в игровой форме, обучение ходьбе на лыжах, так как  этот вид спорта  способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. С этой целью в зимний период на физкультурной площадке  строится учебная лыжня. Большое внимание уделяется обучению правильному дыханию, особенно в зимнее время года, с целью укрепления вестибулярного аппарата.

Работа по формированию представлений и приобщению к здоровому образу жизни  проводится в тесном взаимодействии с семьей. Участвуя в  мероприятиях, проводимых в ДОУ, родители имеют возможность оценить физическую подготовку своего ребенка, увидеть, как, играя, ребенок тренируется. Веселая, здоровая атмосфера общения  при участии родителей в детских спортивных праздниках способствует укреплению контакта с ребенком. А – это основа духовного развития ребенка, его психологического благополучия.

      Созданная  система работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе направлена на сохранение здоровья участников образовательного процесса  детей, педагогов и родителей.         Мы надеемся, она даст положительные результаты, и выпускники нашего ДОУ  придут в школу физически крепкими и подготовленными, к тем нагрузкам, которые им предстоят.



Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики проведения

Утренняя гимнастика

В утренний отрезок времени, как заряд бодрости на весь день.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Двигательная деятельность. Физкультура

Проводится 2 раза в неделю по 15-35мин. в физкультурном зале, хорошо проветренном помещении

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе  со средней степенью подвижности.

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Прогулки

Ежедневно, в зависимости от возраста детей и погодных условий.

Проводятся подвижные игры, закрепляются основные виды движений в игровой форме. Способствует повышению двигательной активности.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы,…

Гимнастика пальчиковая

Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Гимнастика

для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая после сна, закаливающие процедуры

Ежедневно после дневного сна,

5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, Водное и воздушно-контрастное  закаливание, ходьба по ребристым дорожкам; и другие в зависимости от условий ДОУ

Полоскание рта и горла

Ежедневно, после принятия пищи, перед сном.

Лекарственными травами в осеннее - зимний период.

Ароматизация помещений (чеснок),

Ежедневно в осеннее - зимний период

Рекомендуется ароматизировать приёмную, групповую комнату, спальню.

Витаминизация третьих блюд

Время приёма пищи, дополнительно соки, напитки..

 По усмотрению мед.персонала

Гимнастика коррегирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Формировании правильной осанки.

Воспитание валеологической культуры

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье, умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Цветотерапия

Использовать в оформлении групповых комнат, спален,

игр, демонстрационного материала, …

Необходимо знать, что обозначают цвета и как влияют на организм


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»

В материале представлена справка по результатам тематического контроля "Эффективность реализации здоролвьесберегающих технологий, психологический комфорт в детском саду"...

Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина

В статье рассматривается принцип применения игровых сюжетов в здоровьесберегающей и образовательной технологии Александра Сметанкина с целью оздоровления и повышения мотивации детей дошкольного ...

Презентация «Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.»

«Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.» Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедр...

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании

Здоровье сберегающие технологии по мнению Н.К. Смирнова. - это все те психолого-педагогические технологии, программы. методы. которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных кач...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании

Здоровье сберегающие технологии по мнению Н.К. Смирнова. - это все те психолого-педагогические технологии, программы. методы. которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных кач...