Тематический контроль "Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»
методическая разработка по теме

Игнатьева Юлия Геннадьевна

В материале представлена справка по результатам тематического контроля "Эффективность реализации здоролвьесберегающих технологий, психологический комфорт в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_uroven_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по результатам тематического контроля

«Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»»

Проверка проходила с 18.01.2007г. по 25.01.2012г.

Цель проверки: анализ работы ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий.

Проверке подлежало:

  1. Обследование двигательных навыков детей.
  2. Изучение психологического комфорта в группе
  3. Оценка профессионального мастерства воспитателей.
  4. Создание условий оздоровления детей в группе.
  5. Планирование работы по реализации здоровьесберегающих технологий.
  6. Работа с родителями по данной проблеме.

Методы контроля:

  1. Анализ диагностических карт. Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой.
  2. Наблюдение за детьми на занятиях по физкультуре, по другим разделам программы, на прогулке.
  3. Посещение физкультурных досугов и праздников.
  1. Анализ заболеваемости детей.
  1. Анализ проведения занятий воспитателем по физкультуре, взаимодействия педагогов.
  1. Посещение групп.
  1. Анализ предметно-развивающей среды.
  2. Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми.
  3. Анализ наглядной информации для родителей в группе.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.

С целью реализации годовой задачи  по обеспечению физического и психического здоровья дошкольников путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий проведена следующая методическая работа с кадрами:

-консультация «Двигательный режим в детском саду»

-семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада», на котором рассмотрены: проблемы психологического здоровья на современном этапе, проблемы создания психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка, стили педагогического общения – как благоприятный фактор  психологической комфортности в группе, дан диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического  климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка, проведен тренинг «Малые формы активного расслабления».

-семинар «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

В ходе тематической проверки просмотрена организация и проведение непосредственно образовательной деятельности во всех возрастных группах,

во всех группам просмотрена организация и проведение точечного массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики. Также просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах.

Проверка показала:

1. Обследование двигательных навыков детей, анализ заболеваемости.

Обследование отдельных детей младшего и старшего дошкольного возраста (10/15 человек соответственно) по стандартам, задаваемым программой, показало следующие результаты:

Ходьба и бег

Бросание

Ловля

Метание

Ползание и лазание

Прыжки

сформирован

не сформирован

сформирован

не сформирован

сформирован

не сформирован

сформирован

не сформирован

Младший возраст

82,5%

17,5%

78%

21%

90%

10%

92,5%

7,5%

Старший возраст

95%

5%

78%

21%

72%

28%

98%

2%

Дети развиты согласно возрасту. Все дети активны, с интересом выполняют физические упражнения, радуются успехам. Дети старшего возраста знают много подвижных игр, правила и ход игр.         

Однако двигательный опыт некоторых детей недостаточно развит. Во время ходьбы и бега у детей наблюдается нечеткость и разбросанность движений, многие дети не умеют чередовать движения рук и ног при ползании.

Воспитатели II младшей группы (Титова Т.А., Волочанская С.А.) большое внимание уделяют развитию бытовых движений. Дети группы почти научились самостоятельно умываться,  вытираются насухо полотенцем, практически самостоятельно одеваются и раздеваются, вместе со взрослыми накрывают на стол, убирают на место игрушки. В помощь детям воспитатели группы оформили в приемной алгоритм одевания, в умывальной комнате – алгоритм умывания.

Анализ заболеваемости за сентябрь – декабрь 2011г., показал:

группа

I младшая

Ягодка

II младшая

Звёздочка

Средняя

Солнышко

Старшая

Рыбки

Подготовительная

Облачко

подготовительная

Колокольчик

итого

ОРВИ

5

11

7

7

9

6

45

Бр.астма

1

1

Грипп

-

Ангина

1

1

Лор заб.

3

4

1

2

2

12

Окулист

2

Хирург.заб.

1

1

1

2

5

Инфекц.заб.

-

прочие

1

1

1

3

Заб.верх.дых.путей

1

1

2

4

Травма

1

1

итого

9

19

15

11

12

8

74

Таким образом, заболеваемость детьми вирусными и простудными заболеваниями не высокая, случаев заболеваний гриппом, инфекционных заболеваний нет. Данные анализа заболеваемости свидетельствуют об эффективности проводимой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

2. Оценка профессионального мастерства воспитателей.

Во всех возрастных группах для анализа заболеваемости, дифференцированного подхода к индивидуальной работе с детьми воспитатели заполняют «карты здоровья», где указываются показатели здоровья детей: группа здоровья, имеющиеся хронические заболевания, заболеваемость по месяцам.        Однако, во 2-ой младшей (Титова Т.А., Волочанская  С.А.), подготовительной  группе (Алексеева Н.Н., Берсенева Н.А.) «карта здоровья» на новый учебный год не заполнена.

  Воспитатели знают комплексы физминуток, динамических пауз, комплексы пальчиковых гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. В отсутствие воспитателя по ФИЗО,  проводят  занятия по физкультуре. Все воспитатели знают программные задачи и методику работы по разделу «Физическое воспитание». Достаточно грамотно планируют  и организовывают двигательный режим детей в течение дня. Умело руководят формированием у детей культурно-гигиенических навыков. Воспитатели старшей группы Гекк Т.И., Гарбуз Л.П. и подготовительной группы Зайнутдинова М.Р., Плотникова Е.В.  особое внимание уделяют организации питания, в частности сервировке стола – аккуратно расставлены приборы, обязательно стоят салфетки.

Непосредственно образовательная деятельность  во всех группах проводится в соответствие с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Во время проведения  занятий воспитатели групп  вовремя замечают признаки утомления детей, умеют переключить их внимание, проводят  физминутки, соответствующие возрасту детей.

Однако не всегда есть контроль со стороны воспитателей за правильностью  осанки детей во время работы за столом. На занятиях воспитатели не используют профилактические  упражнения для глаз.

Во всех группах ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры на прогулках, игры малой подвижности в группе,  три раза в неделю – физкультурные занятия, соблюдается режим прогулок.

         Во всех группах проводятся щадящие формы закаливания: элементы обширного умывания, хождение босиком, воздушные ванны до и после сна.

Педагоги старшей группы (Гекк Т.И., Гарбуз Л.П.)  широко используют в качестве оздоравливающих процедур оздоровительный бег на прогулке,  ходьбу по мокрым дорожкам, воспитатель группы  ежедневно перед прогулкой проводит с детьми дыхательную гимнастику.

Однако выявлены  следующие проблемы: пребывание детей на воздухе не всегда правильно организуется, сокращается время прогулок  в  I, II младшей группе, недостаточный подбор пособий, игрушек, однообразие игр, снижающий интерес детей к движению.

Не систематически проводятся такие формы активного отдыха, как физкультурные досуги и физкультурные праздники.

Слабо организована в ДОУ работа с частоболеющими детьми.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей, во всех группах имеется соответствующая её маркировка.

Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком), имеются ребристые дорожки, массажные коврики для профилактики плоскостопия.

У воспитателей подготовительной, подготовительной логопедической группы имеется много методической литературы по физкультурно-оздоровительной работе, подборка комплексов гимнастики для опорно-двигательного аппарата, зрения и др.

Воспитатели старшей группы Гекк Т.И., Гарбуз Л.П. систематически пополняют картотеку группы новыми комплексами пальчиковых, дыхательных, подвижных игр и упражнений.

Разнообразно содержание физкультурного уголка в старшей логопедической группе,  кроме вышеперечисленного имеется атрибуты для дыхательных упражнений, сухой бассейн для рук, дартс, массажные мячики. Кроме того имеется картотека подвижных игр, игр с пальчиками, картотека упражнений для глаз.

В группах созданы условия для гигиенических процедур: имеются поддоны для мытья ног; полотенца содержаться в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца.

Во всех группах имеются стаканчики для полоскания полости рта. Однако, ни в одной группе (кроме старшей логопедической) дети после еды рот и горло не поласкают.

Недостаточно укомплектованы физкультурные уголки во всех возрастных группах (требуют обновления и пополнения).

4. Планирование.

Анализ планов показал:

I младшая группа (воспитатели Дмитриева О.В., Володина Е.А.) – планирование воспитательно-образовательной работы с детьми не соответствует требованиям. Физкультурно-оздоровительные, закаливающие мероприятия не прописаны,  план не подписан, не указывается месяц, годовые задачи)

II  младшая группа (Титова Т.А., Волочанская С.А.) – физкультурно-оздоровительная работа планируется не регулярно, отсутствует система работы.

Средняя группа (Ковч О.В., Гергель К.В.), старшая группа (Гекк Т.И., Гарбуз Л.П.) – план воспитательно-образовательной работы подробный, в полном объеме расписаны прогулки. Ежедневно планируется индивидуальная работа с детьми.

Подготовительная логопедическая группа (Зайнутдинова М.Р., Плотникова М.Р.) – в плане в полном объеме отражена физкультурно-оздоровительная работа. Как положительное, можно отметить, что планируются образовательные и развивающие задачи ко всем видам детской деятельности, прописана работа по отработке навыков основных видов движения.

Подготовительная группа (Алексеева Н.Н., Берсенева Н.А.) – планирование строится в соответствии с лексическими темами недели,  подробно расписаны все режимные моменты.

Однако в планах воспитательно-образовательной работы всех групп не прослеживаются  годовые задачи детского сада;  не отражена работа с родителями по проблеме здоровьесберегающих методов; не прослеживается работа с частоболеющими детьми, не наблюдается последовательность закаливающих процедур: от щадящих к более интенсивным (увеличение времени, снижении температуры).

5. Анализ психологического комфорта в группах.

Для создания психологического комфорта в детском саду во всех группах созданы условия для самостоятельно-поисковой, экспериментальной  деятельности, имеются театрально-речевые зоны, разнообразный изобразительный материал для воплощения творческих замыслов детей.

Оборудованы зоны отдыха (детская мягкая мебель, уголки уединения).

Во всех группах соблюдается режим дня, режим двигательной активности. Соблюдается рациональное питание.

Благоприятным фактором психологического комфорта в группе является стиль педагогического общения воспитателя с детьми. Тестирование педагогов, наблюдение за их деятельностью показало, что 100% воспитателей предпочитают демократический стиль общения – общение на основе дружеского расположения. Большинство педагогов ДОУ работают в ключе личностно-ориентированной модели, воспринимают ребёнка как равного, но другого, со своими проблемами, желаниями, интересами.

Однако, у молодых педагогов (Гергель К.В., Волочанской С.А.) в общение с детьми преобладают дисциплинарные указания, связанные с выполнением учебных задач или с осуществлением режимных моментов.

6.Работа с родителями.

Педагогами  II младшей, средней, подготовительной  групп изготовлены папки – раскладушки с детскими фотографиями, отражающие физкультурно-оздоровительную работу в детском саду: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» (II младшая группа), «Как мы закаляемся!» (средняя группа), «Путь к здоровью – каждый день!» (подготовительная группа).

Во всех группах, кроме I младшей группы, в родительских уголках есть наглядная информация для родителей по вопросам организации закаливания, профилактики различных заболеваний.

Во II младшей группе – «На простуду есть управа», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические мероприятия при гриппе».

В средней группе – папка-передвижка «Закаливание – основа здоровья детей», «Кишечные инфекции».

В старшей группе – «Как уберечь ребенка от респираторных заболеваний», «Рекомендуем точечный массаж».

Подготовительная группа – «Рекомендуем точечный массаж», папка-передвижка «Закаливание – основа здоровья детей».

Рекомендовано:

1.  Привести в соответствие документацию групп: «карта здоровья» группы - воспитателям  2-ой младшей  группы (Титова Т.А., Волочанская  С.А.), подготовительной  группы (Алексеева Н.Н., Берсенева Н.А.), план воспитательно-образовательной работы - воспитателям 1 младшей группы (Володина Е.А., Дмитриева О.В.)

2. Воспитателям всех возрастных групп составить план физкультурно-оздоровительной работы группы, включить в план работу с частоболеющими детьми.

2. Воспитателям всех возрастных групп во время проведения занятий помимо физкультминуток вводить гимнастику для глаз;

3. Воспитателям всех возрастных групп дополнить и обновить содержание физкультурных уголков и предметов для закаливания;

4. Воспитателям средней группы (Ковч О.В., Гергель К.В.), подготовительной логопедической (Зайнутдиновой М.Р., Плотниковой Е.В.),  подготовительной (Алексеева Н.Н., Берсенева Н.А.) групп обязательно организовывать  полоскание полости рта и горла после приема пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательномучреждннии (ДОУ).Задачи работы: - раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в пед...

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

В статье обозначена актуальность проблемы реализации  здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...

«Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»

Цель проверки: выяснить состояние работы учреждения по по использованию здоровьесберегающих технологий , по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни....

Проект в средней группе "Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении"

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждени...

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматривается реализация мероприятий по здоровьесбережению детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата в рамках дошкольного образовательного учреждения....