Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
статья

Непийвода Ирина Андреевна

В данной статье рассматривается реализация мероприятий по здоровьесбережению детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nepiyvoda_i.a.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Непийвода Ирина Андреевна

Инструктор по ФК

 МАДОУ «ДС № 17 г. Челябинска»

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье дошкольника.

В данной статье рассматривается реализация мероприятий по здоровье сбережению детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Здоровье детей - базовая ценность и необходимое условие полноценного физического, психического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать гармонично развитого человека в будущем. Организм дошкольника интенсивно растёт и развивается. И отличается повышенной чувствительностью к влияниям природной и социальной среды. Сохранение и укрепления здоровья детей-основная задача дошкольного образования. Одним из мощных естественных стимуляторов роста и развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является двигательная активность, влияющая на формирование физиологических систем организма.

Последние годы растёт число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, желудочно-кишечного тракта и др. К сожалению, здоровье и образ жизни современных дошкольников отражают негативные влияния цивилизованного мира. В настоящее время низкая двигательная активность детей, не обеспечивает укрепления физиологических систем и защитных сил растущего организма.

В нашем детском саду физическое воспитание представляет комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы. Неотъемлемой частью оздоровительного процесса является взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и специалистов. Для воспитателей и педагогов ДОУ разработано методическое пособие о часто встречающихся заболеваниях опорно-двигательного аппарата и их профилактике.

Здоровье сберегающая модель рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребёнку психическое и физическое благополучие. Большинство детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоско-вальгусная деформация стоп), поэтому наша модель здоровьесбережения направлена на их профилактику. Нарушения осанки и сколиоз нередко сопровождаются расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, понижается жизненная ёмкость лёгких, могут возникать изменения сердечно-сосудистой системы. Осанка зависит от общего состояния скелета, мышечной, нервной системы и суставно-связочного аппарата.

Педагоги в своей работе используют охранительный оздоровительный режим - вид педагогического режима, направленного на охрану физического здоровья и нервной системы детей. Организация охранительного режима включает: устранение умственных перегрузок с другими видами деятельности в течении дня и внутри одного занятия. Соблюдение гигиенических требований к организации занятий, обеспечение отдыха ребёнка в ходе занятий и между ними. Чередование на занятиях сложных заданий с более простыми, интересных - с менее интересными, снятие возбуждения и напряжения в начале занятий, торможения и усталости – в середине занятия. В методическом пособии для воспитателей изложены согласно СанПин требования к организации рабочего места и отдыха детей: освещение, мебель, отопление, вентиляция, гигиенические нормы.

Рассмотрим охранительный оздоровительный режим в группе:

1. Утренний приём детей предусматривает проведение кинезиологических, дыхательных упражнений, разучивание стихов речёвок о осанке, и здоровье, упражнений для мелкой моторики. Знаний по изучению тела человека и работы его физиологических систем. Разработаны картотеки и методические пособия для младшего и старшего дошкольного возраста с комплексами кинезиологических, дыхательных упражнений, стихов и сказок о теле человека.

2. Утренняя гимнастика проходит в холодное время года в спортивном зале, в тёплое на спортивной площадке на улице. Утренняя гимнастика включает в себя выполнение различных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений с обязательным включением упражнений и подвижных игр на формирование правильной осанки и дыхание.

3. Ежедневно педагоги проверяют осанку у детей во всех режимных моментах. До и после прогулки у своих шкафчиков, сидя за столами, перед зеркалом, у шведской стенки, у щитов для проверки осанки без плинтуса. Во время занятий за столами и приёма пищи осуществляется визуальный контроль за правильной посадкой и осанкой ребёнка. На столах и в игровых зонах (парикмахерская, зона чтения книг) представлены схемы для детей «Как правильно сидеть и стоять». Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учётом роста детей.

Выработка умения сохранять правильную позу во время занятий с длительной статической нагрузкой. Начиная со стоп, последовательно принять правильную, симметричную постановку различных частей тела: стопы - в опоре на полу или подставке; колени - согнуты под прямым углом и находятся на одном уровне; распределить равномерно опору на обе половины таза; расстояние между грудью и столом - 1-2см.; предплечья лежат на столе свободно, симметрично, без напряжения, плечи симметричны; голова наклонена вперёд, расстояние от глаз до стола примерно 30 см. При проведении устных занятий детям можно предложить лечь на спину, с прямыми или согнутыми ногами, руки вдоль тела или за голову. На занятиях по изобразительной деятельности, если ребёнку сложно сидеть в одной позе, можно предложить ему закончить работу, стоя за мольбертом. Для снятия статического напряжения и разгрузки связочно-мышечного аппарата среди занятия проводится физминутка. Во время режимных моментов и смены деятельности можно использовать ограничение гравитационных нагрузок на позвоночник. Проводить с детьми упражнения психогимнастики и релаксации в положении лёжа на спине. Во время дневного сна приучать детей засыпать на спине, руки вдоль тела. После дневного сна постепенное пробуждение с выполнением специальных упражнений в кровати для активизации мышц и нервной системы детей в течении пяти минут. Затем дети выполняют гигиенические процедуры, проверяют правильную осанку у щитов и идут по дорожке по следам с разворотом стоп наружу 30 градусов - правильная установка стоп. Далее дети выполняют корригирующую гимнастику в спортивном зале для профилактики плоскостопия. Здесь присутствует момент закаливания, дети занимаются в нижнем белье и босыми. В комплекс корригирующей гимнастики входят упражнения для стоп с использованием специального оборудования (массажные дорожки и коврики, мячи, мелкие предметы, обручи, гимнастические палки, степ платформы и т.д.)

4. Важным аспектом в укреплении мышечно-связочного аппарата и физиологических систем организма, является ежедневная двигательная активность дошкольников. К выше перечисленным оздоровительным мероприятиям ежедневно на свежем воздухе проводится подвижные игры и дозированная ходьба. Разработаны картотеки подвижных игр, направленных как на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата – игры для укрепления сводов стоп, формирование правильной осанки, так и развитию физических качеств – ловкости, равновесия, быстроты, координационных способностей, ориентировки в пространстве. Непосредственно образовательная деятельность предусматривает проведение трёх занятий в неделю по физическому воспитанию. Обязательным условием является обогащение педагогами здоровьесберегающей среды. Только в этом случае можно добиться положительных результатов. В ДОУ для оптимизации процесса двигательной активности используется разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. В различных зонах группы, раздевалки, размещён спортивный инвентарь со схемами упражнений, игр понятных детям и мелкое физкультурное оборудование доступное детям. Например, в зоне «парикмахерской» располагается СПА зона, в которой есть схемы массажа и самомассажа рук, головы, рук и стоп массажным мячами и щетками, и соответствующий инвентарь. В экологическом уголке, рядом с контейнерами по раздельному сбору мусора, стоят пятилитровые пластиковые бутылки, оформленные в виде вырезанной широко улыбающейся мордочки – для метания маленьких мячиков. Что является примером использования пластиковых бутылок как нестандартное оборудование, до их сдачи на переработку. В зоне творчества и рисования, расположены схемы гимнастики для глаз, для снятия напряжения, правильной посадки за столом и установки стоп. Массажные коврики под стопы, когда ребенок садится рисовать, он может поставить стопы на него, разувшись. В театральной зоне, располагается нестандартный инвентарь, предназначенный для общеразвивающих и упражнений для укрепления стоп, самостоятельных подвижных игр (веер из цветной бумаги, флажки, платочки различных цветов и размеров, журналы, свернутые трубочкой, рыбки из поролона, киндер яйца, ленточки, мелкие мячики, старые фломастеры, шапочки и атрибуты для игр и т.д.). В раздевалке стоят детские тренажеры, которые помогают развивать мышцы и суставы и способствуют профилактике заболеваний позвоночника, опорно-двигательного аппарата и других систем организма. Образовательная деятельность по физическому воспитанию реализуется в разных формах: Итак, к двигательной активности мы относим: утренний прием, утреннюю гимнастику, НОД, самостоятельную двигательную деятельность в среде группы, подвижные игры на воздухе, прогулки, дозированная ходьба, гимнастику в кроватях после дневного сна, корригирующую гимнастику для профилактики плоскостопия после дневного сна, спортивные праздники и развлечения.

Таким образом при формировании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать то, что каждый компонент педагогического процесса должен выполнять функцию сохранения здоровья.

Список литературы

1. Попова О.Г. Лучше предотвратить, чем лечить. Журнал «Инструктор по физкультуре» №3/2013г.

2. Черепнева В.Е. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2/2012г.

3. Шарманова С.Б., Орешкова Е.В. Подвижная игра как средство предупреждения плоскостопия. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2/2013г.

4. Долгих Н.В. Тропа здоровья. Журнал «Инструктор по физкультуре» №3/2013г. Журнал «Инструктор по физкультуре» №4/2014г.

5. Качурина О.А., Асачева Л.Ф., Горбунова О.В., Современный подход к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ через реализацию собственной педагогической модели. Журнал «Инструктор по физкультуре» №3/2012г.

6. Мингалева А.Н., Корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Инструктор по физкультуре» №1/2012г.

7. Фонарев М.И., Фонарева Т.А., Лечебная физкультура при детских заболеваниях.  БСМ Ленинград «Медицина» 1981

8. СанПин 2.4.1.3049-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада. ...

"Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательномучреждннии (ДОУ).Задачи работы: - раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в пед...

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении...