Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
статья

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада.  

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Отсюда, огромная значимость оздоровительной работы, которая определяется как система гигиенических,  оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.  

   В детском саду созданы условия для оптимизации двигательной активности в течение дня, повышения эмоционально-психологического комфорта детей и педагогов. Физкультурный  зал и групповые комнаты  оборудованы спортивными тренажерами,  степ – платформами, дорожками здоровья, спортивным инвентарем, мячами для фитбола, ковриками для горизонтального балета и др.   

В дошкольном учреждении организована разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Оздоровительная работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

1. Диагностическое.

2. Лечебно-профилактическое.

3. Просветительно-обучающее.

4. Физкультурно-оздоровительное.

В детском саду педагоги используют различные виды здоровьесберегающих технологий: ритмопластику, динамические паузы, подвижные, спортивные игры, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию, гимнастику для профилактики плоскостопия.

Воспитанников ДОУ здоровому образу жизни обучают в процессе проведения физкультурных занятий, коммуникативных игр, самомассажа точечного массажа, игротерапии, игротренингов.

Специалисты дошкольного учреждения  применяют в работе с детьми коррекционные технологии: сказкотерапию, психогимнастику, технологию музыкального воздействия, цветотерапию и др.

В детском саду систематически проводятся: утренняя гимнастика,  закаливание, витаминизация, дезинфекция воздуха во всех группах, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, физкультминутки и т.д. В практике работы нашего учреждения используются как традиционные, так и нетрадиционные методы оздоровления. К нетрадиционным методам относятся:  упражнения на  степ-платформах, фитбол, горизонтальный пластический балет, детская оздоровительная  хатха – йога.

Упражнения на фитболах являются средством коррекции различных типов нарушения осанки. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами – это, прежде всего, воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При оптимальной, нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается крово- и лимфообращение, обмен веществ в межпозвоночных дисках. К достоинствам мяча относятся его физические свойства, позволяющие ребенку выполнять с фитболом множество увлекательных упражнений, выступающих в качестве средства решения и оздоровительных, и образовательных задач.

     Йога – это не только определенные позы (асаны), но, прежде всего, комплекс этических норм, основы личного поведения, принципы правдивости, ненасилия, чистоты сдержанности, практикуемые в йоге, закрепляют в сознании наших детей общечеловеческие ценности, развивают их физически и эмоционально. Йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они, кроме приобретения хорошей физической формы, помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, дают возможность узнать много нового о себе. Мы превращаем йогу в любую игру. Главное - задать детям состояние удовольствия, интереса, любви к движениям.

     Занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет - это, прежде всего, знакомство с телом, его различными положениями, азы асаны, а также наработка навыков, которые понадобятся в жизни.

 Личный пример педагога имеет первостепенное значение, поскольку дети обучаются, главным образом, через наблюдение и подражание. Дети не воспринимают пространных объяснений, но мгновенно улавливают глазами все особенности движений. Указания и инструкции должны быть краткими. Совершенство поз не имеет большого значения для маленького дошкольника. Гораздо важнее помочь ребенку изучить и расширить свои двигательные возможности.

Занятие состоит из 3-х частей

  • Вводная: общая разминка.
  • Основная: детская оздоровительная йога: динамическая разминка, дыхательная гимнастика, самомассаж, асаны  йоги для детей.
  • Заключительная: релаксация (снятие мышечного напряжения).

Горизонтальный пластический балет - это нетрадиционный стиль работы с детьми. Выполняя программу горизонтального пластического балета, дети погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызываемых ими эмоций. Все движения, преимущественно в начале программы, плавные, мягкие, пластичные. Физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Необходимо выразить движениями характер музыки, для этого в каждой программе подбираются игровые образы, например, цветы, морские волны, лодочки, дельфины. Программы горизонтального пластического балета могут проводиться вместо комплекса упражнений после дневного сна. Программы оправдывают себя в индивидуальной работе с детьми. А какими интересными, музыкальными, эстетическими могут стать физкультурные развлечения, физкультурные праздники, если в них включить программы горизонтального пластического балета.

Степ–аэробика для детей - одно из самых простых и эффективных  направлений в большом семействе аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Шаговая аэробика очень проста, она не требует излишнего сосредоточения на правильном усвоении тех или иных движений. Отличительной особенностью степ-аэробики является гармоничное развитие тела, прекрасная осанка, вырабатываются красивые, выразительные и точные движения. В степе используются те же упражнения, что и в классической гимнастике. Все они направлены на тренировку мышц сердца, выработку лучшей координации движений. Но в степ-аэробике можно достичь гораздо большей нагрузки и, следовательно, результат даст о себе знать намного быстрее. Степ-аэробика воздействует на тело комплексно, оказывая положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализует артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что данный вид аэробики достаточно эффективен для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.

Медицинский персонал дошкольного учреждения  организует  работу по наблюдению за состоянием здоровья детей, проводит профилактические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижение заболеваемости, а также занимается санитарно-просветительской работой с воспитателями и родителями.

Большая роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями: проводятся родительские собрания, консультации,  родители активно участвуют в  спортивных праздниках «Мама, папа, я - спортивная семья», развлечениях «Зимние забавы», походах в парк и т.д.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, педагоги дошкольного учреждения способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для воспиттелей " Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей  с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой....

Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо пон...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении...

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения  является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.  (является единственным в  городе...