Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панюкова Ольга Валерьевна

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия использования   здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Подготовила воспитатель ГБОУ «Школа № 718»

Панюкова Ольга Валерьевна

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

Первое условие – обогащение творческого потенциала детей, прежде всего возможностей их воображения.              

  Психосоматическое развитие ребенка в ходе развивающей оздоровительной работы должно разворачиваться как процесс проблематизации, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов (традиционная – не развивающая оздоровительная работа лишь дублирует и педагогически «закрепляет» этот опыт и эти эталоны).

            Педагог должен фиксировать внимание детей на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям разрешать возникшие проблемы.

            Проблематизация обыденных психомоторных эталонов может протекать в форме инверсии – создания педагогом и детьми своеобразных двигательных «перевертышей». Так строится подвижная игра «Обезьянки». В ней дети вначале изображают послушных обезьянок, которые очень старательно копируют демонстрируемые педагогом движения.   Далее задача усложняется. Педагог предлагает своим воспитанникам не просто поиграть в игру «в непослушание», когда можно придумывать любые движения, лишь бы они отличались от «эталонных». Благодаря этому ребенок не только прочнее усваивает заданные двигательные эталоны, но и на доступном для себя уровне осмысливает источники их происхождения и границы их применимости. Поэтому желательно, чтобы «первое знакомство» детей с вводимым образцом и его творческое изменение протекало в пределах одного занятия. Детям с самого начала необходимо увидеть целое раньше частей, что и является ведущей функцией творческого воображения.

   Второе условие – развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий.

  Один из путей формирования произвольности движений на основе развития двигательного воображения – выработка у ребенка отношения к собственному движению и выполняющему его органу как к особому субъекту, самостоятельному действующему началу. Этот методический ход «подсказывают» положения работ Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, В.Т.  Кудрявцева и Б.Б. Егорова.

   Формирование произвольности движений ребенка тесно связано с развитием их  эмоциональной регуляции. Для того  чтобы движение стало произвольным  оно должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально переживаемым.

  Этого эффекта можно добиться через выделение в движении его смысловой компоненты, в частности – через игровое выполнение движения. Например, выполнение упражнений в таком основном виде движений как ходьба, требует от детей выражения определенного внутреннего состояния и настроения – ребенок изображает уверенную походку, усталую походку, бодрую походку и т.д. При этом педагог должен обращать внимание детей на походку как на выразительный компонент ходьбы, постепенно создавая у них представления о красивой походке.

   Третье условие – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.  

  Это условие достигается благодаря полифункциональности развивающих форм развивающей оздоровительной работы, которые необходимо применять в условиях современного дошкольного образовательного учреждения не только на занятиях по физической культуре, но и в других видах деятельности детей.

  Четвертое условие – формирование осознания значимости и уникальности своих и чужих психических и физических возможностей.

  Это осуществляется путем создания у детей ориентировки на смысловые, выразительные характеристикам движений, на творческий характер их построения при выполнении парных и групповых упражнений.

  Пятое условие – достижение оздоровительных эффектов преимущественно опосредованным способом – через работу с психомоторной сферой ребенка.

  Закаливающие процедуры, коррекция осанки и др. осуществляются в контексте творческого движения и игры. Так, при проведении игр с элементами массажа в старшей группе проходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. Но в отличие от применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто «работает», а играет с собственным телом - массажируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

  При организации особых оздоровительных моментов и процедур, в частности – полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно с точки зрения закаливания, когда в игре дети предварительно «энергетически обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья.

            В настоящее время можно сформулировать основные направления организации для создания условия использования   здоровьесберегающих технологий в ДОУ по следующим классификациям:

            1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга  здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

            2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика,массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и  Реализация этих технологий  осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

             3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

              4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

             5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

             6.Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников  ДОУ.

            Для создания условий использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ различные участники образовательного процесса    решают при этом разные, специфические задачи в единой системе.   Коротко перечислим некоторые из них.

Задачи  администрации:

  1. соблюдение СанПиНов;
  2. внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
  3. обеспечение переподготовки кадров;
  4. создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
  5. влияние на социальные (и экономические) факторы;
  6. контроль и влияние на психологические факторы.

Задачи воспитателя:

  1. выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
  2. индивидуальный подход к ребёнку;
  3. создание эффективного психологического климата в группе;
  4. влияние на микросоциум (коллектив группы);
  5. просвещение учащихся;
  6. мотивация учащихся;
  7. взаимодействие с семьей.

Задачи родителей:

  1. создание условий для оздоровления ребенка;
  2. формирование морали, социальных установок;
  3. формирование мотивации;
  4. передача культурной традиции;
  5. взаимодействие с воспитателем в проблемных ситуациях;
  6. влияние на психологические факторы внутри сада.

Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у самих детей:

  1. формирование собственной мотивации к здоровью;
  2. формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
  3. нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

   Выводы: Все вышеперечисленные принципы и условия организации развивающей оздоровительной работы служат основанием для перестройки и  обновления оздоровительной работы и создания комплексной системы развития и воспитания здорового ребенка в условиях современного ДОУ.

  Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

             Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.  

   Раскрытие принципов развивающей оздоровительной работы с детьми предполагает обращение к идеям А.В.Запорожца. Не только психическое, но и целостное психофизиологическое развитие ребенка, включая развитие детского здоровья, мы рассматриваем внутри процесса его приобщения к человеческой культуре, который совершается не в форме «интериоризации», а в форме проблематизации - творческого преобразования культурных образцов. Главный итог этого процесса для ребенка – не столько «открытие» культуры «для себя», сколько «открытие себя» в мире культуры, построение ее средствами нового образа своих возможностей. Вторая линия была намечена еще Л.С. Выготским и получила свое продолжение в работах Д.Б. Эльконина и А.В.Запорожца. В последних работах А.В. Запорожца была обоснована необходимость сведения воедино двух положений, которые традиционно рассматривались как антитезы - об общественно-исторической детерминации психики ребенка и ее саморазвитии, в котором обнаруживает себя креативная тенденция детского развития. «...Развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодеятельный характер». «Врастание в культуру» (Л.С. Выготский) - это путь от поискового ориентировочно-смыслового – эмоционально насыщенного и экспрессивного - действия ребенка к построению смыслообраза  действительности и только через это – к освоению культурного образца.  Так сказать, человеческая психика является не образом, а именно смыслообразом мира, создаваемым силой воображения субъекта. Осмысленное предчувствие – вот что, по А.В. Запорожцу, открывает ребенку в качестве личности ворота в человеческий мир. Вводит его в этот мир творческое эмоциональное содействие и сопереживание другому человеку, а не «интериоризация» безличных образцов деятельности.   В педагогическом процессе необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность как специфическая «культура», к которой еще только предстоит приобщиться, как terra incognita, которая ждет своих исследователей и преобразователей. Иначе, тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом проектирования, преобразования, познания и оценки. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованной двигательно-игровой деятельности. Главное – это помочь ребенку войти в это состояние и пережить его. «Ключом» к нему и становится образ.  Так же и передающее образ движение не просто условно «выражает» добро, а реально творит его. Поэтому на занятиях нужно широко использовать оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, другими детьми, с самим собой. Энергийная сила образов и движений, которая высвобождается при этом, раскрепощает резервные возможности организма ребенка.   У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа (своего и чужого), доброе и уважительное отношение к ним. Именно совместное творчество педагога и детей, протекающее в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является механизмом обеспечения единства телесного и духовного в жизни ребенка. Это единство представляет собой не только предпосылку, но и результат личностного роста. В свою очередь, становление психосоматической целостности личности может рассматриваться и как эффект развивающего образования.

            Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium - начало, основа, основное требование деятельности и поведению)  [28].

            Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности у дошкольников.

            Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

            Общедидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Рассмотрим более подробно указанные группы принципов.

  1. Общедидактические принципы:

-Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

 -Принцип активности - предполагает у детей высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

-Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм, привлечения органов чувств человека к процессу познания.

-Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала [33].

                2.  Специфические принципы:

  - Принцип не нанесения вреда.

 - Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

 - Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

           Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

- Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

 - Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

 - Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

 - Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма  у дошкольника.

 - Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

- Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

- Принцип формирования ответственности у дошкольников за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

- Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать детей применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [42].

            Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Абрамова Л.П. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет [Текст] / Л.П. Абрамова, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова.– М.: Карапуз, 2003.-37 с.
  2. Арнаутова  Е.П. Педагог и семья [Текст]/ Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 156 с.
  3.  Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]/ Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2005. - 560 с.
  4. Базарный  В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! [Текст] / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004
  5. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.П.  Банникова.- ТЦ Сфера, 2007.- 51 с.
  6. Баранова З.П.  Пособие для воспитателя. [Текст]/ З.П.Баранова, В.Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, И.С. Окунев // Пусть ребёнок растёт здоровым! / под ред. Л. Ф. Островской. - 2 изд. М.: Просвещение, 1975.-79 с.
  7.  Безруких М.М. "Российская газета" [Текст] /М.М. Безруких // В школу с букетом болезней. - РГ Федеральный выпуск N4309 от 6 марта 2007
  8. Безруких М.М. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекции 5-8. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова.- М.: Педагогический университет, 2006.- 72 с.
  9. Безруких М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.  
  10. Безруких М.М.  Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов [Текст] / В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2001.-  416 с.
  11.  Бересневой  З.И.  Здоровый малыш.  Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Береснева. //  под ред.  ТЦ Сфера, 2003. –  32 с.
  12.  Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Бочарова. - М.: Центр педагогического образования, 2007. –  256 с.
  13.  Васильевой М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. / Под редакцией - М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 240 с.
  14.  Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие [Текст] / Э.Н. Вайнер. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998.- 183 с.  
  15.  Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И.М. Воротилкин. - М.: Энас, 2006.-144 с.
  16.  Галанов А.С. Игры,  которые лечат [Текст] / А.С.Галанов. // Педагогическое общество России  - М.:  2005. - С. 76-91.
  17. Горькова Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г.  Обухова. – М:. -  2007.-110 с.
  18.  Дмитриев А.А. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе. Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. [Текст] / И.Ю. Жуковин  - 1999. С. 190 – 193.
  19.  Доскин В.П. Растим детей здоровыми [Текст] /А.Г. Голубева - М.: Мозаика-синтез, 2005.- 96 с. 
  20. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для студ. пед. Вузов [Текст] / Ю. А. Ермолаев. – Москва: Высш. шк., 1985. – 384 с. 
  21. Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения» [Текст] / Т.Н. Жданова. - ОАО «Дом печати-ВЯТКА», 2005.- 10 с.
  22. Зайцев Н. К.  Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. [Текст] / В.В. Колбанов. // Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. С.148-153.
  23.  Здоровье и окружающая среда. [Текст] – М.:Медицина, 1981.
  24. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  25. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства» [Текст] / Т.С. Козаковцева. – Киров, 1997.
  26. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник. [Текст] / В.Н. Кардашенко.– М.: Медицина, 1980.- С. 45-115
  27.  Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!” [Текст] /Т.Г. Карепова, И.Ю. Жуковин. // Психолог в детском саду. -№3, 2006. - С. 52-80.
  28.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - 1-4 классы. [Текст] / В.И. Коваленко - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
  29.  Козырева О.В. Если ребенок часто болеет: Пособие для педагогов и инструкторов физкультуры [Текст] / О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2008.-21с.
  30.  Козырёва О.В. Оздоровительно–развивающие игры для дошкольников: Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры ДОУ [Текст] / О.В. Козырёва. - Москва «Просвещение» 2007. – 94с.
  31.  Кравцова Е.Е. Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе [Текст] / Е.Е. Кравцова.// Дошкольное образование. -№15, 2001.-17с.
  32. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ф. Лури.-М.: Просвещение, 1991. - 63с.
  33. Лядова Н.В. Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в  процессе  учебной деятельности: Метод, пособие [Текст] /  Н.В. Лядова.О. Д. Лившиц.-  Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998.
  34.  Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников элементы йоги для детей, (нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе, семье. [Текст] / Т. Нестерюк, А. Шкода.- М.: ДТД (Димов, Ткачев, Добахов) 1993. - 105 с.
  35.  Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокин. - М.: Просвещение, 1973.- 216 с.
  36. Погадаев Г.И. «Физкульт – Ура!»  Физическая культура дошкольников/ пособие для   родителей и воспитателей [Текст] / Г.И. Погадаев. – М.:, Школьная Пресса, 2003.- 96 с.
  37. Полтавцева Н.В. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни/ Н.В. Полтавцева, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. [Текст] // Дошкольник. Содержание образования. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ ульяновской области в 2005-2006 учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – С.65-71.
  38. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005.–  6 с.
  39.  Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья [Текст] / Р. Ротенберг.- Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. - 592 с.
  40. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет (с учетом уровня двигательной активности) [Текст] / М.А. Рунова. -М.: Просвещение, 2007.- 44 с.
  41. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с. 
  42.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  43. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев 1973. -  87 с.
  44. Тарасова Т.А.  Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А. Тарасова. - Т19 М.: ТЦ Сфера, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).  ISBN 5-89144-591-3 , 2005. - 176 с.
  45. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст] / Л.Г. Татарникова.  - СПб: Петроградский и К.,1997.- 90 с.
  46. Торохова Е.И. Валеология: Словарь [Текст] / Е.И. Торохова.- М.: Флинта: Наука. 1999. -  248 с.
  47. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум [Текст] / Т.А. Урунтаева. – М.: Academia, 1999. - 96 с.
  48. Филиппова С.О.  Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский.- ИЦ Академия, 2007.-321 с.
  49. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье [Текст] /  В.М. Целуйко. - Мозырь: Содействие, 2007. -  224 с.
  50.  Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции [Текст] / Б.Н. Чумаков.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -  245 с.
  51. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми [Текст] / С.Е. Шукшина. - М.: Школьная Пресса, 2004. -  48 с.
  52. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст] / Л.В. Яковлева.- М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004. – 315 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада. ...

Консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для воспиттелей " Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой.

опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей  с аллергическими заболеваниями и бронхиальной астмой....

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении...

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения  является квалифицированная помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.  (является единственным в  городе...