«Чистый воздух-залог здоровья» занятие экологического кружка «Юный эколог»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Письмаркина Антонина Николаевна

Занятие экологического кружка «Юный эколог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._chistyy_vozdukh_zalog_zdorovya.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Чистый воздух-залог здоровья»

( занятие экологического кружка «Юный эколог»)

                  ЦЕЛЬ: закрепить знания детей, полученные на занятиях кружка; продолжать воспитывать любовь к родной природе, беречь ее, учить различать и правильно называть цветы и деревья, птиц, угадывать их на картинках; вызвать желание загадывать загадки о деревьях читать о них стихи; помочь запомнить правила поведения в природе; воспитывать эстетическое восприятие, развивать творческое воображение.

        МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Приход Карлсона в гости;
  2.  Составление макета "Город, в котором я хотел бы жить";
  3.  Загадывание загадок;
  4.  Чтение стихов И.Токмаковой, Вс. Рождественского, А.Прокофьева;
  5.      Дидактические игры "Угадай правило”, "Составь цепочку”, "Составь цветок из частей";
  6.  Рассказывание легенд о цветах.

          НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: макеты домов, завода, школы, детского сада, деревьев, цветов; картинки с изображением птиц; "лекарство" для Карлсона противогаз; комнатные цветы; горшочки с луком, выращенные в различных условиях, дневники наблюдений.

          ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: занятия с детьми по ознакомлению с природой в течение года; занятие в кружке "Юный эколог”; наблюдение во время экскурсий в лес, на полянку, на ежедневных прогулках; рассматривание картин; чтение и заучивание стихов и загадок о растительном мире.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у нас сегодня экологическое занятие, на нем мы с вами повторим все то, чем занимались в течение года.

К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

ДЕТИ: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я что-то очень волнуюсь, потому что не вижу Карлсона, а он тоже обещал прилететь к нам на занятие. А его все нет и нет. Может, что-то случилось? Может быть, у него моторчик забарахлил? Или он переел сладкого и у него заболел живот?

(Раздается стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком в руках. Он сильно морщится, чихает и кашляет. Воспитатель сажает его на стул, и спрашивает, что случилось).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, Карлсон все-таки прилетел к нам в гости, но, по-моему, он заболел. А я думала, что Карлсоны никогда не болеют, ведь они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим ему лекарство. Правда, оно горькое, но хорошо лечит. (Достает большой пузырек).

КАРЛСОН: (перестает чихать и кашлять) Лекарство? Да еще горькое?

Вы что, забыли, что я выздоравливаю только от варенья? Ну, в крайнем случае, от вкусного торта. А от горького лекарства я совеем, заболею, могу даже умереть (становится печальным).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, хорошо, Карлсон, дорогой, будем лечить тебя твоим любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось?

КАРЛСОН: Сейчас расскажу. Как вы знаете, я живу... (спрашивает детей и подтверждает) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Но где, же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы думаете, где у нас в городе может быть грязный воздух? Где очутился Карлсон?

ДЕТИ: (Над заводом, над фабрикой, над свалкой мусора, над стоянкой машин, над шоссейной дорогой).

КАРЛСОН: А у вас в группе очень легко дышится, у вас тут очень свежий воздух, я уже начинаю выздоравливать. Почему это у вас так легко дышать, а, ребята?

ДЕТИ: (Мы перед твоим приходом группу проветрили, Светлана Ивановна протерла пыль и пропылесосила дорожки. А еще у нас в группе много комнатных растений. Вот почему воздух чистый).

КАРЛСОН: А какие цветы у вас в группе растут, я хочу знать?

ДЕТИ: (перечисляют).

КАРЛСОН: Молодцы, какие! Сколько цветов знают. А теперь послушайте в какую историю я попал. Летел-летел, к вам спешил, вдруг мой моторчик барахлить начал. Пришлось вынужденную посадку сделать. Приземлился прямо на стоянке автомобилей. Сначала я даже обрадовался: здесь мне моторчик быстро починят. И вправду починили, даже денег не взяли. Сказали: "С Карлсонов деньги не берем". Любят меня. Но пока я ждал, машины начали туда-сюда ездить, дым выпускать. Дышать совсем невозможно стало. Чуть не задохнулся.

Эти машины - не то, что мой моторчик. Он у меня экологически чистый, воздух не загрязняет. А вы, ребята, видели, как машины дым выпускают? Где это было?

ДЕТИ: (На остановке,  на дороге, даже около домов, пруда, речки, леса и т. д).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а как вы считаете, в нашем городе много машин?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

КАРЛСОН: Вы знаете ребята, я пока к вам летел, даже стихи сочинил, они правда невеселые, вот послушайте:

Кто от пыли задохнулся,

Едким дымом поперхнулся,

Будет кашлять и хрипеть,

И совсем не сможет петь!

Не поможет ни варенье,

Ни конфеты, ни печенье?

Но на этом мои злоключения не кончились. Только ушел я с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, чихать перестал, как прямо передо мной появились трубы, а из них - дым. Как вы думаете, что это было? (Выслушивает ответы детей). Это был огромный-преогромный завод.

И когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в даму. Только теперь в заводском дыму.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Карлсон, ну что же делать, мы ведь не можем прожить без заводов и фабрик, без машин, автобусов? Как вы думаете ребята?

ДЕТИ: (Высказывают свои предложения).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Значит, мы пришли к выводу, что без заводов, фабрик, машин прожить нельзя, а если их много, то они вредят здоровью человека. Что бы вы предложили ребята, чтобы воздух в нашем городе был чистым?

ДЕТИ: (Дети предлагают поставить на заводские трубы фильтры, и когда грязный воздух будет проходить через них, то вся пыль будет оставаться на фильтрах, а наружу будет выходить уже чистый воздух, как в пылесосе. Такие специальные пылесосы стоят даже в космических кораблях, ведь там тоже есть пыль только "космическая”).

ВОСПИТАТЕЛЬ: (Обращает внимание детей на макет города, на то, что он мрачный, там только дома, заводы. Спрашивает детей, что бы они сделали, чтобы в этом городе было радостно и весело жить).

ДЕТИ:(Предлагают посадить деревья).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто какое дерево хотел бы посадить?

1-ый РЕЕЁН0К: Я бы хотел посадить березу. (рассказ об этом дереве)

2-ой РЕБЕНОК: А я бы посадила липу. (рассказ о ней)

3-ий РЕБЕНОК: Я хотела, чтоб в нашем городе росли сосны, они очищают воздух, где растут сосны там всегда чистый воздух. (рассказ о сосне)

4-ый РЕБЕНОК: А я бы посадил рябину. (рассказ о рябине)

5-ый РЕБЕНОК: А я в нашем городе посажу тополь, они хорошо очищают воздух, поэтому их сажают в больших промышленных городах.  (рассказ о тополе)

(Рассказы о деревьях прилагаются)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте, почитаем стихи о деревьях.

(Дети читают стихи А.Прокофьева "Береза”; Вс. Рождественского "Березка”, И. Токмаковой ’’Рябинка”; "Яблоня”, "Дуб","Осинка","Сосны","Ели”,"Ива”)

(Стихи о деревьях прилагаются).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а загадки о деревьях вы знаете?

(Дети загадывают загадки о деревьях).

(Загадки о деревьях прилагаются).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас я вас приглашаю поиграть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (прилагается)

КАРЛСОН: И я вас тоже приглашаю поиграть, подойдите к столам, возьмите конвертики, мы с вами поиграем в игру "Составь из частей"

(Карлсон проверяет все ли дети правильно составили цветы, и спрашивает каждого ребенка, как называется его цветок).

Дети садятся на свои места.

КАРЛСОН: Ребята, а давайте цветы тоже посадим в нашем городе, будет очень красиво! Кто какой цветок хотел бы посадить?

1-ый РЕБЕН0К: Я бы посадил розу, этот цветок очень красивый, в древней легенде про него говорится, что он родился из слез самой прекрасной женщины - Венеры. Розу считают королевой цветов.

2-ой РЕБЕНОК: А я бы посадил нарцисс (коротко рассказывает о нем).

3-ий РЕБЕНОК: Я хочу посадить астру.

4-ый РЕБЕНОК: Я посажу ромашку. В древней легенде о ромашке сказано, что они служили зонтиками для гномиков. Смело шагали гномики е ромашкой под дождем и были всегда сухими.

5-ый РЕБЕНОК: А я в тени деревьев посажу ландыш, этот цветок занесен в красную книгу, пусть он растет у нас в городе.

КАРЛСОН: А вы только садовые цветы знаете или еще какие-нибудь?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (Луговые, лесные, полевые).

КАРЛСОН: (обращается к воспитателю) Ваши дети посадили деревья и цветы знают ли они, какие условия нужны для этого?

ДЕТИ: (Перечисляют все условия и ставят карточки на подставку).

КАРЛСОН: Подумаешь свет, тепло, удобрение и так все вырастет. Вот я пойду сейчас на улицу и посажу семечко в снег, а завтра глядишь и цветы вырастут.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, вырастут цветы у Карлсона?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотри, Карлсон, какие опыты провели наши дети с луком.

ДЕТИ рассказывают каждой о своей луковице, в каких условиях он ее выращивал (первый ребенок при свете, в тепле, но без воды; второй ребенок при свете, в тепле, с поливом; третий ребенок в тепле, с поливом, но без света; четвертый ребенок с поливом, при свете, но в холоде). Делают вывод, что растению обязательно нужны свет, тепло, полив.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну как, Карлсон, мы тебя убедили?

КАРЛСОН: Да, а я то думал, что я великий ученый, мыслитель и изобретатель, а оказывается среди ваших детей есть ученые получше меня. Я очень огорчен. Только банка малинового варенья сможет развеселить меня.

ДЕТИ: Дарят Карлсону банку с вареньем

РЕБЕНОК: Карлсон мы хотим подарить тебе еще один подарок.

КАРЛСОН: (радостно) Подарок? Еще одна банка варенья или торт?

РЕБЕНОК: Нет, Карлсон, это особый предмет. Вдруг ты снова окажешься

над заводской трубой или на автомобильной дороге, то тебе пригодится вот этот противогаз.

КАРЛСОН: Какое смешное слово! А почему он так называется? (Выслушивает детей) Значит он против газа? Давайте мне его поскорее я полечу сейчас к кому-нибудь на кухню и там пропадет газ на плите. То-то все удивятся!

РЕБЕНОК: Нет, Карлсон, противогаз нужен не для этого. Люди надевают противогаз, когда случаются какие-либо аварии или пожары, когда воздух становится опасным для здоровья.

КАРЛСОН: Какая замечательная штука, теперь мне никакой грязный воздух не страшен, я могу с этим ...(дети подсказывают) противогазом летать где угодно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И все-таки, Карл сон, лучше тебе летать там, где воздух чистый.

И чтобы не только тебе, но и всем людям как можно реже нужны были противогазы.

КАРЛСОН: Ну, я полетел. До свидания!

(Карлсон улетает).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, красиво теперь у нас в городе, но не весело, чего-то еще не хватает.

ДЕТИ: Птиц!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я тоже так думаю. Давайте мы с вами поиграем в загадки. Я буду загадывать загадку про птиц, а вы находить ответы на моем столе.

ДЕТИ: (отгадывают загадки и ставят птиц под деревья, около деревьев.)

(Загадки о птицах прилагаются).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята очень красивый получился у нас город. Я думаю, люди с удовольствием будут жить в нем, и отдыхать в тени деревьев, около клумбы, слушать голоса птиц. Но чтобы не навредить природе, этой красоте, надо знать правила. Давайте мы с вами их повторим.

(Дети поочередно читают стихотворение Н.Рыжовой "Лесные правила")

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я думаю, что если все люди будут выполнять эти правила на нашей планете всегда будет чисто и уютно. Ведь не зря же говорят, что:

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух –

три ее основы.

Какая бы не грянула беда –

Все возродится снова.

/С. Викулов/

Воспитатель благодарит детей и гостей, объявляет, что занятие окончено.

Н.Рыжова "Правила поведения в природе"

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Прыгай, бегай и играй

Только, чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь. Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!


Литература

1.   Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995

2.   Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1991

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985

4.    Бондаренко А.К. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2002

5.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия. М.,

6. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М. 1998.