«Профилактика плоскостопия у детей дошкольников»
материал (средняя группа) по теме

Колесниченко Ирина Викторовна

 

Актуальность проблемы  заключается в том, что стопа  при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию, является фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только изменение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это  отрицательно влияет на функцию последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_profilaktika_ploskostopiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

                           Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Профилактика плоскостопия у детей                                              дошкольников»  

                            Выполнила:

                         Колесниченко Ирина Викторовна

 


План

1. Введение                                                                                              2-4

2. Анализ программных задач по профилактике и коррекции           4-7

     плоскостопия.

 А) «Программа воспитания и обучения в детском саду»                   4

 Б) «Радуга» «Программа воспитания, образования и развития         5

 Детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Т.Н.Доронова М., 2004г. «Просвещение»

В( «Из детства в оторочество» «Программа для родителей и             5

 Воспитателей по формированию здоровья и развития детей

4-7 лет. Н.А. Гордова. Т.Н. Доронова, М., «Просвещение»2004 г.

Г) «Здоровье» «Программа физического воспитания и                       6.

оздоровления в ДОУ» А.Р Алямовская.

3. Обзор литературы по исследуемой теме

4.Диагностика состояния стоп у дошкольников                                    10

-анамнез

-внешний осмотр стопы

-подометрия

-плантография                                        

- техника получения плантограмм

5.Профилактические мероприятия в условиях дошкольного               11

 учреждения и дома                                                                      

6. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки

 на нижние конечности                                                                             15

7. Литература                                                                                             16

Приложение

- Профилактика и коррекция плоскостопия.

- как подобрать детскую обувь.

Введение.

Актуальность проблемы  заключается в том, что стопа  при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию, является фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только изменение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это  отрицательно влияет на функцию последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение.

Как внешне выглядит здоровый ребенок? Активный, здоровый, с хорошим настроением. У него отличный аппетит и крепкий сон, он не хлюпает носом, не жалуется на головную боль или боли в животе.

Но разве можно сказать, что ребенок здоров, если у него впалая грудь, опущенные плечи и ходит он, широко размахивая руками, неуклюже загребая ногами, сильно топает, подгибает ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка ребенка неуклюжая, напряженная. Плавность и легкость походки  зависит от функционального целесообразного анатомо-физиологического строения стопы.  (Х.З. Гафуров, 1990) К сожалению, родители часто замечают эти нарушения только тогда, когда на них укажет врач или воспитатель, да и не придают подобной «мелочи» особого значения. Не следует считать деформацию стоп «мелочью», не требующей внимания. Это очень серьезно, и не стоит ждать времени, когда все само собой образуется. Ребенок растет, и исправить ошибки в дальнейшем трудно.

 При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, от чего появляются боли, а иногда и судороги в ст ногах. Стопа становится потливой, холодной синюшной. Поэтому спутниками  плоскостопия являются:

- быстрая утомляемость ног не только во время ходьбы, но и длительного стояния на месте.

- частое подвертывание  стопы в  голеностопном  суставе с последующим растяжением связочного аппарата.

- опора на внутренний край стопы приводит к косолапости, следствием чего является преждевременное снашивание обуви. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это потому, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно удлиняется.

-  нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической  болезни. Поэтому, предупреждение таких отклонений в здоровье ребенка – задача не только педиатров, педагогов, но и родителей, т.к. предпосылки к развитию этих нарушений возникают уже на первом, втором году жизни, когда большинство детей воспитываются в условиях семьи

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15-23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

 При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях

Развивается плоскостопие постепенно и причинами его развития бывают: избыточная масса тела, ношение чрезмерной тяжести, ношение валяной обуви, а также обуви на твердой, лишенной эластичности подошве, такая обувь лишает стопу ее естественной гибкости

Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обуславливают нормальный свод стопы.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности, а также общее укрепление организма посредством правильного питания и длительного пребывания на свежем воздухе.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре детских садов в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей  ( ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно способствует  повышению выносливости нижних конечностей.

        

       Анализ программных задач по профилактике и коррекции плоскостопия.

А) «Программа воспитания и обучения в детском саду»

(М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, М., 2005г.)

В программе планируется работа по физическому воспитанию в каждой возрастной группе с усложнением по трем направлениям:

-Оздоровительные: Укрепление и охрана здоровья . Комплексы закаливающих процедур,  и утренних гимнастик, физминуток, формирование умения сохранять правильную осанку.

- Образовательные: Совершенствование техники основных движений, формирование и закрепление умений и навыков в разных видах ходьбы, лазания, ползания, прыжков, бега.

- Воспитательные: Развитие творчества и самостоятельности, настойчивости и выдержки, воспитания интереса к активной двигательной деятельности.

Задача по предупреждению и коррекции плоскостопия не планируется ни в одном из трех направлений

Б) «Радуга» «Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада».Т.Н .Доронова, «Просвещение» М., 2004год

В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни и ставит такую задачу как:

- содействие полноценному физическому развитию детей одну из первых и предлагает основные пути их решения, один из которых является

-  Укрепление позвоночника, стопы, содействие  формированию гармоничного телосложения. В разных возрастных группах он усложняется.

2 младшая группа. Укреплять разные группы мышц, способствовать формированию правильной осанки и нормальному своду стопы.

Средняя группа Формировать гармоничное телосложение, правильной осанке, нормальному своду стопы во время разных видов деятельности.

Старший дошкольный возраст. Систематически проводить работу по профилактике и коррекции  нарушения опорно-двигательного аппарата, широко использовать корригирующие упражнения для профилактики опорно-двигательного аппарата.

В) «Из детства в отрочество» «Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет. Л.Г. Голубева, Т.Н. Доронова М., «Просвещение» 20004г.

В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

 Первое направление программы – «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей их развитие и эмоциональное благополучие.

Родителям предоставляется  возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования

Для этого разработали шесть критериев здоровья, помогающее родителям (педагогам) разобраться в своем ребенке и отнести к той или иной группе здоровья. Вторым критерием здоровья  является физическое развитие и степень его гармоничности. Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Важным показателем здоровья и физического развития является стопа. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей.

 Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника  (опорной, амортизационной, двигательной, защитной)

Г) «Здоровье» «Программа физического воспитания и оздоровления детей в ДОУ» А.Р. Алямовская.

В основу программы легла ранняя диагностика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-7 лет. Осмотры детей проводятся 2 раза в год с помощью медицинской техники, врачом ЛФК. На их основе подбирается индивидуальная программа гимнастики. По диагностическим показаниям формируют группу для проведения ЛФК. Проводится массаж. Кроме того составляются карты индивидуальных нагрузок, которые позволяют отследить каждого ребенка во время занятия провести дифференцированный подход к проведению оздоравливающих мероприятий.

Основные направления программы:

1. Валеологическое образование.

 – Дать детям представления об окружающем мире и о себе.

2. Комплексная диагностика.

 – Исследование состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники и ЛФК.

- Выявление детей с ранними нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- Отслеживание успешности  обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ ( диагностика в начале и в конце года)

- Определение соответствия образовательной среды.

3. Физкультурно-оздоровительная работа.

- Занятия по физкультуре всех видов.

- Занятия ритмикой и хореографией.

- Комплекс психогигиенических мероприятий.

- Система эффективных закаливающих процедур.

- Активизация двигательного режима воспитанников.

- Использование оздоравливающих технологий на занятиях.

- Профилактическая работа.

4. Реабилитация и коррекционная работа.

- Заболеваний дыхательных систем.

- Склонность к формированию нарушения осанки.

- Плоскостопие и склонность к плоскостопию.

- Индивидуальная работа с детьми отстающими в основных видах движения.

- Коррекция психоэмоциональной сферы

5. Консультативно-информационная работа.

- С педагогами.

- С родителями.

- С детьми.

Обзор литературы по исследуемой теме.

По медицинской статистике к двум годам у 24% детей, наблюдается плоскостопие, к четырем годам – 32%, к шести годам у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

«Лечебная физкультура для дошкольников».  (О.В. Козырева  М., «Просвещение» 2005)  Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией  переднего отдела стопы.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают  врожденное и приобретенное плоскостопие. В свою очередь, приобретенное плоскостопие  бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Врожденная деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц, и т.д. Одним  из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врожденное плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы.

Последними исследованиями ученых доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируются своды стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы:

-признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9-10 недель;

-значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17-20 недель;

        -величина свода стопы у плодов превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определенную роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития;

-у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает  площадь опоры конечностей, что является важным элементом  перехода ребенка из горизонтального в вертикальное положение;

-и у мальчиков, и у девочек в 2-3 года отмечено физиологическое снижение  сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5-5 лет.

Таким образом, до 4,5-5 летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста  наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.  

В.Н.Сергеев в статье «Пешком ходить – долго жить» рекомендует заниматься с ребенком уже через две недели после рождения. При пеленании осторожно прогибать свод стопы, а также массировать подошву. В ползунки нужно вложить плотный ватный  валик и расположить его поперек стоп, под сводом. Когда же ребенок научится ходить, ему следует заказать индивидуальный  супинатор и покупать обувь на номер больше, чтобы супинаторы свободно вкладывались и вынимались.

Приобретенное плоскостопие и деформация пальцев ног бывает:

1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений I-III степеней рахита при снижении плотности кожной ткани и слабости мышечно-связочного аппарата.

2. Паралитическое плоскостопие. Развивается при порезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесенного полиомиелита, поражения спинного  и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

3. Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломах лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.

4. Статическое плоскостопие. Самый распространенный вид плоскостопия составляет 82-90% среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течении короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях, несоответствие обуви и возрастных изменений. Установлено, что наиболее частое искривление пальцев и плоскостопие возникает в «чувствительные фазы» жизни человека (когда малыш начинает только ходить, в период интенсивного роста, в годы полового созревания и т.д.)

Диагностика состояния стоп у дошкольников 

Диагностика осуществляется врачом-ортопедом. Плантографию проводит инструктор ЛФК или медсестра.

Анамнез (опрос родителей или родственников) по следующим вопросам:

-возраст ребенка;

-условия жизни;

-наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный и тазобедренный суставы), продолжительность (количество часов или минут), время появления (утром, днем, вечером). Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные для ревматизма;

-перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (вывихи и переломы, вид и длительность иммобилизации, гемипарез или парез нижних конечностей и т.д.);

-особенности родов: срочные роды, стремительные,  кесарево сечение, ягодичное предлежание плода, доношенный или недоношенный ребенок и т. д.;

-активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует).

Внешний осмотр стопы: 

-определение длины пальцев: второй палец самый длинный (греческий тип стопы), первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию: промежуточный тип, при котором все пальцы одной длины;

-оценка положения стоп в исходном положении стоя. Осмотр осуществляется спереди, сзади, с внутренней стороны, со стороны подошвы.

Подометрия («прямой» метод) объективный метод исследования высоты внутреннего свода стопы с помощью циркуля.

К «косвенным» методам относятся плантография и рентгенография.

        Плантография – один из самых информативных, популярных и доступных методов диагностики ранних стадий плоскостопия. По определению Н.Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений (отклонений).

        Техника получения плантограмм

Плантограф – это деревянная рамка ( высота 2 см и размером 40 ×40 см) на которую натянуто полотно и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек. На окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано фамилия и имя ребенка, возраст, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма.

Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия  соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в средней части стопы  не перекрывает эти линии - стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой  направляются на консультацию к хирургу-ортопеду.

 

Профилактические мероприятия  в условиях дошкольного учреждения и дома.  

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В ДОУ созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм растущего ребенка.

Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:

1) поддержание оптимального двигательного режима;

2) укрепление мышечного корсета в целом;

3) Профилактика хронических заболеваний и травматизма.

Указанные задачи решаются:

- применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности;

-ежедневным использованием утренней гимнастики, теплых ванн (35-36 °) (ноги опущены до колена), массажа;

-ношение обуви на каблуке не более 1-2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;

-ношение обуви на 1 см. больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);

-обязательным выполнением требования: не  донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы

-ношение обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а ее подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;

-использованием занятий в бассейне, горизонтальным пластическим балетом  Н.Н. Ефименко),  массовым оздоровительным спортом, спартианскими играми (О. В. Козырева) и т.д.;

-постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно развернутыми.

Для устранения функциональной недостаточности стоп, профилактики и коррекции плоскостопия детям необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Упражнения в положении сидя или лежа (без опоры на стопу) 

1. Оттянув стопу, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.

2. Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.

3. Движения большого пальца стоп вверх, остальных вниз.

4. Согнуть пальцы ног (как бы в кулак), подержать 6-8 сек, затем разогнуть и развести их в стороны.

Опыт работы ДОУ  ( статья «Профилактика и коррекция плоскостопия» С. Шарманова, А.Федорова, О. Бродягина) показал, что успешная профилактика и коррекция

плоскостопия у детей возможна на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов, физических упражнений), с другой стороны – в приемственности различных его видов и форм.

С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующие укреплению мышц стопы  и голени.(ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочная лестница, массажные коврики, гимнастические палки, маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, специальные тренажеры. Кроме этого можно изготовить «дорожки» для предупреждения плоскостопия (на грубую мешковину нашивают пуговицы  (без «ножки»)  разного размера или дощечки с наклеенными вишневыми косточками и покрытыми лаком). Оборудование и инвентарь комплектуется таким образом, чтобы в каждой группе они были разными и, меняя их, можно было разнообразить воздействие при наименьших экономических затратах.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту: (траве, песку, гальке, хвойным иголкам, по горам способствует  профилактике и коррекции плоскостопия.

С целью закаливания стоп и профилактики во время занятий физкультурой, утренней гимнастики, гимнастики после сна проводимых  в помещении, дети занимаются босиком ( время пребывания босиком увеличивается от 2-х до 20 минут в соответствии с рекомендациями  В.Н. Щебеко). Также планируется применение специальных закаливающих процедур для стоп, что способствует укреплению мышц, связок, суставов, стимулирует активные точки и зоны расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики (Ю.Н. Чусов,  Е. С. Черник).

И, конечно же  для укрепления мышц  стопы и голени и формирования сводов стоп в различных формах физического воспитания применяются специальные комплексы упражнений. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами, а также упражнений с предметами – мячом, обручем, скакалкой, палочки, шарики.

Статья «Детское  плоскостопие и косолапость» А. Саркисян, Г.Овакимян. Авторы рекомендуют проводить упражнения в определенной последовательности. На 1-м этапе выполняются упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения: вверх-вниз, вправо-влево; из положения основной стойки  тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинистые движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Используются упражнения:

- с сопротивлением, с отягощением с целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени (разнообразная ходьба по ровной и наклонной поверхности).

-для улучшения периферического кровоснабжения, способствующие укреплению мышц бедра и голени и охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами:

- захватывание пальцами стоп мелких предметов, удержание м выбрасывание их;

- перекатывание стопой набивного мяча;

- рисование стопой;

-ходьба по дорожке здоровья (резиновые коврики с шипами, ребристые пластмассовые пуговицы, деревянные гимнастические палки, «змейкой» уложили и пришили канат диаметром 3 см. и т.д.)

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ передвижения ребенка на этих снарядах:

-ходьба по наклонной доске (угол наклона постепенно увеличивается)

-по лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам.

В книге А.С. Галанова «Игры которые лечат» подобраны игры и задания таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы. Игры предлагаются для каждого возраста, к каждой игре даются рекомендации, задачи развития.

В статье Г.Любина, О. Желанкина «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (Д/В 2003г) авторы предлагают много «веселых» упражнений, с помощью которых, дети смогут научиться снимать напряжение со ступней.

Гигиенические  правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности.

В.И. Теленчи «Гтгиенические основы воспитания детей  от3до 7 лет». Как уже упоминалось выше, чтобы предупредить деформацию стопы, следует: обеспечить детей обувью с плотным задником, фиксирующим пятку, и эластичной подошвой, с каблуком.

-обеспечить правильное питание и профилактику рахита (прогулки открытом воздухе не менее 4-4,5 часа, оптимальный УФ-климат в помещениях). Следует помнить , что витамин «Д» поступает в организм  с пищей животного происхождения (мясо, печень,  рыба, молоко).

-скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста, однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузки изменяют форму. Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Не следует  также позволять детям спрыгивать с высоты.

Общая продолжительность занятия для детей 3 – 5 лет до 20 минут, 6 – 7 лет до 25 минут. Физические упражнения проводят под музыку. Физ. оборудование и атрибуты позволят быстрее усвоить нужные движения и делают занятие более увлекательным. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают, рыхлят, роливают, пропалывают, перевозят и переносят песок, снег, землю. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильева. В.В. Гербова, Т.С. Комарова, М., «Просвещение» 2005 г.).

2. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Т.Н. Доронова, «Просвещение» М., 2004г.

3. «Из детства в отрочество» Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет» Л.Г .Голубева, Т.Н. Доронова М., «Просвещение» 2004 г.

4. «Здоровье» Программа физического воспитания и оздоровление детей в ДОУ» А.Р. Алямовская.

5.»Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» В.И. Теленчи М., «Просвещение» 1987г.»Физкультура для ослабленных детей» М., «Физкультура и спорт» 1980г.

6. «Лечебная физкультура для дошкольников» О.В. Козырева М., «Просвещение» 2005г.

7. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»О.Н. Моргунова; Воронеж, 2005 г.

8. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики»Л.М. Алексеева; Ростов на Дону «Феникс» 2005г.

9. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Т.А. Тарасова; Т.Ц. «Сфера» 2005г.

10. «Детское плоскостопие и косолапость» А. Саркисян, Г. Овакимян;  Журнал Д/В  №7 1991г.

11. «Основы медицинских знаний» Р.В. Тонкова М., «Просвещение» 1981г.