Адаптация ребенка к новым условиям
консультация (младшая группа) по теме

Галина Сергеевна Сидорова

Доклад об адаптации детей в домах ребенка и приемных семьях, основные концепции поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к новым условиям

Январь 2014 год


Сценарий развития детей в домах ребенка зависит от состояния здоровья малыша и условий его жизни – в первую очередь питания, двигательной активности, эмоционального общения с окружающими и конкретных педагогических воздействий.

В семейных условиях ребенок получает самую разнообразную информацию в обычной жизни. Таким образом, в первые 3 года жизни он получает достаточно впечатлений для полноценного развития, формируется как личность.

Дети, растущие в условиях интернатного воспитания, лишены почти всего, что спонтанно стимулирует развитие.

При недостатке поступающей информации, как в домашних неблагоприятных условиях, так и в казенных учреждениях,  определенные структуры мозга не развиваются, вследствие чего ребенок не достигает возрастных показателей развития. Чем дольше идет этот негативный процесс, тем более необратимым он становится, и в конечном итоге может привести к формированию различных отклонений в поведении, низкой способности к обучению, деформации социальных контактов.

Воспитание ребенка играет большую роль в обеспечении его  развития и в формировании здоровья. В этом процессе существенны следующие моменты:

  1. Положительное эмоциональное и речевое общение со взрослыми, в первую очередь с близкими людьми, а затем со всеми, кто принимает участие в воспитательном процессе.
  2. Обеспечение возможности осуществления двигательных потребностей, начиная с первых месяцев жизни. Для этого надо знать основные возрастные особенности формирования двигательной сферы.
  3. Обязательное включение активной деятельности ребенка при обучении навыкам и умениям, расширение его познавательной деятельности.

Очень многое можно сделать, имея соответствующие знания и желание обеспечить ребенку возможность полноценного развития.

Можно выделить основные патологические состояния, сопутствующие нарушениям в раннем развитии ребенка и наиболее часто встречаемые у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и в интернатных учреждениях. Это неврологические изменения, отклонения в эмоционально-поведенческом статусе, нарушение нервно-психического, речевого и физического развития, различные сочетания отклонений.

Весьма значимым для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями является замедление темпов нервно-психического развития. Число детей 2-го и 3- го годов жизни, имеющих первую группу развития, в 5,6 раз меньше, чем у здоровых детей того же возраста. Наиболее часто отмечаются отставания в развитии активной речи (48%), конструировании (46%), сенсорике, особенно восприятие цвета (41,5%).

У детей больше всего страдают: память, прежде всего речеслуховая, мышление как логическое, так и наглядно-образное, сенсомоторная координация. Вследствие этого 62,5% детей в интернатных учреждениях не готовы к поступлению в школу, что затрудняет обучение.

При поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане меняются физиологические условия – от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально- психологической области изменения главным образом касаются тех важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери. Материнская депривация детей, оставшихся без попечения родителей часто протекает на фоне переживаемых или пережитых психических травм. Решение проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов причастных к адаптации ребенка в интернатном учреждении.

Ребенку создается единое психологическое пространство, единство требований и отношения всех специалистов. Педагогический состав создает атмосферу доверия и безопасности для каждого вновь поступившего ребенка, осуществляются профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.

Активизируется внутренний потенциал ребенка через включение его в различные виды деятельности. Ребенку помогают освоить групповое пространство, содействуют в установлении продуктивных взаимоотношений со взрослыми и детьми.

Основным условием является построение межличностных отношений между ребенком и остальными участниками педагогического процесса (воспитателями, специалистами, детьми группы).

Отслеживание результатов осуществляется по следующим параметрам:

  1. Эмоциональное состояние ребенка
  2. Психофизические показатели: сон, аппетит
  3. Социальные контакты
  4. Активность в различных видах деятельности

Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

Факторы, влияющие на процесс адаптации:

  1. Физическое состояние (биологический риск и социальный  анамнез);                                                                                                                        

 2. Возраст;                                                                                                                                                                                                                                                

 3. Социальная зрелость (степень сформированности общения и предметной деятельности, отношение ребенка к ровесникам);

 Типы нервной системы:

  • Сильный, уравновешенный, подвижный  — сангвиник.    
  • Сильный, уравновешенный, инертный  — флегматик.
  • Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения — холерик.
  • Слабый — меланхолик

Стиль, с помощью которого ребенок адаптируется к изменяющимся условиям:

- Творческий стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам.                                                                                                                                                                                

- Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.                                                                                                                                                  

 - Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее - избегающий стиль.

В каком бы возрасте ребенок не был – адаптация, то есть приспособление к новому месту всегда имеет сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Основными направлениями развития ребенка 2-3 лет являются:

-сенсорно-перцептивная сфера

-речь

-моторика

Следовательно, главные достижения данного возраста можно наблюдать именно в этих областях. Наиболее распространенные изменения ребенка в период адаптации касаются:

- эмоций;

-контактов со взрослыми и сверстниками;

-познавательной активности;

-навыков;

-особенностей речи;        

-двигательной активности;

-сна, аппетита и здоровья

У ребенка снижается социальная активность. Даже активные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными.

Первое время познавательная активность может быть снижена, иногда ребенок не интересуется даже игрушками.

Под влиянием новых внешних воздействий первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, горшком).

Успешность адаптации определяется тем, что не только «вспоминает» забытое, но и приобретает новое.

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Некоторые дети становятся «замороженными», а некоторые неуправляемо-активными.

Первое время у ребенка может быть понижен аппетит, нарушен сон (плачет, часто просыпается). Снижается сопротивляемость организма к инфекциям.

При переходе ребенка из учреждения в семью, ребенок опять проходит этап адаптации к новым условиям. И, несмотря на то, что воспитание в семье всегда лучше для ребенка, чем воспитание в учреждении, привыкание к ней может потребовать от ребенка и родителей много сил. Чем лучше адаптирован ребенок к жизни в учреждении, тем сложнее ему адаптироваться в семе. Почему так происходит? Несмотря на все старания сотрудников, условия в учреждении значительно отличаются от домашних:

  • Много сменяющихся взрослых;
  • Постоянное нахождение в группе детей;
  • Единый режим, невозможность учитывать индивидуальные потребности ребенка;
  • Просторные помещения, мебель, полностью приспособленная для детей определенного возраста.

Кроме этого, при переезде в семью для малыша полностью меняется обстановка, запахи,  окружение, таким образом, ребенок оказывается в совсем незнакомых условиях, абсолютно непохожих на те, в которых он находился до этого.

Как малышу помочь легче пережить переезд в Вашу семью?

Важно установить контакт с ребенком, получше познакомиться с ним до того, как Вы его заберете домой, позволить малышу узнать Вас и привыкнуть к Вам. Чем старше ребенок, тем важнее и длительнее должно быть знакомство. Но даже совсем маленькие дети по-разному реагируют на незнакомых людей и тех, кто с ними уже общался какое-то время.

Во время посещений:

  • Старайтесь приходить регулярно, ребенку важно ощущение стабильности;
  • Приносите фотографии членов семьи, домашней обстановки, рассматривайте их с ребенком;
  • Купив для ребёнка игрушки и вещи, передайте кое-что ему, пока ребёнок ещё живёт в Доме ребёнка, пусть он привыкнет к вещам;
  • Придумайте приятный ребенку ритуал, который можно будет повторять и дома;
  • Поговорите с воспитателями о привычках ребёнка, его предпочтениях, учитывайте эту информацию как при общении с ребенком в учреждении, так и при организации жизни дома;
  • Позаботьтесь об организации безопасного пространства дома: уберите все хрупкие и опасные предметы, подберите подходящую ребенку мебель. Помните, что дети умеют влезать на стулья, диваны и оттуда доставать то, до чего не дотянутся с пола.

 Что предложить ребенку для снятия напряжения в период адаптации?

Малыши еще не владеют речью на столько, чтобы выразить четко свои мысли и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются в виде слез, агрессии и.т.д.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка дает возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, оставляющими толстые линии на листах бумаги.

Умиротворяюще действует на детей игры с водой, песком. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным являются их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложка, сетка, воронка, формочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и.т.д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон – от 2 недель до 2-3 месяцев.

Необходимое условие успешной адаптации – это согласованность действий с индивидуальными особенностями ребенка.


Литература.

  1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка Р.В. Ямпольской, Э.Л.Фрухт, А.М. Фонарева М. кафедра усовершенствования врачей 1987 г.
  2. Развитие и воспитание детей в домах ребенка  В.А.Доскин, З.С.Макарова, Москва  2008 г.
  3. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. С. Семеняка
  4. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Автор: Иванова Т.В.