Роль педагога в процессе внедрения информационно - коммуникационных технологий в ДОУ.
консультация (старшая группа) по теме

Клочкова Татьяна Львовна

Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образователь­ном процессе информационно-коммуникационных технологий. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Роль педагога  в процессе  внедрения информационно - коммуникационных

технологий в ДОУ.

Автор: Клочкова Т.Л.

В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе.

В ходе поиска рациональных путей решения проблем  разрабатываются рекомендации, выпускаются соответствующие пособия, проводятся исследования. По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами, более 60% детей в возрасте до трех лет ежедневно смотрят видео в режиме он-лайн. При этом 36% детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:

  • идти в ногу со временем;
  • стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;
  • быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;
  • сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников..

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентации и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.

При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) - ребенок-дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидем ологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22 .07.2010 № 91.

Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер - это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.

Для того чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях.

Так, в ТОИПКРО проводятся курсы и семинары по использованию современных информационно-компьютерных технологий, целью которых является знакомство практиков с методикой применения новых информационных технологий.

В практике работы нашего МБДОУ ЦРР – детского сада №7 также используются разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетентности - это мастер-классы, педагогические мастерские, наставничество и др. Эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе ДОУ: на педагогических и методических советах, на семинарах, во время написания проектов, докладов, консультаций и т.д.

 Система электронного информационного взаимодействия позволяет педагогу оценить свое положение в образовательном пространстве, обогатиться опытом взаимопомощи с коллегами, найти оптимальные способы решения той или иной образовательной задачи. Все это вызывает стремление к активному позиционированию себя в образовательном пространстве, формирует новое видение совершенствования своих профессиональных качеств и педагогических возможностей.

Еще один путь разрешения обсуждаемых проблем - это создание электронного сопровождения (интернет-сайта, электронной почты) как условия формирования открытого взаимодействия внутри ДОУ и между учреждениями дошкольного образования.

Посредством интернет-сайта воспитатель может создать систему дистанционного общения с родителями воспитанников. Данная форма сотрудничества позволяет расширить кругозор родителей в области воспитания, обучения и развития детей, образовательных услуг, повысить уровень их психолого-педагогической компетентности в соответствии с принципами систематичности, последовательности и доступности, а также соблюдения единых требований к развитию ребенка.

Таким образом, можно констатировать, что в современном мире предъявляются высокие требования к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста.


ПАМЯТКА

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91 (извлечение).

IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.

4.19. Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 мин и для детей 6-7 лет - 15 мин.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании дошкольников

В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных ...

консультация для педагогов «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении ФЭМП дошкольников»

консультация сопровождается мультимедийной презентацией и содержит подборку интерактивных игр по ФЭМП...

Консультация для педагогов "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ДОУ"

Консультация для педагогов о значении использования ИКТ в образовательной работе....

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании...

Консультация дя педагогов «Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологи...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...