Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
консультация по теме

Наумова Ирина Александровна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorov._tekh-i_ml.gr_no33.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в системе

 оздоровительной работы в ДОУ

               В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

             Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

        приобщение детей к физической культуре;

        использование развивающих форм оздоровительной работы.

               Для профилактики утомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки). Мы предлагаем использовать физкультминутки после рисования, лепки, чтения книг, просмотра мультфильмов.

Физкультминутка  «Мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.

Мы весёлые мартышки,                   Дружно прыгнем к потолку,

Мы играем громко слишком,          Оттопырим ушки,

Мы в ладоши хлопаем,                      Ногу поднесём ко рту,

Мы ногами топаем,                            Хвостик на макушку.

Надуваем щёчки,                                Шире рот откроем,

Скачем на носочках                           Гримасы все состроим.

И друг другу даже                                Как скажу я: «Раз, два, три»

Языки покажем.                                  Все с гримасами замри

              Пальчиковая гимнастика проводится в любое удобное время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Краб» развивает воображение детей и познавательную активность:

Ветер дует, задувает(руки на уровне груди, ладони вместе),

Пальму в стороны качает (кисти рук двигаются влево-вправо).

А под пальмой краб сидит (ладони опущены на ковёр)

И клешнями шевелит (большие пальцы прижаты, остальные стучат по полу).

Чайка над водой летает (кисти соприкасаются большими пальцами)

И за рыбками ныряет (движение скрещенных рук вверх – вниз)

Под водой на глубине (правая ладонь над левой)

Крокодил лежит на дне (кисти рук хлопают друг об друга).

            Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате. Для семейного досуга рекомендуем подвижную игру «Кот идёт». Выбираются водящий и кот, остальные дети – мышки. Водящий произносит:

Мышки, мышки, выходите, выходите поскорей,

Поиграйте, попляшите, спит усталый кот – злодей.

Мышки отвечают: «Тра-та-та, не боимся мы кота!» 

Водящий говорит: «Кот идёт!»

Мышки разбегаются.

        Для прогулки советуем проводить игру «Рыбачок и рыбки».  Дети становятся в круг, «рыбачок» - в центре. «Рыбки» произносят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». Пойманный становится «рыбачком».

Психогимнастика по методу М.И. Чистяковой также способствует снятию напряжения.

1. «Цветок»: воспитатель произносит, дети выполняют движения:

Наши красные цветки                                                Наши красные цветки

Открывают лепестки (руки в стороны).            Закрывают лепестки,    

Ветерок чуть дышит,                                                  Головой качают,

Лепестки колышет (раскачиваются).                 Тихо засыпают

2. «Ласка»: дети прижимают воображаемого котёнка.

3. «Холодно-жарко». Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Подул северный ветер» - дети съёживаются в комочки. Воспитатель продолжает: «Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» - дети расслабляются, улыбаются, поднимают лицо к «Солнцу».

4. «Круг-кружочек». Дети идут по кругу и произносят:

Круг-кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись-ка, (имя), ты!

Вызванный ребёнок поворачивается спиной в круг. Игра продолжается.

            Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, умывание.

         Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Артикуляционная гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

    Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков:

1. «Улыбка». Улыбнуться 5-6 раз.

2. «Трубочка». Губы вытягиваются в трубочку 5-6 раз.

3. «Улыбка» и «Трубочка» чередуются.

4. «Накажи непослушный язычок»: рот широко открыт, язык вынут, губами шлёпать по языку.

5. «Почисти зубы»: языком проводить по верхним и нижним зубам.

6. «Горка». Рот широко открыт, спинка языка поднята вверх.

7. «Трубочка»: язык сворачивается в трубочку без помощи губ.

Спрятать язык за зубы, сказать «С».

    Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

1. «Улыбка»

2. «Накажи непослушный язычок»

3. «Чашечка»: рот открыт, язык вынут, края языка вверх.

4. «Качели»: язык дотягивается до кончика носа и до подбородка.

5. «Вкусное варенье»: облизать губы языком

Прижать язык к нёбу, сказать «Ш»

    Дыхательные упражнения способствуют профилактике ОРЗ, развивают артикуляционный аппарат.

1. «Насос»: улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка

2. «фокус»: сдуть воображаемую вату с кончика носа

3. «Погреть ручки»: вдох носом, медленный выдох ртом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....