Дыхательная гимнастика.
статья (средняя группа) по теме

Нарушение речи у дошкольников - актуальная проблема нашего времени. Большое значение для профилактики речевых нарушений у детей имеет дыхательная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dykh_gimn_publ.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в профилактике нарушений

речевого развития у детей

        Задачи сохранения здоровья детей неразрывно связаны с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер.  Профилактика речевых нарушений во многих случаях позволяет предотвратить или затормозить появление у детей различных отклонений от нормы, в частности, речевой патологии, а также предупреждает нервно-психические расстройства.

Одним из важных направлений оздоровления детей является логопедическая помощь – предупреждение речевых нарушений (первичная профилактика) и организация коррекционной работы, предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии (вторичная профилактика). Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается, прежде всего, на психогигиенических мероприятиях. Жизнь ребенка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Известно, что большое значение имеет организация сна и двигательной активности, регулирующая психофизиологическое развитие ребёнка.

Следует помнить и о зрительном, слуховом восприятии, так как компенсация дефектных сенсорных функций ребенка способствует нормализации речевого развития ребёнка.

Формировать речевые умения нужно соответственно возрастным нормам. У детей в подростковом периоде довольно часто встречаются функциональные нарушения голоса. Наблюдаются они у детей с холерическим типом темперамента, склонных к активным, подвижным играм, обладающих артистическими способностями. Элементарные знания психофизиологических способностей ребенка позволяют учитывать его голосовые возможности и предупредить неправильное, форсированное дыхание.

В процессе становления речи дети также проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления обычно исчезают к 4-5 годам жизни, однако запинки могут перейти в настоящую речевую патологию при неблагоприятных условиях.
Во всех этих случаях необходим дифференцированный подход, и тогда на первый план выступают: логоритмическая гимнастика, дыхательные или голосовые упражнения. Помимо этого, следует обучать детей культуре общения, следить за разговорной интонацией, ритмом и характером дыхания, контролировать процесс чтения.
        Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи. Цель дыхательной гимнастики – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: 

  • Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп  проведения упражнений.
  • Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
  • Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
  • Движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении.


Статическая дыхательная гимнастика фиксирует внимание ребенка на длительном ротовом выдохе. Статические упражнения включают «дутье на воду, вату, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечки».

На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох:

  • вдох через нос, выдох через рот;
  • вдох через нос, выдох через нос;
  • вдох через рот, выдох через рот.

При этом ребенок не должен напрягать плечи, шею, и переполнять грудь воздухом.

Очень полезны игровые дыхательные упражнения:

  • «Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос.
  • «Свеча» - тренировка медленного ровного выдоха на пламя свечи.
  • «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного сильного выдоха.
  • «Погашу свечу» - тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»
  • «Насос» - тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «пшшшшш».
  • «Назойливый комар» - тренировка продолжительного выдоха с длительным произнесением «зззззззз».
  • «Проколотый мяч» - тренировка выдоха с длительным произнесением


Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний:


а ___ аэ _____ эа ______ а _____ э _____
э ___ аи _____ эи ______ а _____ и _____
о ___ ао _____ эо ______ а _____ о _____
у ___ ау _____ эу ______ а _____ у _____

Можно предложить положить ладонь на живот или на нижние ребра. Ладонь ощущает, как ребра поднимаются при диафрагмальном вдохе и опускаются при выдохе. Диафрагмальное реберное дыхание считается наиболее привычным и его используют как основу для правильного речевого дыхания.  
При таких упражнениях постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, поднятом мягком небе, контролируется утечка воздуха через нос, включается слуховой контроль. Подобное сочетание артикуляционных и дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания.
        Вслед за статической дыхательной гимнастикой применяется динамическая гимнастика, которая укрепляет организм ребенка, улучшает функцию его диафрагмы, брюшного пресса, развивает фонационное дыхание, положительно влияет на настроение, эмоции ребенка, вызывает у него чувство радости и бодрости.
        Динамические упражнения включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища. Они являются более активными, естественными и сильными по сравнению со статическими. Динамическая дыхательная гимнастика построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры. Данный этап дыхательной гимнастики целесообразно проводить под наблюдением специалиста ЛФК.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). 
После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...