"Содержание и организация работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья воспитанников в условиях образовательного учреждения"
статья по теме

Бровцева Галина Борисовна

Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, приобщить с рождения к здоровому образу жизни.

          Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brovtseva_galina_borisovna.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Бровцева Галина Борисовна

                                                                       инструктор по ФЗК

Содержание и организация работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья воспитанников в условиях образовательного учреждения

                                                       «От жизнерадостности, бодрости детей зависит

                                                          их духовная жизнь, мировоззрение,

                                                         умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                                             В.А. Сухомлинский

          Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а следовательно, и здоровья общества в настоящем и будущем. Ребёнок – как пустая шкатулка, которую надо заполнить знаниями, умениями, навыками, приобщить с рождения к здоровому образу жизни.

          Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

          В настоящее время проблема оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников.

          Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда была и остаётся одной из главных задач нашего коррекционного детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Мы постоянно ищем новые подходы к оздоровлению детей.

          Роль педагогов заключается в грамотном использовании при организации учебно – воспитательного процесса здоровьесберегающих технологий, объединяющих медико-гигиеническое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, нравственно – патриотическое направление деятельности.

          Благодаря комплексному подходу к организации образовательного процесса можно сохранить и укрепить здоровье детей.

          При создании единой комплексной системы, обеспечивающей оптимальные условия для формирования физического и психического здоровья личности ребёнка на основе соблюдения валеологических принципов  решаются следующие задачи:

- организовать воспитательно-образовательный процесс в коррекционном детском доме на принципах здоровьесберегающей педагогики;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие интереса к окружающему через различные виды деятельности;

- формирование жизненно необходимых умений и навыков ребёнка в соответствии индивидуальных особенностей, развитие качеств;

- создание условий для реализации  двигательной активности.

          В нашем детском доме разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя следующее.

          Создание условий для двигательной активности:

- оснащение (спортинвентарём, оборудованием, наличие спортивной площадки, кабинета Здоровья, спортивный зал совмещён с музыкальным);

- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

- утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика, физкультурные занятия, на которых дети обучаются различным движениям, из которых затем составляются комплексы утренней гимнастики;

- гимнастика после сна: предназначена для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия., самомассаж,

дыхательные упражнения, закаливание. Данная гимнастика помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь, воспитание здорового образа жизни, самоорганизованности.

- двигательная активность на прогулке, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, ритмика, оздоровительная ходьба, бег, ходьба на лыжах;

- формирование и развитие у дошкольника стойкой потребности к занятиям физкультурой происходит через регулярно проводимые спортивные праздники и досуги.

          Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- фитбол- гимнастика:

относится к современным средствам физического воспитания. Упражнения на фитболах являются средством коррекции нарушения осанки.

           Поддержание равновесия требует коррекционной работы многочисленных мышечных групп. Мы включаем упражнения на фитбол в комплексы утренней гимнастики, используя их на спортивных праздниках и развлечениях.

          Фитбол-гимнастика является прекрасным средством коррекции для детей с ДЦП. Фитбол – это единственный вид гимнастики, где упражнения задействуют одновременно двигательный. вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы.

 - интегрированные занятия: как новый подход в решении задач по оздоровлению детей.

  Современные требования жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, вероятно неизбежны. Поэтому должны быть обеспечены педагогические условия, разработаны организационно-методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

В нашем детском доме широко используется такая процессная инновация как интегрированные занятия логопеда и инструктора по ФЗК.

Данные занятия являются эффективным средством в работе логопеда по коррекции речи, а также образовательных задач. Способствуют развитию у детей памяти, ритмичности, пластичности движений. Данные занятия улучшают газообмен, укрепляют и развивают мышцы грудной клетки, шеи, дыхательной мускулатуры, развивают общую и мелкую моторику. Следовательно, занятия способствуют не только развитию физического потенциала детей, но и  формированию различных знаний, что в совокупности позволяет без вреда для здоровья получить необходимую образовательную информацию и корректировать речь.

- дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: эта гимнастика отличается о  традиционных дыхательных гимнастик. Два главных упражнения здесь такие: наклон и обновременно резкий и короткий вдох.

- зрительная гимнастика: в работе мы используем разные виды упражнений. Зрительную гимнастику проводим не менее 2 раз в день, в течение 2-3 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В кабинете здоровья находятся переносные офтальмотренажёры, позволяющие развивать глазодвигательные мышцы.

- занятия ЛФК;

- развитие сенсамоторики в сенсорной комнате;

- логоритмика;

- психогимнастика;

- релаксация и музыкотерапия;

- самомассаж;

- пальчиковая гимнастика;

- кинезиологические упражнения,

- бассейн

          Укрепление здоровья через физическое, эстетическое и нравственное воспитание:

- экологическая тропа здоровья: мы проводим занятия по экологической тропинке здоровья, по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

          Планируется маршрут с подбором игр и упражнений представляющих собой имитацию объектов и явлений живой и неживой природы, а также деятельность в  природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приёмов, имитаций и подражаний, взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе.

         Регулярно проводятся туристические походы на о. Кличен – один из самых живописных уголков Селигера. Цель которых научить любить и беречь природу.

- спортивные праздники направленные на патриотическое воспитание.

Иван Ильин, филосов: «Красота учит созерцать и видеть, и тот кто увидел красоту, становится её пленником и творцом… Он вносит её во всё… От неё души становятся тоньше и нежнее… От неё души начинают видеть себя, своё внутреннее и сокровенное…»

          Формирование здорового образа жизни у дошкольников.

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Каждое направление реализуется серией бесед, занятий, проведении  спортивных праздников и Дней здоровья.

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья:

- диспансеризация

- обследование психологом и логопедом

- беседы выявляющие представления об основах ЗОЖ и навыках самоконтроля за состоянием своего здоровья.

Педагогический коллектив нашего детского дома считает своей главной задачей – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, но и физически.

                                                                                                                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сохранению физического и психологического здоровья детей через создание развивающей среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Организация работы по сохранению физического и психологического здоровья детей через создание развивающей среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»

Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...

Организация работы специализированной группы для детей с сахарным диабетом в дошкольном образовательном учреждении

В консультации описываются условия, необходимые для функционирования в дошкольном учреждении группы детей, болеющих сахпрным диабетом...