упражнения для профилактики осанки дома
консультация

Фаузетдинова Людмила Валерьевна

вспомагательный материал для родителей как укреплять мышцы при ослабленнии ОДА вместе с ребенком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лфк вместе с родителями48 КБ

Предварительный просмотр:

Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?

    Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка связанные с ограничением двигательной активности все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

    Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно – суставного и нервно – мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

     Правильная осанка человека характеризуется:

  • Прямым положением головы и позвоночника;
  • Вертикальным расположением остистых отростков;
  • Горизонтальным уровнем надплечий и углов лопаток;
  • Равными треугольниками талии;
  • Симметричным положением ягодичных складок;
  • Правильным физиологическим изгибами;
  • Одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.

    Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне, врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвоночников нижних конечностей вызывают развитие нарушения осанки. Это приводит:

  • К снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы;
  • Ухудшению рессорной функции позвоночника;
  • Негативное влияние на деятельность нервной системы;
  • Сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • Толчок к развитию хронических заболеваний.

   Функциональные нарушения опорно – двигательного аппарата устраняются под влиянием длительных, регулярных занятий лечебной гимнастикой.  (ЛФК)

     ЛФК показан всем детям с нарушением осанки, т.к. это - единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища и бедер.

       Основными средствами ЛФК является:  

     Лечение положением,

Т.е.  при выполнении упражнений применяют упругий валик высотой 2-3см, его подкладывают под лопатки, под живот, под шею, в зависимости от вида нарушения осанки. Таким образом, позвоночник принимает правильное положение в течение 5-8 мин.

    Физические упражнения - улучшают кровообращение и дыхание, трофические процессы, их выполнение приводит к устранению дефекта.

      Массаж  в детском возрасте является эффективным методом профилактики и лечения нарушения осанки. Дети 6-7 лет включают приемы самомассажа со вспомогательными средствами - роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.

     

Занятия в воде – мощный положительно – эмоциональный фактор. Большинство детей адаптируются к воде в период новорожденности, что дает возможность широко использовать занятия лечебной гимнастикой в воде. Гидрокинезотерапия позволяет решать две большие задачи:

  1. осуществление коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника.
  2. закаливающее действие.

Решение второй задачи очень важно, т.к. большинство детей с нарушением осанки относятся к ослабленным, часто болеющим. Длительная разгрузка позвоночника в водной среде позволяет выполнять самые разнообразные упражнения в сочетании с основными навыками различных стилей плавания.

                 Рекомендации:

Смотреть телевизор, читать, писать, рисовать, лежа на животе.

Нельзя выполнять висы на гимнастической стенке.

   Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

    По происхождению различают врожденное и приобретенное плоскостопие.

                   Врожденное плоскостопие

   Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или        отсутствие малоберцовых мышц.

    И у мальчиков, и у девочек в 2-3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5-5 лет.

 Таким образом, до 4,5-5 летнего возраста у большинства детей отмечаются функциональное плоскостопие, у детей старшего возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

             Приобретенное плоскостопие

  1. рахитическое плоскостопие. Остаточные явления 2-3 степеней рахита при снижении и плотности костной ткани и слабости мышечно-связочного аппарата.
  2. паралитическое плоскостопие. Перенесенного полиомиелита, при детском церебральном параличе.
  3. травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломах лодыжек.
  4. статическое плоскостопие. В результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении.

     Первые признаки наличие плоскостопие.

  • Жалобы на повышенную утомляемость.
  • Боли в стопах при длительной вертикальной нагрузке.
  • Боли  в икро – ножных мышцах.
  • Снижена эластичность в походке.
  • Образуются натоптыши на обуви.  

                                             

Для укрепления голеностопного сустава и стопы рекомендуется:

     Ходьба в сосновом бору, ходьба по гальке, по песку, терренкур или ходьба по горам, по ребристой доске, по массажным коврикам, по ортопедической дорожке, по наклонной плоскости.

Больше ходить босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

                        Противопоказано!

    Ходить на внутренней стороне стопы, соскоки, прыжки, бег,   особенно по асфальту. Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (и.п.- стоя)

    Кроме физических упражнений в лечении плоскостопия широко применяется массаж как классический, так и рефлекторных зон стопы.

               Как  снять плонтографию:

   Приготовьте:  детский крем, альбомный лист, детский стульчик, линейку и карандаш.

    Посадите ребенка на стул,  смажьте ему обе ноги кремом, и по очереди ставьте их на лист бумаги, затем аккуратно   ребенок встает со стула, и потихоньку уходит с бумаги.

    Необходимо обозначить на отпечатке стопы три точки:

  • Середину основания большого пальца;
  • Центр пятки;
  • Середину межпальцевого промежутка второго и третьего пальцев

 Затем необходимо соединить первую точку со второй, а вторую – с третьей.

Если обе линии в средней части «не утопают» в отпечатке стопы, то перед нами норма; если первая линия остается за отпечатком, а вторая «утопает» в нем – стопа уплощенная; если обе линии «утонули» в полученном отпечатке – отмечается плоскостопие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста. Амплеева Т.Н....

комплекс упражнений для профилактики осанки

В комплексе указаны упражнения для профилактики осанки...

Использование релаксационных упражнений как профилактика осанки в дошкольном возрасте.

•Дошкольный возраст - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации. Учитывая особен...

Картотека упражнений для профилактики осанки

В материале использована Картотека упражнений для профилактики осанки...

Открытое занятие с использованием упражнений для профилактики осанки, плоскостопия и стретчинга в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие» «На уроке физкультуры»

Открытое занятие с использованием упражнений для профилактики осанки, плоскостопия и стретчинга в подготовительной к школе группе по образовательной области «Физическое развитие»«На ...