Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство профилактики физических отклонений дошкольников
методическая разработка по теме

Низамова Залия Зарифовна

Ценность работы с нестандартным оборудованием заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности за счет необычной формы самодельной атрибутики, новизны и красочности, что позволяет решать задачи по профилактике возрастных отклонений дошкольников по физическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство профилактики физических отклонений дошкольников

Доклад  для выступления на городском МО

Ценность работы с нестандартным оборудованием заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности за счет необычной формы самодельной атрибутики, новизны и красочности, что позволяет решать задачи по профилактике возрастных отклонений дошкольников по физическому развитию.

Воспитатель по физической культуре Низамова Залия Зарифовна

Златоуст  2014

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

В наше время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной и обсуждается достаточно широко. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что большинство детей, посещающих ДОУ, имеют проблемы со здоровьем.

По данным Министерства здравоохранения за последние годы в целом по России состояние здоровья дошкольников ухудшилось:

  • Снизилось количество абсолютно здоровых детей с 23,2% до 15,1%
  • Увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья с 15,9% до 17,3%
  • Остается высоким уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями – 60-70%
  • За последние 20 лет уменьшилось число детей с нормальным физическим развитием.
  • Особое беспокойство вызывает рост количества функциональных отклонений у одного ребенка (наблюдается до 4-5 отклонений)
  • Высок процент детей с аллергической реакцией (до 35-40%).

Состояние здоровья детей приобрело настолько плачевное состояние, что о нем заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе (т.е предупреждающей, профилактической), о формировании осознанного отношения к здоровью. Профилактическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Педагог дошкольного учреждения может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть  соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные возрасту технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей. Педагогическая технология формирования здорового образа жизни дошкольников реализуется по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям – здоровьесберегающему и здровьеформирующему, учитывающим как внутренние, так и внешние условия функционирования данной системы.

Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной, многофункциональным оборудованием и инвентарём, в т.ч. недорогим и нестандартным, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим  и другим требованиям. Одним из  направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажёров и тренажёрных устройств.

Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья. Поэтому внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс с целью профилактики физических отклонений на основе здровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование основ здорового образа жизни» заняли прочное место в работе всех участников образовательного процесса нашего детского сада.  «Лучше предотвратить, чем лечить» - говорили в старину.

Данные мониторинга за 2011 год детей МАДОУ детского сада комбинированного вида №43  дали неутешительные результаты:

  • Уровень заболеваемости ОРВИ и ОРЗ повысился на 7%
  • Количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата снизилось всего на 3%
  • Нарушения зрения были выявлены у 5% детей.
  • Количество детей с аллергической реакцией  не изменилось (6%).

По проведенному анкетированию (педагогов, родителей) было установлено, что основной причиной данных нарушений является малоподвижный образ жизни. Поэтому был разработан долгосрочный проект «Формирование основ ЗОЖ детей посредством изучения технологий здоровьесбережения». Целью проекта являлось повышение уровня компетентности в вопросах формирования основ ЗОЖ через изучение технологий здоровьесбережения. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • Сформировать у детей начальные представления о ЗОЖ
  • Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей, развивать потребность в активном образе жизни
  • Воспитывать осознанное отношение  к своему здоровью.

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги ДОУ
  • Медицинская сестра ДОУ
  • МАОУ СОШ № 36
  • ДЮСШОР № 1 им. С.И. Ишмуратовой МУДОД детско – юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1
  • МЛПУЗ «Врачебно – физкультурный диспансер»

Работа в детском саду велась активно по нескольким направлениям. Особое внимание уделялось профилактике и коррекции отклонений отдельных систем организма. Это:

  • Профилактика нарушения осанки и её коррекция
  • Профилактика плоскостопия и укрепление свода стопы
  • Профилактика и коррекция нарушений зрения и развитие глазомера
  • Профилактика простудных заболеваний и укрепления иммунитета.

    Данную работу наглядно можно просмотреть в следующих таблицах.

Таблица № 1 «Работа по профилактике и коррекции нарушений зрения»

Важность зрительного восприятия человека сложно переоценить. Научно доказано, что около 80% информации как взрослый человек, так и маленький ребёнок воспринимает через зрение. Зрительное восприятие играет важную роль в развитии речи, двигательных навыков и в социально-эмоциональном развитии.

Форма работы

Задачи

Содержание работы

Участники

Медико – профилактическая  деятельность

Обеспечить сохранение зрения детей в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

  • Ежегодный мед.осмотр
  • Контроль освещения в группах
  • Контроль режима дня

Мед.персонал ДОУ

Воспитатели

Дети

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Повышение остроты зрения, через развитие мелкой моторики рук.

Активизация работы мышц глаза, способствующие снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

  • Игры и упражнения для профилактики и коррекции зрения (на занятиях и в свободное время)
  • Пальчиковые игры
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Контроль за нагрузкой для глаз в течении дня.

Воспитатели

Дети

Информационно – просветительская деятельность

Реализация принципа резонанса при организации работы по профилактике нарушений зрения.

  • Конференции для родителей
  • Выступления на родительских собраниях по теме
  • Мастер – классы
  • Привлечение родителей к разным видам оздоровительной деятельности в ДОУ.

Родители

Дети

Педагоги ДОУ

Таблица № 2  «Работа по профилактике ОРВИ и укреплению иммунитета»

Врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать. Вернее, они не умеют дышать правильно. А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.

Форма работы

Задачи

Содержание работы

Участники

Медико – профилактическая  деятельность

Систематическое ведение профилактической работы по предупреждению заболеваний гриппом и ОРВИ

  • Вакцинация  против гриппа  (по желанию родителей)
  • Усиленный контроль детей после заболевания.
  • Контроль правильного питания.
  • Контроль температуры в группах и на улице для прогулки.
  • Контроль за проветриванием помещений.
  • Витаминизация

Мед.персонал ДОУ

Воспитатели

Дети

Физкультурно – оздоровительная работа

Укрепление организма через увеличение двигательной активности детей. Обучение самомассажу биологически активных точек на лице и шее стимулирующих иммунную систему.

Организовать систематическую работу закаливающих мероприятий.

 

  • Дыхательная гимнастика на занятиях и в свободное от занятий время.
  • Индивидуальная работа с часто болеющими детьми
  • Контроль за двигательной активностью в группе и на улице.
  • Массаж для профилактики простудных заболеваний.
  • Дни и недели здоровья.
  • Закаливающие процедуры в течении года.

Воспитатели

Дети

Информационно – просветительская деятельность

Оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении иммунитета.

  • Конференции для родителей.
  • Выступления на родительских собраниях по теме
  • Мастер – классы по теме.
  • Консультации в уголках для здоровья в группах.
  • Индивидуальная работа мед.сестры с родителями ЧБД.

Родители

Дети

Педагоги ДОУ

Таблица № 3 «Работа по профилактике плоскостопия и укреплению свода стопы»

Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

Форма работы

Задачи

Содержание работы

Участники

Медико – профилактическая  деятельность

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

  • Мониторинг стопы (ежегодно)
  • Контроль гигиенических процедур в режиме дня.

Мед.персонал ДОУ

Воспитатели

Дети

Физкультурно – оздоровительная работа

Укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей.

Развитие основных функций стоп.

Обучение правильной постановке стоп при ходьбе.

Повышение тонуса стопы.

  • Игры и упражнения для профилактики плоскостопия (на занятиях и в свободное время)
  • Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения.
  • Контроль за правильной ходьбой.
  • Массаж стоп с помощью различных предметов.

Воспитатели

Дети

Инструктор методист по лечебной гимнастике.

Информационно – просветительская деятельность

Разъяснение и информирование родителей об особенностях и своеобразии развития детской стопы.

  • Выступления на родительских собраниях по теме
  • Мастер – классы
  • Рекомендации и контроль за подбором правильной обуви

Родители

Дети

Педагоги ДОУ

Таблица № 4 «Работа по профилактике нарушений осанки»

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Форма работы

Задачи

Содержание работы

Участники

Медико – профилактическая  деятельность

Оздоровление организма, профилактика нарушений  осанки.

  • Ежегодный осмотр позвоночника.
  • Контроль за мебелью в детском саду

Мед.персонал ДОУ

Воспитатели

Дети

Физкультурно – оздоровительная работа

Совершенствование двигательных навыков с целью формирования правильной осанки.

Создание предметно – развивающей среды с учетом возрастных и физических особенностей детей.

  • Игры и упражнения для формирования правильной осанки во время занятий и в самостоятельной деятельности детей.
  • Лечебная гимнастика для детей с отклонениями (по назначению врача)
  • Контроль за осанкой во время занятий и приема пищи.
  • Общий массаж (по желанию родителей)
  • Обращать внимание на возрастные особенности ребенка, строение его тела.

Воспитатели

Дети

Инструктор методист по лечебной гимнастике.

Информационно – просветительская деятельность

Разъяснение и информирование родителей об особенностях и своеобразии развития неправильной осанки, о последствиях и влиянии этого отклонения на различные функции организма.

  • Конференции для родителей
  • Выступления на родительских собраниях по теме
  • Мастер – классы
  • Привлечение родителей к разным видам оздоровительной деятельности в ДОУ.

Родители

Дети

Педагоги ДОУ

Если в организованной деятельности дети выполняли требования педагога, то в свободное от занятий время трудно было заинтересовать их какой  - либо подвижной игрой, особенно детей – меланхоликов.  Убедившись на практике в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности в свободное от занятий время, нежеланию принимать участие в подвижных играх, выполнять физические упражнения  были поставлены следующие задачи:

  • Вызвать интерес детей к различным видам двигательной деятельности, желание заниматься спортом.
  • Увеличить двигательную активность с целью предотвращения возрастных отклонений в физическом развитии.
  • Поднять эмоциональный настрой детей во время НОД и в режимных моментах.

Для решения поставленных задач наиболее эффективным оказалось использование  нового, красочного спортивного инвентаря. Благодаря новым скакалкам, мячикам, тренажерам возрастает интерес к разным видам движений, что способствует двигательной активности детей. А движение, как нам известно, это путь к здоровью. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы. Поэтому, оно никогда не бывает лишним. В настоящее время многие торговые организации предлагают нам различное спортивное оборудование, но в связи с недостаточными объемами финансирования на приобретение нужного оборудования, детские сады нечасто могут позволить себе обновить физкультурные уголки и оборудование в спортзале. Чем же заменить традиционное физкультурное оборудование? Альтернативой в нашем детском саду выступил инвентарь, сделанный своими руками. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от "киндер-сюрпризов", пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Применение нестандартных пособий внесло разнообразие и эффект новизны, позволило шире использовать знакомые упражнения,  дало возможность педагогу варьировать задания. Нестандартный инвентарь объединил физкультуру с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повысил у детей интерес к занятиям, придал им необходимую эмоциональную окраску. Кроме этого, ребята сами стали авторами некоторых упражнений с применением того или иного оборудования. Дети с удовольствием принимали участие и в изготовлении нестандартной атрибутики.  И из-за этого такое оборудование становилось еще интереснее в применении. Повышению эффективности нашей работы способствовали тесные контакты с родителями. Был проведен конкурс на самое интересное нестандартное физкультурное оборудование. Мамы и папы, бабушки и дедушки не только поддержали все наши мероприятия, помогая оснастить физкультурный уголок разнообразным инвентарем, но и приняли активное участие в презентации своего «изобретения».

При использовании нестандартного оборудования в нашем детском саду значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения отдельных  движений. Даже самые ленивые дети не остаются в стороне и с удовольствием выполняют разные упражнения. Таким образом, динамичные, эмоционально-насыщенные упражнения и игры детей с нестандартным оборудованием позволили нам решить поставленные задачи, а также развить изобретательность в самостоятельной деятельности, фантазию. Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется дорогих и сложных тренажеров, специального оборудования и большого опыта. Достаточно немного ресурсов, среди которых собственное желание молодого педагога сделать детство детей более интересным, ярким, эмоциональным и подвижным. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития у детей общей моторики и интереса к физической культуре

Основная задача развития общей моторики состоит в том, чтобы помочь формированию у ребёнка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов,бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выпо...

консультация для педагогов и родителей "Использование нестандартного физкультурного оборудования из предметов домашнего обихода для профилактики нарушения функций ОДА у детей в условиях детского сада и семьи"

в статье рассказано о способах профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях детского сада и семьи средсвами нестандартного физкультурного оборудования, которое можно...

Консультация для воспитателей «Использование нестандартного Физкультурного оборудования с детьми дошкольного возраста как средство привития здорового образа жизни»

Нетрадиционное физкультурное оборудование.Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ...

Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...

Образовательный форум "Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств ребенка"

Изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств ребенка...

презентация "Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство повышения интереса к занятиям по физической культуре "

Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре делает их интересыми, увлекательными для детей....

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении....