ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа) на тему

Васянкина Ирина Альбертовна

Валеологическое воспитание дошкольников выходит на первые позиции по степени значимости; сохранение физического здоровья и психологического благополучия  детей  является одним из основных направлений педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Саяногорск

детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

ДОКЛАД

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Васянкина И.А.

воспитатель 1 кв. категории

Саяногорск, 2014


В последние  годы вопросы  охраны и укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни стали особенно актуальными. В дошкольных образовательных учреждениях с самых ранних лет педагоги развивают в детях двигательную и познавательную активность, приучают их  думать и заботиться о своем здоровье, воспитывают в малышах осознанное к нему отношение. Валеологическое воспитание дошкольников выходит на первые позиции по степени значимости; сохранение физического здоровья и психологического благополучия  детей  является одним из основных направлений педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. Несомненно, чем раньше начнет проявляться забота о здоровье ребенка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более  социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей  является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Успех воспитания здорового ребенка обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
  • личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается
совокупность трех компонентов:

  1. Осознанное отношение к здоровью и жизни человека,
  2. Знание о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. Валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Как воспитатель, работающий с детьми младшего дошкольного возраста, поставила перед собой цель: расширение валеологических представлений и познавательных умений детей.

Наблюдая за детьми своей группы, выяснила, что уровень валеологической культуры у детей низкий, дети затруднялись определить, кто такой здоровый человек. Чаще всего пожимали плечами и говорили: «Не знаю». Лишь 4 ребенка из 20 ответили, что здоровый - это тот, кто моет руки, слушается взрослых, делает зарядку, кто не боится врачей. Малыши не могли выделить главные части человеческого тела, но некоторые из них все же называют голову, объясняя свой ответ так: «Потому, что большая», «Потому, что смотрит». Поэтому поставила перед собой следующие задачи:

  1. Создать в группе  необходимую и современную пространственно-развивающую среду, способствующую  приобщению детей к здоровому и активному образу жизни, расширению познавательных представлений и речевых умений дошкольников.
  2. Разработать и реализовать цикл  занятий, направленных на расширение валеологических представлений дошкольников, развитие их познавательной активности и самостоятельности.
  3. Разнообразить формы валеологического просвещения родителей.

Учитывая то, что особое значение для развития ребёнка имеет предметно-развивающая среда свою работу по формированию валеологической компетентности детей младшего дошкольного возраста начала с оборудования центров для разных видов детской деятельности. В группе были оборудованы центры для разных видов детской деятельности. В соответствии с возрастом детей содержание центров изменялось, пополнялось, усложнялось.  Подбор дидактических пособий осуществляла с учетом разноуровнего развития детей, их способностей, интересов, гендерных (половых) особенностей.

В своей работе использовала разнообразные методы и приемы.

Утром, создавая положительный настрой, детей в группе встречал Незнайка. Он с ними здоровался, спрашивал о самочувствии, угощал витаминами. Дети с удовольствием шли в группу, у них возникало желание тоже сделать приятное Незнайке, детям.

 В оформленный «Уголок настроения» дети вешали вместе с родителями свои фотографии, учились правильно определять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей.

Для того, чтобы дети научились различать, что значит весёлый, грустный, предлагала дидактическую игру «Найди жильцов домиков» (домик радости, домик печали), дети расселяли в них жильцов - карточки, рассказывали в каком домике они бы хотели жить и почему.

Для расширения представлений детей младшего дошкольного  возраста о себе, своем организме внесла в группу две куклы (мальчика и девочку)  и предложила детям выбрать одежду для Вани и Кати. Дети, выбирая одежду,  называли и объясняли, почему они ее выбрали. Так я учила детей находить различия между одеждой мальчика и девочки. Рассматривая картинки с изображением детей разного пола, дети определяли, кто это – мальчик или девочка, подбирали предметы, которыми бы они играли – учила детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица.

Учитывая то, что валеологическая компетентность младших дошкольников находится в процессе интенсивного становления, обращала внимание на то, насколько дети умеют переносить знания о правилах здоровья в собственную жизнь самостоятельно.

Результаты диагностики показали,  что к концу младшей группы валеологическая культура находилась в состоянии оформления.

       Работу по формированию валеологической компетентности продолжила в средней группе. Помогла детям понять значение воды, необходимость свежего воздуха для здоровья человека. Теперь дети самостоятельно и успешно решают задачи, связанные с подготовкой ко сну,  знают, что необходимо проветрить помещение, раздеться, аккуратно сложить вещи на стульчик. В начале года дети по-разному отвечали на вопросы о необходимости утренней гимнастики, закаливания, теперь уже твердо знают что это просто необходимо для здоровья.

        В средней группе не только знакомила детей с конкретными частями тела, но и помогала  уточнить какую роль играют в жизни те или иные органы: нос, глаза, уши, зубы, провела занятия «Наши органы слуха», «Чтобы быть здоровым», «Как сохранить хорошее зрение», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья».

        Предлагала  для рассматривания энциклопедии и книги с изображением строения человека. Чтобы поддерживать интерес к внутреннему строению человека  родители сшили фартуки, на которые с помощью липучек прикрепляются макеты внутренних органов человека, вырезанные из картона.          Большую помощь оказывало чтение художественной литературы.

        Для того, чтобы закрепить знания и умения личной безопасности и помочь понять каковы последствия их нарушения, проводила ежедневные «минутки безопасности», включая их в различные занятия и другие режимные процессы. Такие дидактические игры и пособия, как «Правильно – не правильно», «Режим дня», «Опасно - безопасно», «Волшебный светофор», «Опасное путешествие», помогали детям закрепить полученные знания об
источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

        С учетом того, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, освоила и применяю на практике современные валеологические технологии. Изготовила игру-матрицу «Дом гномов», которая помогает в изучении отдельных тем (правила гигиены, культура питания и т.д.) и для обобщения знаний в целом (режим дня, спорт). Узнать больше о строении человека помогали валеологические сказки, игры – путешествия.            

Большую роль в формировании валеологической компетентности отводила семье.

В работе с родителями использовала разные формы:

  • в родительском уголке помещала рекомендации по воспитанию детей данного возраста, по развитию физического, умственного, нравственного, эмоционального развития ребенка, изготавливала альбомы;
  • ежедневно в конце дня информировала родителей об успехах ребенка, проводила индивидуальные, групповые и общие консультации по запросам родителей, использовала нетрадиционные формы организации:  круглый стол, КВН, тренинг, чаепитие.
  • совместно с родителями оформляли газеты, выставки фотографий на разные темы («Отдыхаем всей семьей» и др.), выставки поделок из разных материалов сделанных родителями совместно с детьми, устраивали совместные праздники с родителями: «Мама, Папа, Я – спортивная семья», «Мамин день».
  • проводила открытые просмотры закаливания в детском саду с целью соблюдения единых требований, говорила о значении соблюдения режимных моментов, давала рекомендации по подбору сезонной одежды, профилактике ОРЗ.

           Это помогло установить доверительные отношения с родителями, что, несомненно, сыграло значительную роль в формировании валеологической компетентности детей.

Работа, по этому направлению проведенная в течение двух лет, дала неплохие результаты. Отношение к здоровью детей среднего дошкольного возраста можно охарактеризовать как положительное. Они считают, что быть здоровым очень хорошо.

Система по формированию привычек здорового образа жизни предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

В заключение надо заметить, что поскольку здоровье ребёнка, в конечном счете, напрямую связано с качеством образования и воспитания, становится крайне актуальным формирование валеологической  парадигмы в педагогической деятельности воспитателя.

Литература:

1.Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье. ФиС, 1990.

2.Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.

3. Маханева ,М.Д.  Воспитание здорового ребенка М., 2000

4.Савельева, Н.Ю. Организация  оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

5.Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М., 1991 г.

6.Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста

Перспективный план позволяет планировать работу по месяцам года, полностью учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержит раздел "Взаимодействие с родителями"...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Презентация: "Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...