Туристический слёт для подготовительных групп: "Маршруты рюкзачка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Башилова Юлия Вадимовна

27 сентября - ДЕНЬ ТУРИСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turisticheskiy_slyot_dlya_podgotovitelnykh_grupp.docx425.4 КБ

Предварительный просмотр:

Туристический слёт для подготовительных групп «Маршруты рюкзачка»

  Мероприятие проводится на спортивной площадке и 5 оборудованных отдельных мест для станций.

Цель:

- популяризовать ЗОЖ

Задачи:

- формировать и сплачивать детский кол-в через совместную деятельность;

- развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни;

- знакомить с правилами поведения на природе и в экстремальных ситуациях, назначением предметов, необходимых в походе;

- развивать ловкость координацию движений, выносливость, пространственное мышление, умение ориентироваться по карте.

Предварительная работа:

- беседа о туризме;

- инструктаж по правилам безопасности;

- беседа про съедобные и несъедобные грибы;

- беседа про лекарственные растения.

Оборудование и необходимые приготовления:

- 2 подготовительных группы, одетые в спортивную форму и кеды  (кроссовки), которые делятся в дальнейшем на 3 равные команды;

- Турист- спортивный костюм

- Рассеянный: шуба, валенки, кастрюля на голову, чемодан, сачок ; затем спортивная форма и кеды.

- 5 приглашённых для станций –

   - Лесовичок

   - Кикимора

   - Спасатель МЧС

   - Рыбак

   - Айболит

- 5 сопровождающих по станциям

- грамоты по кол-ву детей

- призы  по кол-ву детей

- фотоаппарат

- 5 карт-маршрутов

- 5 табличек станций

- музыка : «Песенка про весёлого туриста» муз. Е. Жарковского,  сл. С. Михалкого.

- музыка для разминки

- для эстафеты « Собери рюкзак» : 3 рюкзака, 3*3 обруча(скреплённых), 3 обруча, 3 компаса, 3 кружки, 3 ложки, 3 миски,3 банки с тушёнкой, 3 уп. спичек, 3 пары носков, 3 рулона туалетной бумаги…)

- для эстафеты « Через речку» : 3 обруча, 3 ориентира

- для эстафеты « Разведи огонь»: 6 обручей, поленья по кол-ву детей, 3 картонных факела

- для эстафеты « Грибники» : 6 несъедобных грибов, съедобные грибы по кол-ву играющих,  3 корзинки, 3 кастрюли, 3*3 таза, 3 обруча-поляны.

- для станции «Костровая» : 3 картинки с изображением разных видов костров, поленья 3*6,

- для станции « Бережём природу» :

3 знака-отгадки, верёвка, большая корзина, пластиковые бутылки, посуда, коробки…

-для станции «Спасательная» : свисток, компас, бревно,верёвка

- для станции  « Ловись рыбка» :  верёвка-удочка

- для станции « Зелёная аптека» : картинки с лекарственными растениями,

 Под «Песенку про весёлого туриста» дети выстраиваются в колонну.

Турист

  Добрый день, ребята! Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Во многих странах в этот день проводятся очень интересные мероприятия  конкурсы. Мы тоже решили провести туристический слёт. Вы готовы?  Тогда давайте для начала разделимся на команды.

Перестроение в 3 колонны.

Турист

Чтоб туризмом заниматься,

Надо детям всем размяться.

Если утром ты зарядку

Делать очень ленишься,

То в походе от неё

Никуда не денешься.

Разминка под музыку

Выбегает Рассеянный.  Я хочу тоже в поход!

Турист.  Кого я вижу! Рассеянный с улицы Бассейной! Как всегда всё забыл. Даже забыл поздороваться.

Рассеянный.   И правда забыл. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, дорогой мой друг!

Турист.  Здравствуй, Рассеянный! Что с тобой? (оглядывает его со всех сторон).

Рассеянный.  А что такое?

Турист.  Как-то ты странно одет. Настоящие туристы никогда так не одеваются.

Рассеянный. А что такое туристы?

Турист. Туристы - это люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают удобную одежду.

Рассеянный.  Чем тебе не нравится моя? Я шубу одел, чтобы ночью не замёрзнуть; валенки с тремя парами носков, чтобы ноги не промокли. Голову прикрыл кастрюлей, она мне заменяет шлем. Вдруг что-нибудь на голову свалится.

Турист.  Слушай, Рассеянный. Сейчас ещё не холодно. Достаточно одеть курточку, брюки, кеды или кроссовки, а на голову бейсболку, чтобы не напекло солнце. Посмотри на ребят, они готовы к походу.

Рассеянный.  Да… Сейчас всё лишнее сниму и стану настоящим туристом. (переодевается)  Ну как? Так можно идти?

Турист.  Подожди немножко. Я вижу, что ты все вещи сложил в чемодан. В поход ходят не с чемоданом, а … подскажите, ребята!

Дети.  С рюкзаком!

Турист.  Открывай свой чемодан, покажи, что ты взял с собой. ( открывает чемодан) Ну, рассеянный, ты взял много лишних вещей. Сейчас ребята тебе помогут выбрать вещи, которые пригодятся в походе.

Эстафета « Собери рюкзак »

  Дети стоят в колоннах за линией старта. Первые игроки надевают рюкзак, прыгают из обруча в обруч (3 обруча скреплены между собой ), бегут до обручей, в которых лежат предметы для похода (по кол-ву детей). Участники снимают рюкзаки, кладут в них по одному предмету и возвращаются к командам (рюкзаки держат в руках). Передают рюкзаки следующим участникам.

Рассеянный.  Ребята! Я понял, почему в поход не ходят с чемоданом. Если нести рюкзак за спиной, то руки будут свободны.

Турист. 

Мы сегодня всей командой

Отправляемся в поход.

Эстафета « По речке»

   Юные туристы должны «сплавится по речке на байдарках» (пробежать в обручах парами).

   Дети строятся в колонны за линией старта. Два участника от каждой команды надевают на себя обруч и бегут до ориентира и обратно. Передают обруч следующей паре.

Турист.  

Быстрыми, ловкими вы оказались,

Видел я, как все вы старались.

А сейчас все вместе дружно

Будем собирать дрова.

Эстафета « Разведи костёр»

Дети строятся в колонны, на линии старта разложены обручи с паленьями ( по кол-ву детей в команде – 1).  Участники по очереди относят по одному полену к месту разведения костра ( в обруч) на противоположную сторону и складывают их в виде костра, последний игрок «зажигает костёр» (ставит картонный факел).

Турист.

В этой игре проявили старание

И мы продолжаем соревнования!

Рассеянный.  Набегался я, проголодался. Пора подкрепиться.

Эстафета « Грибники»

Каждый участник отправляется в лес с корзинкой, оббегает 3 пенька-тазика, добегает до поляны с грибами, выбирает съедобный гриб, кладёт его в корзинку и бежит к костру, где стоит кастрюля. Игрок кладёт гриб в неё и бежит обратно по прямой. Передает корзину следующему.

Турист.

Вот это здорово,

Вот это класс-

Опять порадовали нас!

Рассеянный.  Молодцы, ребята! Все старались, хорошо соревновались. Для всех я приготовил подарки, а куда их положил, забыл. Поможете найти? Вам в помощь дам я карту, а заодно и проверю, как вы по ней ориентируетесь. Тот, кто правильно пройдёт маршрут, найдёт подарки. (раздает карты)

Турист.  Во  время в пути вас ждёт много интересного. Будьте дружны, помогайте

друг другу, постарайтесь быть внимательными, чтобы не сбиться с маршрута. Желаю вам удачи и интересных приключений!

Станция «Костровая»

Лесовичок.  Доброго дня вам, путники! Скажите, кто вы -         любители или губители природы? Костры вместе с родителями в лесу разжигаете?  Из-за непотушенного костра в лесу может случиться беда – пожар, в котором гибнут деревья, растения и животные. Даже если костёр затушили, на его месте девять лет ни одна травинка не вырастет, так долго земля залечивает ожоги. Поэтому ради забавы жечь костёр в лесу нельзя. Но бывают случаи, когда без костра просто  не обойтись, например, во время многодневных походов. Ведь туристам нужно согреться, приготовить еду, высушить вещи. Однако чтобы огонь был надёжным другом и помощником, необходимо неукоснительно соблюдать правила обращения с ним.

  Я расскажу вам о правилах разведения в лесу костра:

- костёр всегда должен разводить только взрослый;

-в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев костры жечь нельзя;

- место для разведения костра должно быть тщательно подготовлено: лопатой нужно снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

- для дров нельзя ломать живые деревья. Для поддержания огня обычно используют собранные на земле сухие ветки;

- перед уходом костёр нужно хорошо залить водой и снятым слоем земли накрыть яму;

  Ребята, а вы знаете, что костры бывают разные? Например, если туристам ночью нужно освещение, они разжигают костёр - «шалаш»: поленья укладывают шалашиком( показывает). Такой костёр очень хорошо освещает площадку лагеря. На нём можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы разводят костёр-«колодец». По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Его используют для приготовления пищи, обогрева и сушки вещей. Ещё дин вид – «звёздный» - это долго горящий костёр. Для его поддержания толстые сухие брёвна выкладываются звёздочкой или веером и поджигаются. По мере их прогорания брёвна подталкиваются к центру.

  А теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили виды костров.

« Сложи костёр по схеме». Лесовичок раздаёт  участникам картинки разных видов костров, по которым юные туристы должны сначала сложить такой же костёр, назвать его вид и вспомнить правила разведения костров в лесу.

Лесовичок. Молодцы! Вы справились с заданием.

  Помните, ребята, настоящий турист никогда не будет разводить костёр без необходимости. Ведь туристы любят и берегут природу. И вы берегите! Удачи вам!

Станция «Бережём природу»

Кикимора.  Что вы делаете в моём саду?

Я, Кикимора, люблю тишину.

Посторонних повстречаю –

До смерти защекочу!

Не подумайте, что пугаю,

Я от радости кричу!

А-а-а!

Пальцы видишь?

Для щекотки словно созданы они!

Многих смехом уморила,

Золотые были дни!

( щекочет детей)

 

Ой, как расшумелись, расхохотались. Я жительница леса. Мои друзья – растения и животные. Они не умеют разговаривать, значит, и не могут защищать себя. Иногда, гуляя в лесу, люди даже не задумываются, что, не желая того, могут навредить природе. Поэтому нужно знать, как правильно вести себя в лесу: что можно делать, а чего делать нельзя.

  Ребята, а как вы думаете, что можно делать в лесу? (гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды)

  А чего делать не нужно?

  Давайте вместе разберёмся, что может навредить природе.

«Советы туристу».  Кикимора показывает знаки, дети пытаются их расшифровать. Получив ответ, она читает стихотворение, посвященное знаку.

На природе отдыхали,

Много ели и играли.

Мусор весь мы соберём

И с собой его возьмём.

Ведь полянка – чей-то  дом,

Пусть порядок будет в нём!

И лягушку, и жучка,

В паутинке паучка,

Бабочку и муравья

Не обидим ты и я!

Деревце, цветок и куст

Радуют всегда нас пусть!

Не сорвём и не сломаем,

Что они живые, знаем!

Молодцы! Помните эти правила, ребята, и тогда природа всегда будет радовать вас своей красотой.

«Собери мусор» 

На земле из верёвки делается круг, который наполняется мусором. В его центр ставится большая корзина. Дети встают вокруг и по сигналу начинают заполнять корзину - очищать полянку от мусора.

Дорогие мои, какие вы молодцы! Весь мусор собрали. Всех вас успела полюбить, даже жалко расставаться. Но пора! Меня-то, Кикимору лесную, не забывайте, навещайте почаще!

Станция « Спасательная»

Спасатель МЧС.   Здравствуйте, ребята! В походе может произойти всё что угодно. Например, кто-то заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае?

  Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно постараться как-то о себе заявить. Но если долго и громко кричать, то быстро устанешь или сорвёшь голос. В такой ситуации поможет свисток, ведь свистеть намного проще, чем кричать «ау». Так что свисток обязательно нужно брать с собой в поход. Ещё одна незаменимая вещь – компас. Без него в лесу делать нечего. Интересно, а вы умеете пользоваться компасом? Буква «С»- север  (там холодно), «З»-запад, «В»- восток, «Ю»- юг(туда улетают зимовать птицы).

« Ориентирование» Стрелка компаса настраивается на север. Детям выдаётся компас и они встают лицом к северу. По командам они должны вместе со спасателем проделать правильный путь. Например, сделать 2 шага на север, 3 – на восток,…

Молодцы! Ребята, а вы уже поняли, что в походе нужно быть очень внимательным, не отвлекаться и не отставать от группы, и тогда точно никто не потеряется!

А ещё важно быть ловким. Давайте проверим вашу ловкость и координацию с помощью одного теста?

Надо пройти по скамейке, держа равновесие.

Станция «Ловись, рыбка, большая и маленькая».

Рыбак. Предлагает вспомнить названия рыб. Условия рыбной ловли (опрос детей, их мнение) - нужна удочка, леска, поплавок, крючок, червячок, тишина…. Дальше предлагает сыграть в игру.

 Игра «удочка». Дети образуют круг, в центре которого рыбак с удочкой. Начинает вращать верёвку по земле. Чьих ног коснулась удочка, тот выходит из игры.

Станция «Зелёная аптека»

Доктор Айболит. В руках картинки с изображением лекарственных трав.

   Приветствую вас, друзья туристы! Часто бывает, что в походе случаются неприятности – царапины, ушибы или укусы каких-нибудь насекомых, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растёт она под ногами. Например, подорожник поможет при порезах – приложите чистый листочек к ранке и подержите, кровь быстро остановится.

    Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи грелись на солнце, лёжа на дороге. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела отползти в безопасное место, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника, который исцелил пострадавшую. С тех самых пор люди используют это растение для заживления ран.

   Малина, например, полезна при простуде. Нужно просто заварить чай из из её листочков и ягод.

   Ребята, вы, конечно, знаете, что в лесу много комаров. Они так неприятно пищат и так больно кусают. Если вы сорвёте цветок календулы и его соком смажете место укуса, то станет гораздо легче.

   От болей в животе нужно принимать отвар из зверобоя.

   О пользе ромашки знают все. Полевая ромашка маленькая, а её листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько её цветков, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст силы и защитит от простуды даже в холодную погоду.

   Вот такие полезные растения можно встретить в лесу. Но собирать и применять нужно только те растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог.

   

   Игровое задание. Картинки с изображением выкладывают на землю(аптека-огород). Называют ситуацию(царапина, простуда, боль в животе…), а дети должны подбежать к нужному растению.

Молодцы, ребята! Здоровья вам и хорошего настроения! До новых встреч!

Турист. Все маршруты пройдены, все задания выполнены! Туристический слёт завершается.

Вручение подарков.

 

   

Виды костров

Конструкция костра выбирается в зависимости от того что нужно в данный момент - обогреться, приготовить еду, высушить одежду или обувь, переночевать. Следует помнить что костер, согревает лишь обращенные к нему поверхности, поэтому нелишним будет позаботиться об отражательных стенках. Отражающая стенка не только отражает тепло, но и заставляет дым подниматься вверх. С помощью такой стенки улучшается обогрев укрытия, построенного для ночевки.

Маленький костер легче разводить и поддерживать, чем большой. Несколько малых костров, расположенных по кругу, в холодную погоду дадут больше тепла, чем один большой.

Для обогрева костер делают побольше, для приготовления пищи - поменьше.

Поддержание огня требует меньшей затраты сил, чем добывание нового. Довольно часто на ночь костер приходится гасить. В этом случае засыпайте угли золой. Утром они будут еще тлеть, и вы легко раздуете огонь.

Костер типа "Шалаш"http://www.outdoors.ru/station/img/fire7.gif

Самый простой и распространенный тип костра. Этот тип костра хорош как для приготовления пищи, так и для тепла и освещения лагеря. На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш. Этот костер очень прожорлив и требует постоянного  подкармливания порциями дров, горит жарко.

Костер типа "Звездочка"http://www.outdoors.ru/station/img/fire2.gif

Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.

Костер "колодец"http://www.outdoors.ru/station/img/fire6.gif

(поленья, сложенные срубом) - самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. Незаменим если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. Дрова, в которых укладывают наподобие сруба избы. В "колодце" топливо сгорает медленнее, чем в "шалаше" образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды.

Нодьяhttp://www.outdoors.ru/station/img/fire1.gif

- применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки , бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но горет будет всю ночь и не требует регулировки. Хотя, если нужно, жар можно немного регулировать раздвигая или сдвигая нижние бревна.

Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга бревен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев. Разжигать нодью удобнее, истользуя уголи из костра, равномерно рассыпав их по всей верхней поверхности нижнего бревна..

Таежный костерhttp://www.outdoors.ru/station/img/fire3.gif

- наиболее удобный для навесов (бревно лежит вдоль навеса, 2-4 бревна потоньше кладут звездообразно концами на него, с подветренной стороны, противоположной навесу). По мере сгорания их подвигают, годится и для ночлега без навеса;

Костер с отражателемhttp://www.outdoors.ru/station/img/fire4.gif

(с подветренной стороны вбиваются с наклоном 70-80° два кола и к ним кладут горизонтально одно на другое до высоты 0,7-1 м несколько сырых обрубков дерева в 1 м длиной). Палатка ставится в 1-2 м от костра;

Безопасный ночной костерhttp://www.outdoors.ru/station/img/fire9.gif

Этот тип костра предназначен для того, чтобы огонь горел всю ночь, а риск выпадения из него поленьев был минимальным. Он может быть сооружен с отражателем тепла, установленным с одной стороны костра. Поленья должны быть уложены таким образом, чтобы между ними не было большого просвета для воздуха, тогда пламя будет низким, а два полена, положенных наклон-но по краям, не дадут огню распространяться.

Костер типа "Пирамида"http://www.outdoors.ru/station/img/fire10.gif

Положите два бревна параллельно одно другому, а поперек ряд поленьев - это будет основанием. Сверху разместите поленья меньшего размера и так далее, пока наверху не окажутся совсем мелкие, на которых поместите растопку и разожгите костер. Огонь будет постепенно опускаться вниз. Такой костер горит долго, и его можно использовать как ночной.

Костер "полинезийский"http://www.outdoors.ru/station/img/fire5.gif

невидим и дает много углей и золы. Для такого костра вырывают яму, обкладывают стенки ее камнями (или обмазывают глиной), а на дне разводят огонь. По возможности место для него следует выбирать под нависшей скалой или густой кроной дерева - в этом случае он будет незаметен не только с боков, но и сверху. Костер не требует большого количества дров. Чтобы дрова в костре хорошо горели и не дымили, рядом надо вырыть другую яму с узким каналом к костру для доступа воздуха.

Костры для приготовения пищи

Траншейный костерhttp://www.outdoors.ru/station/img/fire8.gif

. Выкопайте траншею размерами 30 х 90 см и глубиной 30 см с учетом того, что дно траншеи должно быть выложено камнями. Разведите костер на камнях. Даже если огонь потухнет, камни останутся достаточно горячими, чтобы на них можно было жарить пищу. Вертел, размещенный над углями, позволяет запекать мясо или рыбу.

Норный костер.

В склоне плотной земляной насыпи выкопайте нору глубиной около 45 см. Сверху воткните палку так, чтобы она прошла в нору, и слегка подвигайте ею, чтобы проделать отверстие-дымоход. Осыпавшуюся землю удалите из норы. Этот костер идеально подходит для копчения мяса и рыбы. Разведите костер в норе. При сильном ветре отверстие ведущее в костровую камеру должно находиться с подветренной стороны,

Костер "очаг"

В горах, где трудно выкопать яму, нужно сделать из камней очаг, оставив с наветренной стороны отверстие для притока воздуха. Аналогичный костер можно устроить в степи из нарезанных кусков дерна.

Сигнальные костры

Для сигнализации ночью используют костры, дающие много света, днем лучше виден дым, причем зимой черного цвета, а летом - белого.

Костер "Пионерский"

- аналогичен костру шалаш, только значительно выше. Самые длинные палки, которые располагаются с внешней стороны костра, должны иметь длины 1.5-2 метра. Костер быстро разгорается , дает очень высокое пламя, но быстро прогорает и разваливается.

Дымовой костер

- сперва разводят обычный костер, дающий сильный поток восходящего воздуха, например, "шалаш" и когда тот хорошо разгорится, начать класть в него сырые ветки, лучше хвойных пород, и траву. В результате получите столб былого дыма. Для получения черного дыма, необходиимо использовать смолу, нефтепродукты, резину.

Костер типа "Шалаш"

shalash

Костер типа "Звездочка"

zvezda

Костер "колодец"

kolodec


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЛЁТ "ВЕСНА ПОБЕДЫ "

Отчётный материал по проведению слёта....

Спортивный праздник "Туристический слёт".

Сценарий Туристического слёта для детей старшего дошкольного возраста. ...

Туристический слёт для детей подготовительных групп "Осеннее путешествие в сказочный лес"

Команды дошкольников совершают путешествие по станциям, где их ожидают сказочные персонажи. Каждая  станция оборудована специальным инвентарём для проведения игр, конкурсов и эстафет. Турсл...

Сценарий туристического похода в старшей группе «Маршруты рюкзачка»

Сценарий туристического похода в старшей группе...

Туристический слёт для дошкольников с региональным компонентом «Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района»

Туристический слет для дошкольников с региональным компонентом "Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района"...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы " Маршрут выходного дня"

Конспект по социально - коммуникотивному развитию с элементами Петербурговедения. Цель НОД расширить и уточнить знания детей о себе и ближайшем окружении. Активизировать познавательную деятельность де...

Положение туристического слёта «Туристёнок -2022» для детей старшей и подготовительной групп

Организация детского туризма в детском саду несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстет...