чайный праздник для детей старшего дошкольного возраст
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

стихи, песни, частушки, пословицы, поговорки и  игры  о чае все собрано в одно занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чайный праздник

(подготовительная группа)

Цели:

1.Знакомить  детей с историей возникновения чая, развивать познавательный интерес, эмоционально- положительное отношение к празднику, воспитывая у дошкольников инициативность к музыкальной деятельности.

2.Формировать у детей стремление участвовать  в совместной творческой деятельности с родителями.

3.Закрепить выразительность в исполнении движений, исполнении песен, частушек.

Активизация словаря:  бальзам, Китай.

Предварительная работа: провести с детьми беседу «Чем гостей вы встречаете, чем угощаете».

Оформить выставку фотографий:  «Чаепитие в кругу семьи».

Работа с глобусом.

Заучивание поговорок про чай.

Проговаривание различных скороговорок.

Заучивание скороговорок про чай.

Материал и оборудование:  чайный сервиз, самовар, скатерть, ложечки чайные, варенье, русский народный костюм, игрушка домовенка, глобус.

Ход занятия

Зал оформлен в свободном стиле, на столе разные рецепты заваривания чая, поговорки про чай. У центральной стены стоят столы с заварочными чайниками, самоваром,  кружками, вареньем, сушками, пирогами и т.д.

Под музыку дети вместе с родителями проходят на свои места.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости, дети, мы очень рады видеть вам  в нашем музыкальном зале, который сегодня превратился в настоящую чайную.

                                Дела свои все отложи

                                И в зал наш светлый поспеши.

                                Чтоб песни петь, поговорить,

                                Чуть поиграть и пошутить.

                                Много нового узнать.

                                А кого же там видать?

Слышится шум и воспитатель выносит на руках куклу «домовенка».

Воспитатель. Это кто еще такой?

Домовой.   Я ребята  - Домовой,

                Настоящий и живой.

                Здесь в саду живу,

                Все игрушки берегу.

                Что же тихо вы сидите,

                Друг на дружку все глядите?

Воспитатель. Мы гостей сюда собрали.

Домовой. А чтоб гости не скучали, знаете, чем гостей нужно привечать, да угощать?

(спросить у детей)

Домовой. Конечно, чаем. А вы знаете, какой мой чай самый любимый? У  него даже название есть, подумайте какое? (ответы) Я люблю чай «БЕСЕДА» (показывает) А чай попить и беседу завести лучшее не придумаешь.

Воспитатель. А знаешь, домовой, сегодня известно огромное количество чая и их названий. Давайте мы сейчас проведем игру, кто больше вспомнит названий чая.

Д о м а ш н е е   з а д а н и е.

Нури, Гита, Канди, Ахмад, Липтон, Ахмад, Цейлонский, зеленый, Дилма, Майский, Лисма, Золотая чаша и т. д.

Воспитатель.  Домовой, а тебе известно, откуда пришло слово «чай?»

Домовой. Откуда, откуда, - оттуда, где чай в коробочки складывают.

Воспитатель.  Прежде чем чай в коробки сложить, его нужно вырастить (это вечно зеленое растение), собрать, высушить, а только потом в коробочки складывать. А давай спросим у взрослых и у ребят, может, они расскажут, откуда пришел к нам чай.

Родители

  1. Чай – китайское слово. Сначала только китайцы выращивали чай. И секрет его  тщательно оберегали. Императоры дарили чай своим подчиненным за особые заслуги.
  2. Одна из старинных китайских легенд рассказывает: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горох, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи». Пастухи решили испробовать чародейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить  ароматный настой, ощущая прилив свежих сил.
  3.  А я знаю, что 5 тыс. лет назад, китайский Император,  отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев, Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на карте, глобусе, где находится Китай.

Воспитатель.  А я добавлю, что чай надо пить в специально фарфоровых чашках (фарфор тоже стали изготавливать в Китае), чтобы он не обжигал руки и сохранял свое свойство. А вот и наши фарфоровые чашечки. Давайте посмотрим на них со стороны, как они красивы в чайном сервизе. Раньше поэты воспевали чай в стихах, а я предлагаю всем вспомнить слова, в состав которых входит слово «чай». Например «слу-чай». Кто последний назовет слово, получит приз от Домового.

                        Аукцион чайных слов

Д о м а ш н е е  з а д а н и е.  Чайник, невзначай, не скучай, молочай, чайнворд, замечай, получай, включай, Чайковский и т. д.

Домовой.  Я хочу проверить, кто из вас любит пить чай? Выходите не стесняйтесь. Раз вы любите пить чай, значит, вы здоровы, так как чай обладает целебными свойствами, очищает кровь, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела. И я сейчас посмотрю, какие вы активные. Кто быстрее всех проговорит скороговорку про чай:

                1.Зачерпнула цапля чашкой, чай целебный из ромашки.

                2. Целебный чан у цапли чая. Цапля – врач больных встречает.

                3. Очень горячий чай в чистой черной чашке.

Воспитатель.  В чае присутствует много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит:  «Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее. А ты домовой, как чай завариваешь?

Домовой.  Кипяточек наливаю и заварку засыпаю.

Воспитатель. А хочешь узнать, как правильно заваривать чай.

Домовой. Правильно-то, конечно, хочу знать.

Воспитатель. Нам сейчас покажут мама с дочкой.

«Чайная церемония»

Запомнил, Домовой?  А вы ребята, запомнили? (Повторить)

Домовой. Заслужить хотим мы чай, а ну, ребятишки, частушки запевай:

Чайные частушки.

1.Посидеть за самоваром,

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром,

У него горят бока.

2. Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

3.Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица,

Он своею добротой.

4.На столе у нас пирог,

пышки и ватрушки,

Так пропойте под чаек,

Чайные частушки.

5.Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.

Домовой. Хорошо вы поете частушки, а загадки отгадываете?

1.Был листок зеленым - черный стал, томленым:

Был листок зубчатым, стал листок трубчатым.

Был он на лозине – теперь в магазине. (Чай)

2. Бел, как снег, в части у всех,

В рот попал, там и пропал. (Сахар)

3.Стоит толстячок, подбоченивши бочек,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Воспитатель.  У нас в России принято пить чай из самовара. Скажите, кто знает, почему носик у самовара находится не у самого дна?  (ответы) Он находится намного выше дна (показывает), чтобы осевшая накипь от вскипевшей воды не выплеснулась в чашку.  А вот смотрите, к нам идет самовар. Самовары делали медные, цветные. А для очень богатых даже золотые.

Танец «Самовар, чашечка и блюдце».

Домовой. А давайте вспомним  поговорки про  ароматный сладкий чай, кто смелый  - начинай.

Дети:

1.Чай не пьешь, где силы берешь?

2. Чай да каша, пища наша.

3. Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.

4.Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.

5.Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.

6. Выпьешь чашку – позабудешь про тоску.

Воспитатель. Домовой, а не желаешь ли ты с ребятами поиграть?

Домовой. Я очень хочу и взрослых приглашу, а что за игра.

Воспитатель. А игра  называется «гирлянда из сушек». К чаю принято подавать баранки и сушки. Нужно собрать две команды (дети и взрослые).  Кто больше соберет сушек на веревочку и не уронит, тот и победит.

Игра «Гирлянда сушек».

Воспитатель. Скажите, ребята, а в ваших семьях принято пить чай? А с чем? Многие из вас сказали, что  с вареньем. Чай с вареньем приобретает особый аромат. Сегодня у нас на столе много варенья, которое приготовили ребята вместе со своими мамами и бабушками. А мы сейчас поиграем в игру «Дегустатор».  Нужно с закрытыми глазами узнавать из чего сварено варенье.

Проводится игра «Дегустатор».

Воспитатель. Чай пить с вареньем, это вкусно конечно. А кто мне скажет, как правильно нужно накрывать стол к чаю? К чаю обязательно нужно приготовить ложечки, пить чай небольшими глоточками, чтобы не обжечься, с помощью вот такой маленькой ложечки, которая так и называется «чайная» . Считается, что те, кто чай не спеша , да потихоньку пьет, тот дольше всех проживет. Чайная ложечка пригодится нам и для размешивания сахара в чае, варенья, а еще посмотрите, где пригодились наши ложки.

«Оркестр чайных ложек».

А сейчас про праздник наш чайный ребятки песню споют для всех гостей.

Звучит  «Песенка про чай».

Домовой. Предлагаю вам испить, по чашке чая и определить, какие травы придают аромат и вкус чаю.

Воспитатель.

Самовар шипит, баранки

На скатерти самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Ароматным вкусным чаем

Всех сердечно угощаем:

Пейте чай, угощенье берите,

Чаще в гости приходите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник доблести и отваги»

Знакомство детей с праздником «»День Победы». Воспитание любви к Родине,  чувства гордости за свою страну, уважения к людям, пережившим тяготы войны. Развитие социально-значимых ценностей, гражда...

Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»

Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста посвященного празднику День защиты детей. "Детство- ты и я"

Цель: Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей&rdquo...

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»

Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей средыЗадачи: пробудить в каждом ребёнке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того,...