картотека занимательной зарядки для дошколяток
картотека по теме

Смирнова Ольга Ростиславовна

комплексы утренней гимнастики со стихами

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказочная зарядка»

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее к круг (строй) вставайте          перестроение

И зарядку начинайте!

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!                    потягивание

День настал давным -  давно,

Он стучит в твое окно.

Буратино потянулся,

Раз прогнулся, два нагнулся,                   наклоны

Зашагал и по порядку

Начал делать он зарядку.

Упражнение  «Царя Гороха»

(для мышц шеи и туловища)

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался
Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

«Космическое путешествие»

1.

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планетам.

Отправляемся на Марс.

Звезды, ждите в гости нас!

2.

Мы готовы прямо завтра

Записаться в космонавты.

Космонавтам можешь стать,

Если будешь много знать.

Сядем смело мы в ракету,

Облетим мы всю планету.

                3.

Чтобы выполнить зарядку,

Встанем вкруг все по порядку.        построение в  круг         

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Повернулись в круг лицом,

Упражнения начнем.

                4.

Раз, два – все вдыхаем,

Три, четыре – выдыхаем.                упр-ние. На дыхание

Носом вдох, а выдох ртом.

Шаг на месте мы начнем.

                  10.

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Чтобы в космос полететь,

Надо много попотеть.

11.

Раз, два, три, присядем мы!

Раз, два, три, присядем мы!

                  12.

Много раз я отожмусь

Утром на зарядке

И руками оттолкнусь,

Будет все в порядке.

13.

Раз, два – руки согнуть,

Три, четыре – разогнуть!

Раз, два – руки согнуть,

Три, четыре – разогнуть!

                   14.

Я как лодочка лежу,

Спинку напрягаю

И качаюсь на волнах,

Силы сохраняю.

15.

А сейчас мы с вами , дети,

Улетаем на ракете.

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

Игропластика

«Маг – волшебник»

Я маг-волшебник,                          сед «по-турецки»

Вперед наклоняюсь -             в седе «по-турецки»

Меня не видно станет,           наклон вперед с опорой

руками о пол.

А захочу,                                  

Я в льва превращусь   сед на пятках, руки согнуты 

вперед

Или в акробата,               группировка в седее на пятках

Змеей прогнусь,               упор лежа прогнувшись 

Головой поверчу,             повороты головой   

А если нужно,

Котенком свернусь.         группировка лежа на боку

Как здорово это, однако!

«Велосипед»

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

                 И кручу педали весело ногами.

        Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Вот и мишка примостился ссади на сиденье.

И матрешку посажу спереди на руль.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

         А устанем – отдохнем, вместе песенку споем:

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Приемы для развития художественно-речевой деятельности ребенка

1.Перевирание сказок

-Жила была девочка, которую звали Желтая Шапочка

-Да не Желтая, а Красная!

-Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа…       и т.д.

-Жил был Колобок-тощий бок…

2.Бином фантазии.

«Красная Шапочка на вертолете»

Детям дают слова или картинки, на основе которых они должны придумать историю.

Например: 5 слов, подсказывающих сюжет сказки

Красная Шапочка: девочка, лес, цветы, волк, бабушка

+ 6 слово «вертолет».

 Задание: придумать новую историю.

3.Сказки «наизнанку»

Умышленное «выворачивание наизнанку»

сказочной темы. Красная Шапочка злая, а волк добрый.

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сестер жениха. Белоснежка встретила в лесу 7 великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. И т. д.

  5.Салат из сказок.

Что произойдет, если:

  • Золушка выйдет замуж за «Синюю Бороду»
  • Если Кот в сапогах поступит во служение к …
  • Принц, что женился на Золушке, разбудил на следующий день Спящую Красавицу… Разыгралась жуткая драма, где страшно конфликтовали между собой гномы, сводные сестры, волшебницы, колдуны, Королевы.

 

6.Сказка-калька.

  • Популярная сказка сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: Золушка живет с мачехой и сестрами, сестры едут на бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц влюбляется в нее и т. д.
  • Сюжет абстрагируется: А живет в доме с Б и находится с Б в иных отношениях, нежели с В и Г, которые тоже живут в доме с Б. В и Г отправляются в Д, где происходит нечто, обозначенное буквой Е и т. д. (сказка-загадка).

Такие сказки дают прекрасную пищу для анализа эмоционального и душевного состояния ребенка, его развития, семейных взаимоотношений, настроения.

10.Фантастический анализ.

Попробуем взять сказочный персонаж и «расчленить» его на «первичные факторы».

Баба-Яга. Что ей присуще? Самые яркие черты?

  • Костяная нога.
  • Ступа
  • Избушка на курьих ножках

Можно поставить вопросы к любому фактору:

Что делает Баба-Яга со ступой, когда на ней не летает по лесу?

-полетела в иные миры

-использует ее как мусорное ведро, а все, что туда бросает, по законам волшебства, превращается во что-то необычное.

Магазины ступ. Мастерские по их ремонту. Ступы заменили пылесосы…

Избушка. Что в ней происходит, когда Баба-Яга улетает?

Что стало с костяной ногой? И т. д.

Моделирование сказочного сюжета.

1.Символизация.

     Рассказывая детям сказки, постарайтесь сопровождать повествование условными картинками-символами.

     В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказать сказки по опорным моделям и составить схемы-модели сюжетов.

     По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательностью сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

     Познакомиться  и освоить все сказочные функции детям помогут подготовительные игры.

Подготовительные игры

1.Чудеса в решете

В процессе игры дети выявляют происходящие в сказках чудеса:

  • Как и с помощью чего осуществляются в сказках различные чудеса, превращения, волшебство.
  • Какие волшебные слова произносятся
  • Волшебные предметы и их действия.

4.Волшебные имена.

  • Почему герою дали такое имя? Можно обратиться к этимологии имен (Золушка)
  • Как имя повлияло на характер героя?
  • В чем это проявляется?

5.Что общего

Сравнительный анализ сказочных сюжетов с точки зрения сходства и различия между ними («Рукавичка» и «Теремок», «Морозко» и «Госпожа-Метелица»).

6.Хороший – плохой

Выявление позитивных и негативных черт характера героя, оценка их поступков.

  • Например, за что можно похвалить Лешего, Кикимору, Бабу-Ягу?
  • Что хорошего в том, что у Змея Горыныча 3 головы?

7.Чепуха

«Запрет»-«нарушение запрета» (придумывают 2 предложения, содержащие противоположные функции). Выясняют: что такое запрет, его назначение, характер, формы, кому он адресован, почему, кто запрещает, кто нарушает, последствия.

Дети придумываю самые разнообразные запреты и их нарушения.( Запретил Король в своем королевстве одежду из меха, не послушались крокодилы и стали по небу летать…)

5.Целостное освоение сказочных функций.

Дети используют весь комплект карт, последовательно воспроизводящий развитие сказочного сюжета.

6.Сочинение сказок.

Начинать сочинение сказки лучше коллективно и использовать ограниченный набор карт, тогда работа будет продуктивнее. Постепенно добавляют по 4-3 карты, пока не будет задействован весь набор.

Когда детьми будет основан способ придумывания сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению «вслепую»- вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание вновь придуманной сказки дети могут проиллюстрировать.

7.Работа с индивидуальным набором карт.

Вначале предлагается готовое название («Сказка про Огурец»), оговаривается место действия, кол-во персонажей, их взаимоотношение, волшебные вещи и др.Далее дети придумывают сами, наделяя персонажи образными характеристиками и нравственными качествами.

Придумывание сказок

На основе уже придуманных сказок

  • авторских,
  • народных

На основе малых форм фольклора

  • От потешек
  • Стишков
  • Загадок
  • Кричалок
  • Считалок

Сказки от:

  • От фразеологизмов
  • От одного слова
  • Сказки от задачек в стихах

Сказки о предметах и явлениях

  • Об игрушках
  • О бытовых предметах
  • Из мусора
  • О временах года
  • О путешествиях

 

.

4.

Комплекс «Бельчата»

1.

В лесной глуши на елке

Жили- были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

 И с зарядкою дружили.

                   2.

Вставали рано по утру,

Изображали кенгуру:

За ушки лапками хватались

И вправо- влево наклонялись.

3.

Дружно хлопали в ладошки,

Подтягивались словно кошки.

Ножками топали
Глазками хлопали,

Головками крутили

И друг за другом вслед ходили.

                    4.

Видим – скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг – скок, прыг – скок_

Прыгать весело,  дружок!

Игропластика

«Морские фигуры»

1.Упражнения на развитие силы мышц

  • «морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;
  • «морской конек» - сед на пятках, руки за голову;
  • «краб» - передвижение в упоре стоя согнувшись, ноги согнуты врозь;
  • «дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в « замок».

2.Упражнения на развитие гибкости

  • «улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;
  • «морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;
  • «медуза» -сед ноги врозь с наклоном вперед до касания руками стопы;
  • «уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс;
  • «морской червяк» - упор стоя согнувшись.

Креативная гимнастика

(музыкально-творческие игры)

  • «Море волнуется»;
  • «Кто я?» (кто живет в море, лесу, в сказке,  др.)
  • «Создай образ»;
  • «Я танцую»;
  • «Художественная галерея»;
  • «Магазин игрушек».

Ритмический танец

«Мы пойдем сначала вправо»

Мы пойдем сначала право.

                       Раз , два, три!

А потом пойдем налево.

                       Раз , два, три!

А потом все соберемся.           Идут в круг.

                       Раз , два, три!

А потом все разойдемся.          Идут из круга.

                       Раз , два, три!

А потом мы все присядем.       Приседают.

                       Раз , два, три!

А потом все дружно встанем.   Встают

                       Раз , два, три!

А потом мы все станцуем.

                       Раз , два, три!

А потом еще станцуем.    Выполняют  произвольные                                                  Раз , два, три!                                   Движения.

«Лошадки»

Галоп, галоп, у лошадок нет хлопот.

Шире, шире, шире шаг!

Ветерок свистит в ушах,

Рысью побежали – цок, цок, цок.

Лошадки в стойла – стоп, стоп, стоп.

Упражнение « Дровосек»

 Чтобы лучше мне шагать,

Сделаю зарядку:

Помахаю топором

Я для вас, ребятки,

    Ноги в стороны поставлю,

      Вниз и вверх махну руками.

Упражнение «Иван-Царевич» (выпады)

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

            Волшебным он взмахнет мечом,

    И  Змей-Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три-четыре –

Отлетели остальные.

Упражнение «Лягушка»

Вот лягушка на дорожке –

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

                                    Мы попрыгаем за ней.

                                           Будем вместе с ней играть,

                                         Чтобы ей царевной стать.

                  5.

Упражненье начиная,

Все на месте зашагаем.                        ходьба

Руки вверх поднимем выше,

Их опустим, глубже дышим!

                  6.

Очень все мы любим упражненье:

Руки к плечам, круговые вращенья.

Раз – вперед, два – назад,                    упр-ния для рук

Физкультуре каждый рад.

                   7.

Гибкость всем нужна на свете,

Наклоняться любят дети.                     наклоны

Раз – вправо, два – влево,

Пусть окрепнет наше тело.

                   8.

Руки к бедрам, ноги врозь –

Так давно уж повелось!

Три наклона делай вниз,                      наклоны

На четыре выпрямись!

                    9.

В заключенье, в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.                        прыжки

Один, два, три, четыре_

Нет детей сильнее в мире.

Упражнения на  укрепление осанки

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

Выпрямляюсь,

Прогибаюсь,

Поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться

И присесть и наклониться.

Повернусь туда – сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Игровой самомассаж

(для ступней и пальцев ног)

Пальчики на ножках          выкручивание правой

Как на ладошках.               рукой левого пальчика и 

Я их смело покручу           наоборот

И шагать начну.

Разведу вперед – назад        один пальчик тянут

                            руками на себя,

                              другой – от себя

И сожму руками.                  сжимание ладонями

                      пальцев ног

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные.

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

Выполняется руками самомассаж сначала на одной ноге, затем на другой ноге.

4.А что было потом?

  • Сказка кончилась, и тем не менее, место для того, что было потом всегда найдется. Дети знают героев сказки, их характеры и взаимоотношения друг с другом. Приключения. Этот прием полностью используется в «диснеевских мультиках».
  • Пародийное продолжение сказки.

 Золушка, после того, как вышла замуж за принца, не расстается со старыми привычками: неряшливая, простоволосая, в засаленном фартуке, она вечно торчит на кухне, у плиты, не выпуская из рук метлы. Принцу такая жена надоела через несколько недель. Куда интереснее проводить время со сводными сестрами золушки – любительницами танцев, театров и выставок. Мачеха играет на рояле, пишет картины. Разыгрывается сцена ревности…

  • Мальчик-с-пальчик. А что он сделал с семимильными сапогами потом?
  • Какие сказки можно предложить для обыгрывания: Курочка - Ряба снесла железное яйцо ( бриллиантовое, с динозавром)

«Дюймовочка», «Русалочка», «Принцы-лебеди»- хочется придумать хороший конец.

7.Сочинение по картам.

Придумать и проиллюстрировать рассказ.

На стол выкладывается набор картинок.

1 рассказчик берет одну любую карту и начинает    интерпретировать рисунок. То, что 1 ребенок будет рассказывать, явится материалом для рисунка или коллажа на специальном стенде.

Следующий ребенок должен взять следующую карту и связать свою часть рассказа с предыдущей.  Затем проиллюстрировать рассказ рисунком, расположенным рядом с 1 рисунком.

8.Сказка в заданном ключе.

В сказке можно менять место и время:

  • Золушку перенести на космический корабль.
  • Волынщика - в современный город, заполненный не крысами, а автомобилями.

9.Стеклянный человечек.

Исходя из свойств стекла придумать, что могло произойти: люди могли читать его мысли, он неможет говорить неправду, одевает шляпу и… Стекло хрупкое-дом обит чем-то мягким. Тротуары в городе застелены матрацами

Стекло цветное, его можно мыть. Человечек:деревянный, железный, ледяной (из мороженого), соломы,масла,дыма,шоколада.

11.Игра «Кто я?»

Для ребенка очень увлекательное занятие выяснять к какому человеческому сообществу он принадлежит.

  • Для папы – сын
  • Для бабушки – внук
  • Для сестры – брат
  • Для регулировщика – пешеход
  • Для учителя – ученик
  • Для врача – пациент

Такого рода истории могут помочь ребенку выработать способность к неоднозначному восприятию предметов и явлений, умению понимать другого.

В маленьком саду стоит большой дом, в большом доме есть маленькая комната, в маленькой комнате-большой сад.

То же: высокий-низкий, худой- толстый (первые шаги к понятию относительности)

Жил-был маленький мальчик. И жила большая муха. Муха часто подшучивала над ним, высмеивала мальчика за маленький рост..(под конец истории выясняется, что даже самый маленький мальчик всегда больше самой большой мухи)

2.Кто на свете всех злее?

     Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешности, характера, образа жизни, привычек, жилища.

     По аналогии можно проанализировать и положительных героев.

  • Может ли существовать сказка без таких персонажей,
  • Какова их роль в развитии сюжета,
  • Для кого эти герои являются злыми и почему  (а для кого являются добрыми- Баба-Яга и Кощей)

3.Что в дороге пригодится

На основе анализа волшебных сказочных предметов можно придумать новые предметы -помощники:

  • Описание внешнего вида предметаВыявление функций и свойств

Волшебным может стать самый заурядный предмет, который начнет выполнять несвойственные ему функции.

2.Изготовление карт.

1.  В начале работы используют карты, выполненные в сказочной манере: сказочно, красочно, с сюжетом.

     В дальнейшем можно использовать схематичные изображения. Лучше придумывать их вместе с детьми.

     Символы, придуманные самими детьми, лучше запоминаются, осознаются.

  1. Воспроизведение знакомой сказки, разделение на смысловые части 

и соотнесение с определенной функций (картой) развивает речь ребенка, логику, учит работать по схеме.

  • Разделить сказку на смысловые части
  • Дать им название
  • Соотнести с картой

3-4.Совместный, а потом и самостоятельный

 поиск и нахождение обозначенных функций в новой сказке.

Рекомендовано использовать за 1 раз не более 3-5 карт, т.к. у детей может пропасть интерес, возникнуть переутомление.

Варианты работы с картами

  • Сочинение по очереди
  • Сочинение группами

  • С конца
  • С середины

  • Использование карт по порядку
  • Использование карт через одну
  • Наугад
  • По определенному количеству

  • Выбор главного героя
  • Ограничение или увеличение используемых функций

Задания детям: придумать модели к сказкам

  1. «Муха-Цокотуха»
  2. «Маша и Медведь»
  3. «Теремок»
  4. «Красная Шапочка»
  5. «Гуси-Лебеди»
  6. «Лисичка Сестричка и Серый Волк»
  7. «Царевна-Лягушка» и др.

Придумывание сказок (продолжение)

  • Сказки от «клякс» и «живых» капель
  • Цветные сказки
  • Сказки по следам и рисункам
  • По путаницам
  • Сказки о чудищах
  • Спасательные ситуации в сказках
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Случайные сказки (по событиям из реальной жизни)
  • Решение противоречий в сказке (А если бы не прибежала Мышка в «Курочке Рабе», если бы Колобок не сел на нос к Лисе, а если бы не подоспели дровосеки, если бы людоедпревратился бы в мышь?..)

«Грамматика фантазии» Д.Родари

  • Коллаж («салат») из сказок
  • Бином фантазии
  • Сериал из сказки: «А что было потом?
  • Перевирание сказок
  • Фантастическая ситуация
  • Сказки наизнанку и т. д.



Предварительный просмотр:

«Сказочная зарядка»

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее к круг (строй) вставайте          перестроение

И зарядку начинайте!

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!                    потягивание

День настал давным -  давно,

Он стучит в твое окно.

Буратино потянулся,

Раз прогнулся, два нагнулся,                   наклоны

Зашагал и по порядку

Начал делать он зарядку.

Упражнение  «Царя Гороха»

(для мышц шеи и туловища)

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался
Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

«Космическое путешествие»

1.

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планетам.

Отправляемся на Марс.

Звезды, ждите в гости нас!

2.

Мы готовы прямо завтра

Записаться в космонавты.

Космонавтам можешь стать,

Если будешь много знать.

Сядем смело мы в ракету,

Облетим мы всю планету.

                3.

Чтобы выполнить зарядку,

Встанем вкруг все по порядку.        построение в  круг         

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Повернулись в круг лицом,

Упражнения начнем.

                4.

Раз, два – все вдыхаем,

Три, четыре – выдыхаем.                упр-ние. На дыхание

Носом вдох, а выдох ртом.

Шаг на месте мы начнем.

                  10.

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Чтобы в космос полететь,

Надо много попотеть.

11.

Раз, два, три, присядем мы!

Раз, два, три, присядем мы!

                  12.

Много раз я отожмусь

Утром на зарядке

И руками оттолкнусь,

Будет все в порядке.

13.

Раз, два – руки согнуть,

Три, четыре – разогнуть!

Раз, два – руки согнуть,

Три, четыре – разогнуть!

                   14.

Я как лодочка лежу,

Спинку напрягаю

И качаюсь на волнах,

Силы сохраняю.

15.

А сейчас мы с вами , дети,

Улетаем на ракете.

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

Игропластика

«Маг – волшебник»

Я маг-волшебник,                          сед «по-турецки»

Вперед наклоняюсь -             в седе «по-турецки»

Меня не видно станет,           наклон вперед с опорой

руками о пол.

А захочу,                                  

Я в льва превращусь   сед на пятках, руки согнуты 

вперед

Или в акробата,               группировка в седее на пятках

Змеей прогнусь,               упор лежа прогнувшись 

Головой поверчу,             повороты головой   

А если нужно,

Котенком свернусь.         группировка лежа на боку

Как здорово это, однако!

«Велосипед»

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

                 И кручу педали весело ногами.

        Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Вот и мишка примостился ссади на сиденье.

И матрешку посажу спереди на руль.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

         А устанем – отдохнем, вместе песенку споем:

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Приемы для развития художественно-речевой деятельности ребенка

1.Перевирание сказок

-Жила была девочка, которую звали Желтая Шапочка

-Да не Желтая, а Красная!

-Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа…       и т.д.

-Жил был Колобок-тощий бок…

2.Бином фантазии.

«Красная Шапочка на вертолете»

Детям дают слова или картинки, на основе которых они должны придумать историю.

Например: 5 слов, подсказывающих сюжет сказки

Красная Шапочка: девочка, лес, цветы, волк, бабушка

+ 6 слово «вертолет».

 Задание: придумать новую историю.

3.Сказки «наизнанку»

Умышленное «выворачивание наизнанку»

сказочной темы. Красная Шапочка злая, а волк добрый.

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сестер жениха. Белоснежка встретила в лесу 7 великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. И т. д.

  5.Салат из сказок.

Что произойдет, если:

  • Золушка выйдет замуж за «Синюю Бороду»
  • Если Кот в сапогах поступит во служение к …
  • Принц, что женился на Золушке, разбудил на следующий день Спящую Красавицу… Разыгралась жуткая драма, где страшно конфликтовали между собой гномы, сводные сестры, волшебницы, колдуны, Королевы.

 

6.Сказка-калька.

  • Популярная сказка сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: Золушка живет с мачехой и сестрами, сестры едут на бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц влюбляется в нее и т. д.
  • Сюжет абстрагируется: А живет в доме с Б и находится с Б в иных отношениях, нежели с В и Г, которые тоже живут в доме с Б. В и Г отправляются в Д, где происходит нечто, обозначенное буквой Е и т. д. (сказка-загадка).

Такие сказки дают прекрасную пищу для анализа эмоционального и душевного состояния ребенка, его развития, семейных взаимоотношений, настроения.

10.Фантастический анализ.

Попробуем взять сказочный персонаж и «расчленить» его на «первичные факторы».

Баба-Яга. Что ей присуще? Самые яркие черты?

  • Костяная нога.
  • Ступа
  • Избушка на курьих ножках

Можно поставить вопросы к любому фактору:

Что делает Баба-Яга со ступой, когда на ней не летает по лесу?

-полетела в иные миры

-использует ее как мусорное ведро, а все, что туда бросает, по законам волшебства, превращается во что-то необычное.

Магазины ступ. Мастерские по их ремонту. Ступы заменили пылесосы…

Избушка. Что в ней происходит, когда Баба-Яга улетает?

Что стало с костяной ногой? И т. д.

Моделирование сказочного сюжета.

1.Символизация.

     Рассказывая детям сказки, постарайтесь сопровождать повествование условными картинками-символами.

     В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказать сказки по опорным моделям и составить схемы-модели сюжетов.

     По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательностью сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

     Познакомиться  и освоить все сказочные функции детям помогут подготовительные игры.

Подготовительные игры

1.Чудеса в решете

В процессе игры дети выявляют происходящие в сказках чудеса:

  • Как и с помощью чего осуществляются в сказках различные чудеса, превращения, волшебство.
  • Какие волшебные слова произносятся
  • Волшебные предметы и их действия.

4.Волшебные имена.

  • Почему герою дали такое имя? Можно обратиться к этимологии имен (Золушка)
  • Как имя повлияло на характер героя?
  • В чем это проявляется?

5.Что общего

Сравнительный анализ сказочных сюжетов с точки зрения сходства и различия между ними («Рукавичка» и «Теремок», «Морозко» и «Госпожа-Метелица»).

6.Хороший – плохой

Выявление позитивных и негативных черт характера героя, оценка их поступков.

  • Например, за что можно похвалить Лешего, Кикимору, Бабу-Ягу?
  • Что хорошего в том, что у Змея Горыныча 3 головы?

7.Чепуха

«Запрет»-«нарушение запрета» (придумывают 2 предложения, содержащие противоположные функции). Выясняют: что такое запрет, его назначение, характер, формы, кому он адресован, почему, кто запрещает, кто нарушает, последствия.

Дети придумываю самые разнообразные запреты и их нарушения.( Запретил Король в своем королевстве одежду из меха, не послушались крокодилы и стали по небу летать…)

5.Целостное освоение сказочных функций.

Дети используют весь комплект карт, последовательно воспроизводящий развитие сказочного сюжета.

6.Сочинение сказок.

Начинать сочинение сказки лучше коллективно и использовать ограниченный набор карт, тогда работа будет продуктивнее. Постепенно добавляют по 4-3 карты, пока не будет задействован весь набор.

Когда детьми будет основан способ придумывания сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению «вслепую»- вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание вновь придуманной сказки дети могут проиллюстрировать.

7.Работа с индивидуальным набором карт.

Вначале предлагается готовое название («Сказка про Огурец»), оговаривается место действия, кол-во персонажей, их взаимоотношение, волшебные вещи и др.Далее дети придумывают сами, наделяя персонажи образными характеристиками и нравственными качествами.

Придумывание сказок

На основе уже придуманных сказок

  • авторских,
  • народных

На основе малых форм фольклора

  • От потешек
  • Стишков
  • Загадок
  • Кричалок
  • Считалок

Сказки от:

  • От фразеологизмов
  • От одного слова
  • Сказки от задачек в стихах

Сказки о предметах и явлениях

  • Об игрушках
  • О бытовых предметах
  • Из мусора
  • О временах года
  • О путешествиях

 

.

4.

Комплекс «Бельчата»

1.

В лесной глуши на елке

Жили- были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

 И с зарядкою дружили.

                   2.

Вставали рано по утру,

Изображали кенгуру:

За ушки лапками хватались

И вправо- влево наклонялись.

3.

Дружно хлопали в ладошки,

Подтягивались словно кошки.

Ножками топали
Глазками хлопали,

Головками крутили

И друг за другом вслед ходили.

                    4.

Видим – скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг – скок, прыг – скок_

Прыгать весело,  дружок!

Игропластика

«Морские фигуры»

1.Упражнения на развитие силы мышц

  • «морская звезда» - лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;
  • «морской конек» - сед на пятках, руки за голову;
  • «краб» - передвижение в упоре стоя согнувшись, ноги согнуты врозь;
  • «дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в « замок».

2.Упражнения на развитие гибкости

  • «улитка» - упор лежа на спине, касание ногами за головой;
  • «морской лев» - упор сидя между пятками, колени врозь;
  • «медуза» -сед ноги врозь с наклоном вперед до касания руками стопы;
  • «уж» - сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс;
  • «морской червяк» - упор стоя согнувшись.

Креативная гимнастика

(музыкально-творческие игры)

  • «Море волнуется»;
  • «Кто я?» (кто живет в море, лесу, в сказке,  др.)
  • «Создай образ»;
  • «Я танцую»;
  • «Художественная галерея»;
  • «Магазин игрушек».

Ритмический танец

«Мы пойдем сначала вправо»

Мы пойдем сначала право.

                       Раз , два, три!

А потом пойдем налево.

                       Раз , два, три!

А потом все соберемся.           Идут в круг.

                       Раз , два, три!

А потом все разойдемся.          Идут из круга.

                       Раз , два, три!

А потом мы все присядем.       Приседают.

                       Раз , два, три!

А потом все дружно встанем.   Встают

                       Раз , два, три!

А потом мы все станцуем.

                       Раз , два, три!

А потом еще станцуем.    Выполняют  произвольные                                                  Раз , два, три!                                   Движения.

«Лошадки»

Галоп, галоп, у лошадок нет хлопот.

Шире, шире, шире шаг!

Ветерок свистит в ушах,

Рысью побежали – цок, цок, цок.

Лошадки в стойла – стоп, стоп, стоп.

Упражнение « Дровосек»

 Чтобы лучше мне шагать,

Сделаю зарядку:

Помахаю топором

Я для вас, ребятки,

    Ноги в стороны поставлю,

      Вниз и вверх махну руками.

Упражнение «Иван-Царевич» (выпады)

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

            Волшебным он взмахнет мечом,

    И  Змей-Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Еще выпад три-четыре –

Отлетели остальные.

Упражнение «Лягушка»

Вот лягушка на дорожке –

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

                                    Мы попрыгаем за ней.

                                           Будем вместе с ней играть,

                                         Чтобы ей царевной стать.

                  5.

Упражненье начиная,

Все на месте зашагаем.                        ходьба

Руки вверх поднимем выше,

Их опустим, глубже дышим!

                  6.

Очень все мы любим упражненье:

Руки к плечам, круговые вращенья.

Раз – вперед, два – назад,                    упр-ния для рук

Физкультуре каждый рад.

                   7.

Гибкость всем нужна на свете,

Наклоняться любят дети.                     наклоны

Раз – вправо, два – влево,

Пусть окрепнет наше тело.

                   8.

Руки к бедрам, ноги врозь –

Так давно уж повелось!

Три наклона делай вниз,                      наклоны

На четыре выпрямись!

                    9.

В заключенье, в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.                        прыжки

Один, два, три, четыре_

Нет детей сильнее в мире.

Упражнения на  укрепление осанки

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

Выпрямляюсь,

Прогибаюсь,

Поворачиваюсь.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться

И присесть и наклониться.

Повернусь туда – сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Игровой самомассаж

(для ступней и пальцев ног)

Пальчики на ножках          выкручивание правой

Как на ладошках.               рукой левого пальчика и 

Я их смело покручу           наоборот

И шагать начну.

Разведу вперед – назад        один пальчик тянут

                            руками на себя,

                              другой – от себя

И сожму руками.                  сжимание ладонями

                      пальцев ног

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные.

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

Выполняется руками самомассаж сначала на одной ноге, затем на другой ноге.

4.А что было потом?

  • Сказка кончилась, и тем не менее, место для того, что было потом всегда найдется. Дети знают героев сказки, их характеры и взаимоотношения друг с другом. Приключения. Этот прием полностью используется в «диснеевских мультиках».
  • Пародийное продолжение сказки.

 Золушка, после того, как вышла замуж за принца, не расстается со старыми привычками: неряшливая, простоволосая, в засаленном фартуке, она вечно торчит на кухне, у плиты, не выпуская из рук метлы. Принцу такая жена надоела через несколько недель. Куда интереснее проводить время со сводными сестрами золушки – любительницами танцев, театров и выставок. Мачеха играет на рояле, пишет картины. Разыгрывается сцена ревности…

  • Мальчик-с-пальчик. А что он сделал с семимильными сапогами потом?
  • Какие сказки можно предложить для обыгрывания: Курочка - Ряба снесла железное яйцо ( бриллиантовое, с динозавром)

«Дюймовочка», «Русалочка», «Принцы-лебеди»- хочется придумать хороший конец.

7.Сочинение по картам.

Придумать и проиллюстрировать рассказ.

На стол выкладывается набор картинок.

1 рассказчик берет одну любую карту и начинает    интерпретировать рисунок. То, что 1 ребенок будет рассказывать, явится материалом для рисунка или коллажа на специальном стенде.

Следующий ребенок должен взять следующую карту и связать свою часть рассказа с предыдущей.  Затем проиллюстрировать рассказ рисунком, расположенным рядом с 1 рисунком.

8.Сказка в заданном ключе.

В сказке можно менять место и время:

  • Золушку перенести на космический корабль.
  • Волынщика - в современный город, заполненный не крысами, а автомобилями.

9.Стеклянный человечек.

Исходя из свойств стекла придумать, что могло произойти: люди могли читать его мысли, он неможет говорить неправду, одевает шляпу и… Стекло хрупкое-дом обит чем-то мягким. Тротуары в городе застелены матрацами

Стекло цветное, его можно мыть. Человечек:деревянный, железный, ледяной (из мороженого), соломы,масла,дыма,шоколада.

11.Игра «Кто я?»

Для ребенка очень увлекательное занятие выяснять к какому человеческому сообществу он принадлежит.

  • Для папы – сын
  • Для бабушки – внук
  • Для сестры – брат
  • Для регулировщика – пешеход
  • Для учителя – ученик
  • Для врача – пациент

Такого рода истории могут помочь ребенку выработать способность к неоднозначному восприятию предметов и явлений, умению понимать другого.

В маленьком саду стоит большой дом, в большом доме есть маленькая комната, в маленькой комнате-большой сад.

То же: высокий-низкий, худой- толстый (первые шаги к понятию относительности)

Жил-был маленький мальчик. И жила большая муха. Муха часто подшучивала над ним, высмеивала мальчика за маленький рост..(под конец истории выясняется, что даже самый маленький мальчик всегда больше самой большой мухи)

2.Кто на свете всех злее?

     Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешности, характера, образа жизни, привычек, жилища.

     По аналогии можно проанализировать и положительных героев.

  • Может ли существовать сказка без таких персонажей,
  • Какова их роль в развитии сюжета,
  • Для кого эти герои являются злыми и почему  (а для кого являются добрыми- Баба-Яга и Кощей)

3.Что в дороге пригодится

На основе анализа волшебных сказочных предметов можно придумать новые предметы -помощники:

  • Описание внешнего вида предметаВыявление функций и свойств

Волшебным может стать самый заурядный предмет, который начнет выполнять несвойственные ему функции.

2.Изготовление карт.

1.  В начале работы используют карты, выполненные в сказочной манере: сказочно, красочно, с сюжетом.

     В дальнейшем можно использовать схематичные изображения. Лучше придумывать их вместе с детьми.

     Символы, придуманные самими детьми, лучше запоминаются, осознаются.

  1. Воспроизведение знакомой сказки, разделение на смысловые части 

и соотнесение с определенной функций (картой) развивает речь ребенка, логику, учит работать по схеме.

  • Разделить сказку на смысловые части
  • Дать им название
  • Соотнести с картой

3-4.Совместный, а потом и самостоятельный

 поиск и нахождение обозначенных функций в новой сказке.

Рекомендовано использовать за 1 раз не более 3-5 карт, т.к. у детей может пропасть интерес, возникнуть переутомление.

Варианты работы с картами

  • Сочинение по очереди
  • Сочинение группами

  • С конца
  • С середины

  • Использование карт по порядку
  • Использование карт через одну
  • Наугад
  • По определенному количеству

  • Выбор главного героя
  • Ограничение или увеличение используемых функций

Задания детям: придумать модели к сказкам

  1. «Муха-Цокотуха»
  2. «Маша и Медведь»
  3. «Теремок»
  4. «Красная Шапочка»
  5. «Гуси-Лебеди»
  6. «Лисичка Сестричка и Серый Волк»
  7. «Царевна-Лягушка» и др.

Придумывание сказок (продолжение)

  • Сказки от «клякс» и «живых» капель
  • Цветные сказки
  • Сказки по следам и рисункам
  • По путаницам
  • Сказки о чудищах
  • Спасательные ситуации в сказках
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Случайные сказки (по событиям из реальной жизни)
  • Решение противоречий в сказке (А если бы не прибежала Мышка в «Курочке Рабе», если бы Колобок не сел на нос к Лисе, а если бы не подоспели дровосеки, если бы людоедпревратился бы в мышь?..)

«Грамматика фантазии» Д.Родари

  • Коллаж («салат») из сказок
  • Бином фантазии
  • Сериал из сказки: «А что было потом?
  • Перевирание сказок
  • Фантастическая ситуация
  • Сказки наизнанку и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Веселая зарядка для малышей"

Веселая зарядка для малышей...

Картотека утренней зарядки для детей старшего и подготовительного возраста.

Данный материал собран в соответствии  с требованием к  развитию всех групп мышц. Представляет удобство для использавания -выполнен в виде картотеки....

Картотека утренней зарядки, бодрящей гимнастики, пальчиковых игр старше-подготовительная группа

Картотека утренней зарядкиКартотека бодрящей гимнастики,Картотека пальчиковых игр старше-подготовительная группа...

Картотека логоритмической зарядки для малышей

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие  задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специал...

КАРТОТЕКА "ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА В СТИХАХ"

Веселые стихи во время зарядки маленьких дошкольников окажутся весьма полезными. Ведь это и развлечение для детей, и способ узнать что-то новое....

картотека утренней зарядки

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

Картотека утренней зарядки "На зарядку становись"

Картотека утренней зарядки "На зарядку становись"...