Методические приемы и ошибки при проведении подвижных игр, учет признаков утомляемости детей
консультация по теме

Бутова Юлия Викторовна

 

Много радости и веселья доставляют детям игры, в которых надо ловко увернуться от ловящего или поймать кого – то, преодолеть препятствие, попасть мячом в обозначенную цель или бросить как можно дальше и т.д.

         Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

         Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентировки их в пространстве и , кроме того, воспитанию активности и самостоятельности.

         По своей организации подвижные игры очень разнообразны. В любой, даже самой простой игре, имеются несложные правила, которым дети должны подчиняться. А это очень важно, так как правила организуют, дисциплинируют детей. Хорошо, если взрослый не только наблюдатель игр, но и их  участник. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. При непосредственном участии в игре взрослый показывает пример выполнения движений и правил игры, следит за тем, правильно ли дети выполняют движения.

         Большое значение имеет правильная организация условий для игры, сюда относится определение границ для игры, проверка расстояния между препятствиями, раздача пособий силами участников игр и т.д.

         Следует учитывать степень подготовленности детей, нельзя давать, например, игры с элементами прыжков, прежде чем прыжки не отработаны на занятиях по физической культуре.

         Объяснение игры должно быть продуманным, кратким, ясным и эмоциональным; выделять правила игры, избегать ненужных деталей. Распределение ролей и расстановку лучше проводить после объяснения игры.

         Необходимо помнить о дозировке игры, это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре труднее, чем в гимнастике. Нельзя спрашивать детей, устали ли они, т.к. увлеченные игрой, дети не замечают усталости. Конец игры может быть разным, детей интересует не только процесс игры, но и ее результат. После проведения каждой игры необходимо дать оценку и  анализ. Нужно только следить, чтобы оценка и анализ  были интересны детям, а не превращались в скучные нравоучения.

         На основании практической и научной деятельности  предлагаются различные виды группировки подвижных игр:

*  сюжетные

*  несюжетные

*  игры с элементами спорта

*  игры – эстафеты

* игровые упражнения, помогающие детям овладеть более высокой техникой движения.

 Группируются игры и по признаку преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазание). При подборе подвижных  игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами, это помогает планировать игры в связи с формированием у детей определенных навыков и физических качеств:

*  по степени сложности их содержания

*  по возрасту детей

*  по видам движений, преимущественно входящих в игры

*  по физическим качествам, преимущественно проявляемым в играх

*  игры, подготовительные к отдельным видам спорта

*  игры, подбираемые в зависимости от взаимоотношений играющих

Есть и другая классификация подвижных игр для здоровья детей:

*  игры с незначительной психофизической нагрузкой

*  игры с умеренной психофизической нагрузкой

*  игры с тонизирующей  психофизической нагрузкой

* игры с тренирующей психофизической  нагрузкой

 

Методические ошибки, наиболее часто встречающиеся при проведении подвижных игр

 

  • Необходимо учитывать возраст детей, уровень их физического умственного развития, интересы и пожелания самих детей. Все это может снизить эффективность подвижных игр.
  • При определении величины нагрузки подвижной игры нередко при занятиях с детьми принимается во внимание лишь чисто физическая сторона нагрузки, т.е. вовлечение в работу во время игры большей или меньшей массы мышц. Степень же эмоциональной насыщенности игры не учитывается. Между тем у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизирует их резервные возможности.
  • Подведение итогов соревнований, эстафет проводится непосредственно после их окончания. Между тем резкая смена возникающего во время эстафеты динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно – сосудистой системы.
  • Недооценивается правильная расстановка детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре главные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).
  • Не поощряется правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения игры.
  • При проведении игры, в задачу которой входит улучшение функции дыхания, необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не надо поднимать высоко плечи, нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, а не через рот).
  • При распределении ролей  в игре, подаче команд не всегда принимается во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора должен быть негромким, строгим; с робкими, тихими детьми – поощрительным, мягким. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым придавать им бодрость и уверенность в своих силах.
  • Недооцениваются индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Иногда поощряются дети, всегда желающие быть первыми, ведущими, неправильно уступать их просьбам и давать им первые главные роли в ущерб малоактивным детям. Среди них встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры.
  • Иногда инструктор концентрирует внимание группы детей на успехах в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка подбадривать и хвалить надо тихо,  без свидетелей.
  • Не всегда обращается внимание на внешний вид ребенка: аккуратность в одежде, наличие носового платка, чистота лица, шеи, рук, ушей, носа.
  • Предлагаются подряд игры, требующие длительного сосредоточения внимания детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировку одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению детей.
  • Иногда, у инструктора отсутствует творческое отношение к проводимым играм, педагогическое мастерство, свободное владение игровым материалом, в результате чего недоиспользуются огромные воспитательские и оздоровительные возможности подвижных игр. 

 

Методические приемы позволяющие изменить величину нагрузки в подвижных играх

Снижение нагрузки:

 -включение в образовательную деятельность преимущественно игр с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой;

- уменьшение времени продолжительности игры;

- уменьшение числа повторений одной и той же игры;

- уменьшение сложности сюжета игры;

- исходные положения во время игр преимущественно сидя, лежа;

- уменьшение числа участников игры;

- более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- уменьшение требовательности к точности и координации  выполнения движений, быстроте реакций;

- уменьшение темпа и амплитуды движения в игре;

- перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре: помощника, судьи; временный отдых на скамье (зритель);

- более частое проигрывание перед началом игры некоторых ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2 – 3 детьми;

- более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, скорее повествовательный;

- использование мелодичной негромкой музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной.

 

Повышение нагрузки:

- использование в образовательной деятельности игр с тонизирующей и тренирующей психофизической нагрузкой, с элементами соревнований, эстафеты, командные игры;

- увеличение времени продолжительности игры;

- увеличение числа повторений одной и той же игры;

- увеличение сложности сюжета игры;

- исходные положения во время игр, преимущественно стоя, в ходьбе;

- увеличение числа участников игры;

- более редкое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- увеличение требовательности к точности и координации  выполнения движений, быстроте реакций, согласованности движений между участниками игры;

- увеличение темпа и амплитуды движения в игре;

- предоставление возможности проявить активность, инициативу большему числу участников игры;

- согласование с детьми ролей в игре.

 

Учет признаков утомления детей при проведении

подвижных игр 

 

 

признаки

первая допустимая степень утомления

вторая степень, требующая снижения нагрузки

нервная система (поведенческие реакции)

лицо спокойное, несколько возбужден, снижено внимание

выражение лица напряженное, сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), значительно отвлекается, вялый (пассивный)

движения

бодрое четкое выполнение заданий в игре

неуверенные: нечеткое выполнение заданий, добавочные движения

окраска кожи лица и видимых слизистых оболочек

небольшое покраснение кожи

значительное покраснение или побледнение кожи, небольшая синюшность видимых слизистых оболочек

потливость

небольшая

выраженная, преимущественно лица

дыхание

без изменений или слегка учащенное (на 5 – 8 в минуту)

учащенное (на 10 -15 в минуту), периодические вдохи

пульс

несколько учащенный

(на 15 -20% от возрастной нормы), ритмичный

учащенный (на 30 – 50% от возрастной нормы), аритмичный

самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать игру

 

 

  •  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Много радости и веселья доставляют детям игры, в которых надо ловко увернуться от ловящего или поймать кого – то, преодолеть препятствие, попасть мячом в обозначенную цель или бросить как можно дальше и т.д.

        Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

        Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентировки их в пространстве и , кроме того, воспитанию активности и самостоятельности.

        По своей организации подвижные игры очень разнообразны. В любой, даже самой простой игре, имеются несложные правила, которым дети должны подчиняться. А это очень важно, так как правила организуют, дисциплинируют детей. Хорошо, если взрослый не только наблюдатель игр, но и их  участник. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. При непосредственном участии в игре взрослый показывает пример выполнения движений и правил игры, следит за тем, правильно ли дети выполняют движения.

        Большое значение имеет правильная организация условий для игры, сюда относится определение границ для игры, проверка расстояния между препятствиями, раздача пособий силами участников игр и т.д.

        Следует учитывать степень подготовленности детей, нельзя давать, например, игры с элементами прыжков, прежде чем прыжки не отработаны на занятиях по физической культуре.

        Объяснение игры должно быть продуманным, кратким, ясным и эмоциональным; выделять правила игры, избегать ненужных деталей. Распределение ролей и расстановку лучше проводить после объяснения игры.

        Необходимо помнить о дозировке игры, это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре труднее, чем в гимнастике. Нельзя спрашивать детей, устали ли они, т.к. увлеченные игрой, дети не замечают усталости. Конец игры может быть разным, детей интересует не только процесс игры, но и ее результат. После проведения каждой игры необходимо дать оценку и  анализ. Нужно только следить, чтобы оценка и анализ  были интересны детям, а не превращались в скучные нравоучения.

        На основании практической и научной деятельности  предлагаются различные виды группировки подвижных игр:

*  сюжетные

*  несюжетные

*  игры с элементами спорта

*  игры – эстафеты

* игровые упражнения, помогающие детям овладеть более высокой техникой движения.

 Группируются игры и по признаку преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазание). При подборе подвижных  игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами, это помогает планировать игры в связи с формированием у детей определенных навыков и физических качеств:

*  по степени сложности их содержания

*  по возрасту детей

*  по видам движений, преимущественно входящих в игры

*  по физическим качествам, преимущественно проявляемым в играх

*  игры, подготовительные к отдельным видам спорта

*  игры, подбираемые в зависимости от взаимоотношений играющих

Есть и другая классификация подвижных игр для здоровья детей:

*  игры с незначительной психофизической нагрузкой

*  игры с умеренной психофизической нагрузкой

*  игры с тонизирующей  психофизической нагрузкой

* игры с тренирующей психофизической  нагрузкой

Методические ошибки, наиболее часто встречающиеся при проведении подвижных игр

  • Необходимо учитывать возраст детей, уровень их физического умственного развития, интересы и пожелания самих детей. Все это может снизить эффективность подвижных игр.
  • При определении величины нагрузки подвижной игры нередко при занятиях с детьми принимается во внимание лишь чисто физическая сторона нагрузки, т.е. вовлечение в работу во время игры большей или меньшей массы мышц. Степень же эмоциональной насыщенности игры не учитывается. Между тем у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизирует их резервные возможности.
  • Подведение итогов соревнований, эстафет проводится непосредственно после их окончания. Между тем резкая смена возникающего во время эстафеты динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно – сосудистой системы.
  • Недооценивается правильная расстановка детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре главные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).
  • Не поощряется правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения игры.
  • При проведении игры, в задачу которой входит улучшение функции дыхания, необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не надо поднимать высоко плечи, нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, а не через рот).
  • При распределении ролей  в игре, подаче команд не всегда принимается во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора должен быть негромким, строгим; с робкими, тихими детьми – поощрительным, мягким. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым придавать им бодрость и уверенность в своих силах.
  • Недооцениваются индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Иногда поощряются дети, всегда желающие быть первыми, ведущими, неправильно уступать их просьбам и давать им первые главные роли в ущерб малоактивным детям. Среди них встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры.
  • Иногда инструктор концентрирует внимание группы детей на успехах в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка подбадривать и хвалить надо тихо,  без свидетелей.
  • Не всегда обращается внимание на внешний вид ребенка: аккуратность в одежде, наличие носового платка, чистота лица, шеи, рук, ушей, носа.
  • Предлагаются подряд игры, требующие длительного сосредоточения внимания детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировку одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению детей.
  • Иногда, у инструктора отсутствует творческое отношение к проводимым играм, педагогическое мастерство, свободное владение игровым материалом, в результате чего недоиспользуются огромные воспитательские и оздоровительные возможности подвижных игр.  

Методические приемы позволяющие изменить величину нагрузки в подвижных играх

Снижение нагрузки:

 -включение в образовательную деятельность преимущественно игр с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой;

- уменьшение времени продолжительности игры;

- уменьшение числа повторений одной и той же игры;

- уменьшение сложности сюжета игры;

- исходные положения во время игр преимущественно сидя, лежа;

- уменьшение числа участников игры;

- более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- уменьшение требовательности к точности и координации  выполнения движений, быстроте реакций;

- уменьшение темпа и амплитуды движения в игре;

- перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре: помощника, судьи; временный отдых на скамье (зритель);

- более частое проигрывание перед началом игры некоторых ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2 – 3 детьми;

- более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, скорее повествовательный;

- использование мелодичной негромкой музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной.

Повышение нагрузки:

- использование в образовательной деятельности игр с тонизирующей и тренирующей психофизической нагрузкой, с элементами соревнований, эстафеты, командные игры;

- увеличение времени продолжительности игры;

- увеличение числа повторений одной и той же игры;

- увеличение сложности сюжета игры;

- исходные положения во время игр, преимущественно стоя, в ходьбе;

- увеличение числа участников игры;

- более редкое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- увеличение требовательности к точности и координации  выполнения движений, быстроте реакций, согласованности движений между участниками игры;

- увеличение темпа и амплитуды движения в игре;

- предоставление возможности проявить активность, инициативу большему числу участников игры;

- согласование с детьми ролей в игре.

Учет признаков утомления детей при проведении

подвижных игр.

признаки

первая допустимая степень утомления

вторая степень, требующая снижения нагрузки

нервная система (поведенческие реакции)

лицо спокойное, несколько возбужден, снижено внимание

выражение лица напряженное, сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), значительно отвлекается, вялый (пассивный)

движения

бодрое четкое выполнение заданий в игре

неуверенные: нечеткое выполнение заданий, добавочные движения

окраска кожи лица и видимых слизистых оболочек

небольшое покраснение кожи

значительное покраснение или побледнение кожи, небольшая синюшность видимых слизистых оболочек

потливость

небольшая

выраженная, преимущественно лица

дыхание

без изменений или слегка учащенное (на 5 – 8 в минуту)

учащенное (на 10 -15 в минуту), периодические вдохи

пульс

несколько учащенный

(на 15 -20% от возрастной нормы), ритмичный

учащенный (на 30 – 50% от возрастной нормы), аритмичный

самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.

Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Учебно-методический материал( младшая группа): Сценарий проведение подвижных игр по сказке " Репка".

Занятие построено на уже знакомых детям подвижных играх с включением театральной постановки по сказке "Репка"...

Внешние признаки утомляемости детей

Внешние признаки утомляемости детей Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребен...

Внешние признаки утомляемости детей

Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа ...

Скрытые признаки утомляемости детей

Советы для родителей,как вести себя если ребенок переутомился...