Конспект по ознакомлению с окружающим на тему :"Для чего человеку глаза"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Каляганова Любовь Андреевна

В ходе занятия знакомим дошкольников со строением глаза, с его " защитниками", значением зрения для человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektdlya_chego_cheloveku_glaza.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия

по формированию здорового  образа жизни

в старшей группе на тему:

« Для чего человеку глаза»

Программное содержание:

- формировать у детей знание о глазах, как об органе чувств, с помощью которого люди познают окружающий мир; о строении органа зрения (находится в глазнице), о значении век, ресниц;

- познакомить с защитными свойствами бровей, ресниц, век, глазницы;

- дать понятие «слезная жидкость»;

- закрепить знания о значении зрения в жизни человека (помогает находить опасность, видеть красивое, находить новое);

- способствовать компетентности в области своего здоровья, социально – здорового поведения;

- развивать речь, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать правильное, бережное отношение к своему организму, как самоценному и неповторимому.

Словарь:

- орган зрения, нижнее веко, верхнее веко, слезная жидкость, глазница.

Предварительная работа:

- разучивание стихов, текста, «отдыхалочки» для глаз.

Материал: 

-фонарик, карта-схема, таблица «Строение глаза», зеркало, стеклоочиститель, книга «Азбука здоровья», «щетка-сметка», макет глаза.

Ход занятия:

В:  - Дети, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

«На ночь два оконца сами закрываются,

  А с восходом солнца сами открываются». Что это?

В:  - Как вы догадались?

      - А зачем человеку глаза, для чего они нужны?

      - Давайте на минутку закроем глаза. Расскажите теперь, как вы чувствуете себя с закрытыми глазами.

      - Одна девочка Катя закрыла глаза, как и вы. А что она почувствовала, сейчас вы узнаете.

         Дети исполняют отрывок из «Азбуки здоровья»:

                               Видит Катя дом большой

                               И трамвай на мостовой,

                               Люди в скверике гуляют,

                               В небе ласточки летают.

                               Тут закрыла Катя глазки –

                               Чудеса! Как будто в сказке!

                               Снова ночь! Вокруг темно!

                               Все пропало – и окно,

                               И кровать, и одеяло.

                               Ничего видно не стало!

                               Катя глазки открывает:

                               Все на месте! День сияет.

                               За окошком дом большой

                               И трамвай на мостовой.

                               Догадалась Катя вдруг:

                               Глаза видят все вокруг!

                               Ну а если их закрыть –

                               В темноте придется жить!

В:  - Да, действительно, «без глаз как без рук», - гласит народная мудрость. Ушами мы различаем звуки, с помощью носа – запахи. Но самым важным для человека является наш глаз.

      - Глаз – это орган зрения. Чтобы лучше понять, для чего нужно зрение, давайте вместе подойдем к окну и вспомним, как начинается наше утро в детском саду. Дети, вспомните и скажите, чем вы могли любоваться, что вам понравилось.

В:  - Значит, глаза вам помогают видеть красивое. Еще глазами мы узнаем что-то новое, интересное. Что нового вы сегодня увидели, узнали? (дети рассказывают, делятся впечатлениями)

В:  - Хорошо, ребята. А помните, на асфальте замерзли лужи, покрылись льдом. Почему люди стараются их обходить? (дети вспоминают случаи из жизни, высказывают свое мнение)

В:  - Да, нужно помнить каждый час, как глаза важны для нас. Глаза помогают нам замечать опасность, чтобы с нами не случилась беда. А теперь давайте сходим на прогулку в зимний лес: познакомимся с жизнью зверей, полюбуемся красотой леса.

             Проводится физкультминутка «Прогулка по зимнему лесу».

Мы пришли в зимний лес,                       ходьба на месте

Сколько здесь полно чудес!                    разводят руками

Справа березка в шубе стоит,                 отводят руки вправо,

Слева елка на нас глядит,                        влево и смотрят на нее

Снежинки в небе кружатся,                    «фонарики» и смотрят вверх

На землю тихо ложатся,                           кружась, приседают

Вот и зайка проскакал,                             прыжки

От лисы он убежал,                                  

А вон там волчище рыщет,                      руки на поясе, наклоны в стороны

Он себе добычу ищет!                              

Все мы спрячемся сейчас,                        приседают, прячась.

Не найдет тогда он нас!

После физкультминутки воспитатель обращает внимание на солнечного зайчика, который двигается по стенам, по полу. Дети стараются поймать его рукой и находят макет глаза.

В:  - Ребята, посмотрите, какой подарок оставил нам солнечный зайчик! Спасибо тебе! Садитесь, дети, расправьте плечи, будьте красивыми, спину держите прямо. Ребята, а что помогло вам увидеть солнечного зайчика?

(Ответы детей)

В-ль:- Да, конечно глаза. Посмотрите, какое необычное окошечко. На что оно похоже? Почему?

( Дети с воспитателем рассматривают макет глаза)

В-ль:- Это и есть глаз. Хорошее зрение очень важно для человека. Поэтому к глазам нужно относиться бережно. Сама природа побеспокоилась об этом, о специальной защите и поставила на охрану глаза своих защитников. Наши глаза находятся в специальных углублениях- глазницах. Глазница похожа на ямку, гнездо, в которую закатился шар – наш глаз ( показываю на макете).Поэтому мы видим только переднюю часть глаза.

 - Дети, попробуйте закрыть и открыть глаза. Что открывает и закрывает наши глаза.

( Ответы детей)

В-ль:- Правильно, это веко. Веки похожи на ставни, которые то сходятся, то расходятся.  ( показ на макете)

- А какие бывают веки? Да, вверху находится верхнее веко, а внизу нижнее.

-А для чего нужны веки, как вы думаете?

Дети:- Они закрывают глаза, когда мы ложимся спать.

- Можно зажмуриться, когда, солнце светит в глаза.

- Мы закрываем глаза, чтобы не попала в них пыль.

В-ль:- Молодцы! От всех этих неприятностей глаз оберегает веко. Веки с внутренней стороны всегда влажные. А для смывания пыли, грязи есть специальная жидкость - слезная. Когда вы моргаете, небольшое количество жидкости омывает глаз, делая его чистым.

-Дети, представьте, что вот это зеркало- поверхность нашего глаза.  На глаз попадает грязь .(выливаю немного жидкости с мелом). Что же происходит? Стеклоочиститель легко собирает и смывает все соринки  ( показываю работу стеклоочистителя на зеркале) . Стеклоочиститель как веко. Веко моргает и легко справляется с частичками грязи в глазу.

- Дети, а с вами такое бывало, чтобы в глаз что-то попадало? Что вы делали в этом случае?

( рассказы детей из личного опыта)

В-ль:- Да, если соринка небольшая, то глаз справляется с этим самостоятельно. Небольшое количество слезной жидкости выделяется постоянно и омывает  поверхность глаза. У век есть помощники - пушистые ресницы. Кто сможет их показать?

( показ детьми ресниц)

В-ль:- Верно, они похожи на щеточки- метелочки. Посмотрите, как ловко работает моя щеточка (легко сметаю «щеткой- сметкой» рассыпанные опилки с зеркала). Также и ресницы не дадут пылинкам попасть в глаза и защищают сверху и снизу.

( дети показывают верхние и нижние ресницы)

В-ль:- Дети, а что находится над глазами?

( ответы детей)

В-ль:- Правильно, брови. А для чего они нужны?

( дети высказывают свои предположения)

В-ль:- Да, бровь густая, состоит из множества волосков. Если мы посмотрим на человека сбоку, то увидим, что бровь, как козырек над крылечком, не дает стекать каплям в глаз. Капли собираются и стекают по бокам, а в глаз не попадают.( поливаю на бровь макета)

( дети находят и показывают свои брови)

В-ль:- Брови, веки, ресницы являются не только украшением лица человека, но и защищают глаза. Как же можно их назвать?

Дети:- Я бы назвал их охранниками.

- А я назову их защитниками.

В-ль:- Молодцы! Сегодня я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему

 « Защитники глаза»

Дети рисуют.

В-ль:- Дети, что нового и интересного вы узнали? Для чего нужны глаза человеку? О каких защитниках глаза вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н

Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....

Конспект по ознакомлению с окружающим на тему: "Права ребенка"

Конспект по ознакомлению с окружающим  на тему : "Права ребенка" в подготовительной группе....

Конспект по ознакомлению с окружающим на тему: "Беседа о космосе"

конспект по ознакомлению с окружающим на тему: "Беседа о космосе" в старшей группе....

Конспект по ознакомлению с окружающим на тему: "Домашние животные"

Викторина в старшей группе по теме "Домашние животные"...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема : «Теремок»

Задачи:- познакомить детей со свойствами дерева- учить узнавать предметы, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева- воспитывать отзывчивость, доброжела...

Конспект по ознакомлению с окружающим на тему «Космос»

Конспект  образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему «Космос» Образовательная область:«Познавательное развитие»...