Основы эмоционального положительного отношения к детскому саду - адаптационный период.
консультация по теме
Ориентирование на создание не только предметго-развивающей среды, как очень значима эмоционально-развивающая среда, способствующая разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основы эмоционального положительного отношения к ДОУ | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции — часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Они сопровождают происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи.
Для дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявлений эмоций, которые постепенно сменяются большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с ребенком — эмоциональное наполнение его жизни и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.
Необходимо ориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи нужно определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:
— профессиональная установка воспитателя на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ (эмоционально-поддерживающий компонент);
— внешняя обстановка (эмоционально-настраивающий компонент);
— режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе (эмоционально-стабилизирующий компонент);
— разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты (эмоционально-активизирующий компонент);
— и наконец, условие, не предусмотренное нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендованное психологами и медиками — проведение психогимнастических упражнений с детьми (эмоционально-тренирующий компонент).
Эмоционально-поддерживающий компонент
Для создания оптимальной атмосферы в группе детей раннего возраста воспитателю необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
На первом этапе адаптации ребенка к ДОУ происходит:
— установление эмоционального контакта с ребенком;
— вовлечение его в происходящие вокруг события («(Имя) … , посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.);
— создание положительного эмоционального настроя в группе по отношению к поступившему ребенку;
— обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
— формирование положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
— создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе;
— формирование позитивного образа своего «я»;
— побуждение к совместным эмоциональным переживаниям (радость, удивление и т.д.) в подвижных играх, забавах;
— развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
— закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
— приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
— развитие умений и навыков выразительно отражать свое эмоциональное состояние в действиях;
— содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддержка доброго отношения к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки — в спальнях, раздевалке, столовой и т.д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические, народные произведения.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д. При этом стоит иметь в виду два обстоятельства: первое — приобретение в группу оборудования, способствующего оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка; второе — пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.
Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок — вода», уголке изодеятельности.
Осуществляя задачу пробуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда вызывает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам он практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.
Эмоционально-стабилизирующий компонент
Режим дня — определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния ЦНС, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов — питание, сон, прогулки, занятия, но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды — разнообразие переживаемых эмоций.
Эмоционально-активизирующий компонент
Эмоциональные состояния активизируются, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний происходит в игровой деятельности. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности. Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
— игры на накопление эмоций;
— эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
— преодоление негативных эмоций;
— снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
— развитие эмпатии и др.
Очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально-тренирующий компонент
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого каждому воспитателю необходимо решать следующие методические задачи:
— фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
— подражательно воспроизводить чужие эмоции;
— фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;
— анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций;
— повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях;
— контролировать ощущения.
С учетом времени, проводимого ребенком в ДОУ, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, воспитатель должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, стабилизирующего, активизирующего и наконец, эмоционально-тренирующего компонентов.
Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем до¬школьном детстве в особенности, именно эмоциональная составляющая выступает доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду ДОУ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙСАД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Выступление на педагогическом совете
«Основы эмоционального положительного отношения к детскому саду – адаптационный период»
Составила
Воспитатель Голубович Татьяна Юозасовна
ГБДОУ ДС №11 Петродворцового района
Санкт-Петербург
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИСКОМФОРТА У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ КОНКУРСА.
Действительность сегодня на каждом шагу ставит перед человеком серьезные испытания его социально-психологической зрелости, нервно-психической сбалансированности и нравственно-психологического зд...
Создание эмоционально - положительного климата в детском саду
Одним из критериев физического и психического здоровья ребенка является обеспечение эмоционального благополучия и психической защищенности ребенка....
Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду
При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....
Подготовка ребенка к детскому саду (адаптационный период)
Подборка советов для родителей...
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».
Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....
Организационное собрание в детском саду «Адаптационный период ребёнка раннего возраста».
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителейЗадачи:Установление эмоционального контакта...