Главные вкладки

    Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Чиркова Ирина Геннадьевна

     

    Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

    Цель:   Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении.

     Задачи:

     1. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью применения методов светопесочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх;

     2. стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;

     3. обогащение тактильного опыта у воспитанников;

     4. формирование навыка экспериментирования с песком;

     5. Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения;

     6. Отражать в речи свои ощущения, свое настроение, называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, лёгкий, сухой, снега (холодный, мокрый, белый) ;

     7. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;

     8. Способствовать развитию воображения и творческих способностей;

     9. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь;

     10. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

     Материал:

     Искуственный снег (сода+пена для бритья, тазики с водой, салфетки, Светопесочный стол, маленькие фигурки, деревья, цветы, бусинки, диск с записью спокойной музыки, Арка с разноцветными ленточками «Сухой душ», пиктограммы «Эмоции».

     Ход занятия:

     Под спокойную музыку дети заходят в зал. Детей встречает Песочная Фея (педагог-психолог) .

     - Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам отправиться в сказочную страну вместе со мной. Я – Песочная Фея! Раскрою вам один секрет. В моей стране произошла беда! На страну налетела Песочная буря. Она уничтожила все в песочной стране и все жители разлетелись. И стала песочная страна темной и безжизненной. Добрые мои друзья, готовы ли вы мне помочь вернуть красоту в мою страну?. Спасибо, что вы согласились. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба. Я вам предлагаю отправиться туда и заселить её новыми жителями. Но для начала поприветствуем друг друга:

     Ритуал приветствия: я поприветствую своего соседа справа, взяв его за руки и называя ласково по имени (Я рада видеть тебя, Димочка). Он передаст моё приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех ребят по кругу и вернётся снова ко мне. После того, как все дети поприветствуют друг-друга Песочня Фея приглашает в путешествие в песочную страну.

     Но чтобы попасть в песочную страну, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?.

     Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

     «Песочная фея нам помоги, В страну волшебную перенеси,

     В ладоши мы хлопнем

     Раз, два и три,

     Сердце свое для добра распахни! »

     Музыкальное сопровождение: Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

     Детки друг за другом проходят под аркой из цветных ленточек

    (Имитация «сухого душа») .

    -Ну вот мы с вами и оказались в песочной стране. Но что это?

     - Вместо песочных степей и дюн у нас горы снега. Ребята, оказывается, мы с вами оказались высоко в горах. А в горах всегда как (ответы детей)

     - холодно и поэтому снег не тает. Попробуйте на ощупь, какой у нас снег?

     Чтобы спустится с гор в теплую песочную страну, нужно выполнить мое задание. Давайте все дружно слепим по одному маленькому комочку снега.

     Что нужно сделать чтобы все снежки растаяли? Правильно! Сейчас я возьму свою волшебную палочку и нашу водичку сделаю теплой. Давайте опустим все наши комочки в эту водичку. Что у нас произошло? (ответы детей). От снега не осталось и следа.

     Теперь без опаски мы можем спустится по волшебной тропинке в мою страну.

     Детки по цветным дорожкам подходят к светопесочному столу.

     Песочная фея предлагает детям для начала познакомиться со свойствами песка.

     А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи.

     Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить. Упражнение «Здравствуй, песок! »

     Дети различными способами дотрагиваются до песка.

     Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?. (сухой, шершавый, мягкий) .

     Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок! ».

     Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. (ответы детей) мы его не слышим, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

     А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

     Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

     Вы слышите, как он смеется?.

     Давайте его погладим между ладонями.

     Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

     -Ребята, а кто знает, что такое Дюны, как они образовываются и где располагаются? (ответы детей). - Это скопление песка с меняющейся формой. Когда ветер дует сильный, дюна преображается.

     - Ну а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ветер и дюны». Вы превратитесь в дюны, а я стану ветром.

     Подвижная игра «Ветер и дюны».

     Под музыку педагог-психолог с лентой в руке прикасается к детям. Тот, к кому он прикоснулся, меняет положение тела.

     Мимическая гимнастика.

     - Замечательно! Наш песочек тоже приготовил для вас сюрприз. Найдите среди песка интересные карточки с эмоциями. Это те эмоции которые царили когда-то в нашей стране. Каждому из вас нужно будет изобразить ту эмоцию, которая будет у ребенка в руках.

     Под песком спрятаны пиктограммы с различными эмоциями.

     (Дети аккуратно поднимают карточки и по очереди мимикой передают настроение, которое изображено у них) .

     - Ребята, а кто может рассказать, когда бывают такие настроения?

     (Дети высказывают свои мнения) .

     Посмотрите, на полянке у нас кто-то есть.

     Медленно ползёт в траве,

     Тащит ношу на спине:

     Дом тащить такая пытка,

     И зовут её. (улитка)  Дети отгадывают загадку.

     - Правильно, к нам улитка приползла не одна. Вместе с ней приползли и ее детки, которые очень хотят с вами поиграть. Поиграем с улитками?

     Предлагаю детям сыграть в игру, а для этого нужно превратиться в улиток (дети одевают браслетики с изображением улиток) .

     Пальчиковая игра: «Улитка».

     В круглом домишке -

     С круглым окошком

     Грела улитка на солнышке рожки.

     Грела улитка на солнышке рожки.

     И притомилась улитка немножко

     Вот потянулась улитка лениво

     Вот затворила улитка калитку

     Спрятала ключ -

     И отправилась спать

     В самую круглую в мире кровать.

     -Вы хотите узнать, что снится улитке?

     Песокотерапия

     Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

     Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.

     Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок) .

     Подползла, понюхала – чудесный запах!

     Дальше поползла… вдруг пошел дождь. (покажите, как он капает? Рисуют капли подушечками пальцев.)

     От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны) .

     Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко) .

     Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок) .

     Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!

     Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку) .

     Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.

     Нарисуйте домик улитке.  Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.

     Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.

     Сюрпризный момент.

     На экран проектируется видео сюжет рисования песком «Сон улитки».

    -Всем понравилось? Очень хорошо, но кто вспомнит, для чего мы отправились в путешествие? Для чего мы попали в сказочную песочную страну?

     (Ответы детей).

     - Правильно, нужно помочь моей стране заселить её новыми жителями. Представьте, что Вы — Волшебники. Среди песков хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе героев, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома — все, что понадобится вам для создания сказочной страны. Но помните, что вы- Волшебники, а как известно, они не могут ссориться между собой, их задача-быть дружными, помогать друг другу во всем.

     - Очень хорошо! Я рада, что вы справились таким непростым заданием. А теперь нам нужно отправляться домой. Но прежде всего мне бы очень хотелось, чтобы вы по очереди рассказали, что вам сегодня понравилось, какое было настроение?   (Дети высказываются)

     - Мне тоже очень понравилось совместное наше путешествие, спасибо вам, что помогли моей стране. Она стала не только красивой, но и жители живут там теперь добрые и вежливые, они уважают друг друга. На прощание предлагаю вам сделать пирамидку из кулачков и всем вместе произнести «До свидания».

     Ритуал прощания: пирамидка из кулачков.

     Педагог-психолог: Занятие закончено. Всем спасибо! Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Давайте вернемся в группу через наши волшебные ворота («Сухой душ»). Пройдёмте, пожалуйста, к умывальнику и помоем свои ручки.

     Песочная фея провожает детей в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»

    Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольн...

    Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»

    Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится...

    Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»

    Конспект психологического занятия с использованием арт-терапии «В гостях у Песочной феи»...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Путешествие в страну песка»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы.  Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, ...

    Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».

    Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....

    Конспект логопедического занятия с использованием песочного игротренинга " Путешествие на остров сокровищ. Дифференциация звуков С-Ш."

    Занятие разработано для детей семи лет с проблемами в дифференциации свистящих и шипящих звуков, с  проявлениями дизартрического компонента. Занятие микрогрупповое, фонетическое....

    Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

    Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...