Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бумарскова Ирина Владимировна

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_saratov.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Бумарскова Ирина Владимировна, учитель –логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад с. Старые Бурасы», Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области

Нарушение: Фонетико - фонематическое недоразвитие  речи,  этап автоматизации и дифференциации звуков с-ш, возраст 5 лет.

Цель:

  • закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
  • закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
  • закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
  • продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
  • продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать пространственное воображение;
  • воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

  • песочница с сухим песком размером 100 х 140 х 8 см, дно и борта окрашены голубым цветом;
  • широкая кисточка;
  •  счётные палочки, мелкие кубики;
  • мелкие игрушки ( слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка);
  • фигурки настольного театра (старушка, лиса, горшок со сметаной (белый пластилин), куст, дом);
  • символы звуков [с]- «нос» и [ш]- «шина»;
  • предметные картинки – кошка, собака, лиса, шишка, мишка, машина, слон.
  • ноутбук с картинками  «Правила  поведения в песочнице».

Предварительная работа:

подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Лиса и горшок», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

Ход занятия.

Организационный момент.

Занятие проходит в специальной комнате «Центр воды и песка» в два этапа. Первый этап в песочнице с сухим песком. Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице, глядя на слайды: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.

Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей».

Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.

Автоматизация изолированных звуков.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».

Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

Логопед предлагает ребёнку построить на песке из  счётных палочек  дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).

Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.

А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).

Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание.

Логопед: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Далее логопед выкладывает на  доске  два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «носу», со звуком [ш] – к «шине». Назови, с каким звуком  картинок  больше».

Физминутка  «Дифференциация звуков с-ш»

Шашки на столе (присесть, руки вперед),

Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вверх).

Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.

Логопед: «Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]».

Ребёнок: «Соня, Саша, Света».

Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар».

 Начинается второй этап занятия.  В  песочнице заранее  подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:

  • ложечкой выкопаны три ямки, имитация грядок на огороде;
  • валиком сделан ров, так чтобы виден был голубой фон дна, имитация реки;
  • расставлены герои (лиса, старушка с горшком сметаны);
  • размещены дом, куст и семена.

Драматизация сказки «Лиса и горшок».

Логопед предлагает ребёнку самостоятельно рассказать и показать сказку «Лиса и горшок». Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:

«Вышла старушка в огород семена сажать и спрятала в кустах горшок со сметаной (ребёнок вкладывает в руки фигурке горшочек, помогает отнести под куст, берёт камешки, кидает в ямки-грядки и закапывает). Подобралась к горшку лиса (имитирует фигуркой движения лисы). Всунула в горшок голову и съела всю сметану (белый пластилин – «горшочек» - крепит на морду лисы). Но вот беда - никак голову из горшка не вытащит (имитирует движения лисы). Говорит лиса: "Пошутил горшок, да хватит, отпусти!" Не отстаёт горшок. Рассердилась лиса: " Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю!" (двигает фигурку лисы к имитации реки). Стала лиса в реке горшок топить. Но горшок утонул вместе с лисой (бросает фигурку лисы в реку).

После драматизации логопед предлагает ребёнку вспомнить все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].

Итог занятия.

Логопед  хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по теме:" Звук (с)".

Вашему вниманию предлагается конспект индивидуальной совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по автоматизации звука (с)....

Конспект группового занятия с элементами песочной терапии. Тема: «Путешествие в страну Цифр»

Конспектгруппового занятия с элементами песочной терапиидля развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.Тема: «Путешествие в страну Цифр»...

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Праздник в доме у Алёнки»

Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития познавательной сферы ребенка.Тема: «Праздник в доме у Алёнки»...

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Город Радости»

Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития эмоционально-волевой сферы ребенка.  (6 лет, агрессивность)Тема: «Город Радости»...

Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарикам"...

презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика

презентация к конспекту  аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарика...

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»...