Главные вкладки

    Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Бумарскова Ирина Владимировна

    Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

    Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkurs_saratov.docx18.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

    Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

    Бумарскова Ирина Владимировна, учитель –логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад с. Старые Бурасы», Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области

    Нарушение: Фонетико - фонематическое недоразвитие  речи,  этап автоматизации и дифференциации звуков с-ш, возраст 5 лет.

    Цель:

    • закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
    • закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
    • закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
    • продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
    • продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;
    • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
    • развивать пространственное воображение;
    • воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

    Оборудование:

    • песочница с сухим песком размером 100 х 140 х 8 см, дно и борта окрашены голубым цветом;
    • широкая кисточка;
    •  счётные палочки, мелкие кубики;
    • мелкие игрушки ( слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка);
    • фигурки настольного театра (старушка, лиса, горшок со сметаной (белый пластилин), куст, дом);
    • символы звуков [с]- «нос» и [ш]- «шина»;
    • предметные картинки – кошка, собака, лиса, шишка, мишка, машина, слон.
    • ноутбук с картинками  «Правила  поведения в песочнице».

    Предварительная работа:

    подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Лиса и горшок», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Занятие проходит в специальной комнате «Центр воды и песка» в два этапа. Первый этап в песочнице с сухим песком. Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице, глядя на слайды: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

    После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.

    Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].

    Развитие фонематического слуха и восприятия.

    Логопед: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей».

    Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.

    Автоматизация изолированных звуков.

    Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».

    Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

    Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

    Логопед предлагает ребёнку построить на песке из  счётных палочек  дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).

    Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.

    А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).

    Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

    Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание.

    Логопед: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».

    Далее логопед выкладывает на  доске  два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «носу», со звуком [ш] – к «шине». Назови, с каким звуком  картинок  больше».

    Физминутка  «Дифференциация звуков с-ш»

    Шашки на столе (присесть, руки вперед),

    Шишки на сосне (встать, вытянуть руки вверх).

    Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.

    Логопед: «Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]».

    Ребёнок: «Соня, Саша, Света».

    Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».

    Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар».

     Начинается второй этап занятия.  В  песочнице заранее  подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:

    • ложечкой выкопаны три ямки, имитация грядок на огороде;
    • валиком сделан ров, так чтобы виден был голубой фон дна, имитация реки;
    • расставлены герои (лиса, старушка с горшком сметаны);
    • размещены дом, куст и семена.

    Драматизация сказки «Лиса и горшок».

    Логопед предлагает ребёнку самостоятельно рассказать и показать сказку «Лиса и горшок». Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:

    «Вышла старушка в огород семена сажать и спрятала в кустах горшок со сметаной (ребёнок вкладывает в руки фигурке горшочек, помогает отнести под куст, берёт камешки, кидает в ямки-грядки и закапывает). Подобралась к горшку лиса (имитирует фигуркой движения лисы). Всунула в горшок голову и съела всю сметану (белый пластилин – «горшочек» - крепит на морду лисы). Но вот беда - никак голову из горшка не вытащит (имитирует движения лисы). Говорит лиса: "Пошутил горшок, да хватит, отпусти!" Не отстаёт горшок. Рассердилась лиса: " Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю!" (двигает фигурку лисы к имитации реки). Стала лиса в реке горшок топить. Но горшок утонул вместе с лисой (бросает фигурку лисы в реку).

    После драматизации логопед предлагает ребёнку вспомнить все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].

    Итог занятия.

    Логопед  хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по теме:" Звук (с)".

    Вашему вниманию предлагается конспект индивидуальной совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по автоматизации звука (с)....

    Конспект индивидуального занятия по развитию речи на тему: « Звуки Л-Л\' в тексте»

    Конспект индивидуального занятия по развитию речи с Никитиным Даниилом на тему:« Звуки Л-Л\' в тексте»...

    Конспект группового занятия с элементами песочной терапии. Тема: «Путешествие в страну Цифр»

    Конспектгруппового занятия с элементами песочной терапиидля развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.Тема: «Путешествие в страну Цифр»...

    Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Праздник в доме у Алёнки»

    Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития познавательной сферы ребенка.Тема: «Праздник в доме у Алёнки»...

    Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Город Радости»

    Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития эмоционально-волевой сферы ребенка.  (6 лет, агрессивность)Тема: «Город Радости»...

    Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"

    Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарикам"...

    презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика

    презентация к конспекту  аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарика...