Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»
план-конспект занятия по логопедии

Алтынгареева Виктория Ринатовна

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Цель:

  • закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
  • закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
  • закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
  • продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
  • продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать пространственное воображение;
  • воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

  • песочница с  песком размером 100 х 140 х 8 см;
  • щёточка (широкая кисточка), валик, палочка, спиртовые салфетки;
  • деревянные кружочки, крышки, счётные палочки;
  • мелкие игрушки ( слон, страус, собака, мишка, лягушка, мышка);
  • фигурки настольного театра (Машенька, лиса, змея, волк, камень);
  • символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «воздушный шар»;
  •  щётка для разравнивания песка.

Предварительная работа:

Подбор речевого материала и игрушек, знакомство с адаптированной сказкой «Как лиса Маше помогла», создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице: «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.

Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.

Автоматизация изолированных звуков.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.

Логопед предлагает ребёнку построить на песке из кружочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).

Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.

А теперь рядом построй дорожку из крышек,  шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).

Автоматизация и дифференциация звуков в слове.

Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше».

Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.

Логопед: «Из палочек,  в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]». Ребёнок: «Соня, Саша, Света».

Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».

Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар». Ребенок из палочек составляет схему предложения.

После этой работы в сухой песочнице, логопед и ребёнок переходят к песочнице с мокрым песком. Начинается второй этап занятия. Возможно, разделить одно занятие на два. Стоит отметить, что в песочнице заранее ребёнком, взрослым или ими обоими подготовлена предметно-игровая площадка для драматизации сказки:

  • расставлены герои (Машенька, змея, волк, лиса);
  • размещен камень.

Драматизация сказки «Как лиса Маше помогла».

Ребёнок рассказывает, выполняя по ходу действия героев:

Шла Машенька по лесу, шла, да и заблудилась. Стоит, смотрит по сторонам не знает куда идти. Вдруг видит - змея под камнем шипит: "Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш". И говорит ей змея: "Маш-ш-ш-ш-ш-шенька, не спеш-ш-ш-ш-ши, освободи меня, отодвинь камеш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-шек." 
Пожалела Машенька змею, отвалила камень и выпустила её на волю. А та подпрыгнула, обвилась вокруг шеи и говорит:
"Вот теперь я тебя укуш-ш-ш-ш-шу." 
-
За что? - удивилась Машенька.
"Хорош-ш-ш-ш-шо, - говорит змея - Если найдутся две живые душ-ш-ш-ш-ши, которые тебя пожалеют, я тебя отпущу." 

Идут они глухими лесами. Встречают волка. Спрашивает змея:
- Ш-ш-ш-ш-што делать с Маш-ш-ш-ш-шенькой? 
Волк, не долго думая отвечает:
- Не надо её жалеть. 
"Вот беда! - думает Машенька. - Придется погибать".

Идут дальше. Встречают лису. Спрашивает змея, как с Машенькой быть.
-Змея, я рассудить вас не могу. Пойдемте на то место, где вы встретились. 
Пришли они к камню, лиса и говорит:
-Змея, я хочу видеть, как это было. Как лежал камень, как ты лежала. 
Спустилась змея с шеи Машеньки, легла на землю.
-Ну, теперь ты, Машенька, покажи, как змея была придавлена. 
Машенька быстро навалила камень на змею.
-Вот так,- сказала лиса. - Так и лежи здесь, неблагодарная. 
Пошли себе лиса и Машенька, а лисичка ещё Машеньке и песенку спела:

-Хотя её опасный яд
В лекарства входит, говорят,
Но чтоб к врачам не обращаться,
С ней лучше не встречаться.

После драматизации логопед предлагает ребёнку вспомнить все слова со звуком [с] из сказки, затем со звуком [ш].

Итог занятия.

Логопед хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по теме:" Звук (с)".

Вашему вниманию предлагается конспект индивидуальной совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по автоматизации звука (с)....

Конспект группового занятия с элементами песочной терапии. Тема: «Путешествие в страну Цифр»

Конспектгруппового занятия с элементами песочной терапиидля развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей.Тема: «Путешествие в страну Цифр»...

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Праздник в доме у Алёнки»

Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития познавательной сферы ребенка.Тема: «Праздник в доме у Алёнки»...

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Город Радости»

Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития эмоционально-волевой сферы ребенка.  (6 лет, агрессивность)Тема: «Город Радости»...

Конспект аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарикам"

Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарикам"...

презентация к конспекту аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие в песочную страну к Смешарика

презентация к конспекту  аттестационного индивидуального занятия с элементами песочной терапии. Тема: " Путешествие  в песочную страну к Смешарика...

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...