Детские страхи и способы их преодоления в старшем дошкольном возрасте.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Левченкова Татьяна Анатольевна

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.На протяжении нескольких лет работы, я обращала внимание, что вопросу детских страхов не всегда уделяется должное внимание.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики страхов.Мне кажется, что в последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Преодоление детских страхов в старшем дошкольном возрасте.

Цель занятия состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Задачи занятия:

  1. Обеспечение эмоциональной разрядки, снятие накопившегося нервного напряжения детей;
  2.  Улучшение гибкости в поведении, ситуативности;
  3. Развитие способности быстро принимать решения, а также развитие ловкости, координации движений;
  4. Налаживание более благоприятных и непосредственных контактов между детьми.

  1. ПРИВЕТСТВИЕ «Волшебный человечек»

Все дети становятся в круг. Психолог достает игрушку «светящегося человечка» и говорит: «У меня есть волшебный человечек и он светится и переливается всеми цветами радуги, когда слышит хорошие и добрые слова. Давайте сейчас будем передавать его по кругу, здороваться друг с другом и говорить друг другу комплименты!».

  1. ИГРА «ЖМУРКИ»

Водящему плотно завязываются глаза, таким образом, имитируется замкнутое пространство и преодолевается страх темноты.

Перед началом поиска водящий с завязанными глазами три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в пространстве. Участники игры могут хлопать в ладоши, чуть-чуть пощипывать и постукивать его по спине, что устраняет страх резких звуков и внезапных ударов. При обнаружении участника игры, его нужно на ощупь опознать и назвать имя. В роли водящего выступает любой желающий.

  1. ИГРА «БЫСТРЫЕ ОТВЕТЫ»

 Данная игра не только снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку. Игровое пространство заранее разделяется  предметами на две сферы, по одну сторону которой находится ведущий, а по другую – стоящие рядом остальные участники. Ведущий задает поочередно каждому вопрос и ждет ответа в течение произносимого вслух счета: 1-2-3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, поскольку после счета 3 ответ признается недействительным. Вопросы носят доступный возрасту и шутливый характер, часто с «подковыркой». Например: «Как называется страна, где живут самые высокие люди?», «Почему лягушки скачут?», «Почему крокодил зеленый?», «Почему мороженое холодное?», «Почему птички поют?», «Почему земля круглая?», «Почему лампочка светит?», «Почему ежик колючий?», «Почему воздушный шар летает?», «Почему собака лает?», «Почему заяц так быстро бегает?», «Почему цветы пахнут?», «Как зовут подружку Буратино?», «Почему трава зеленая?», «Почему зимой идет снег?», «Кто плавает в воде?».  Если ответа нет, то вопрос адресуется  рядом стоящему игроку. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в себя и стать более уверенным перед лицом воображаемой или реальной опасности.

4. УПРАЖНЕНИЕ «СТРАХ И СКУЛЬПТОР».

Дети садятся в круг, и психолог рассказывает им историю. Например, такую: «Жил в одном городе скульптор Дени. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы – и  самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше. И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становились хмурым и грозным. На  душе у Дени был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Дени поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее. Говорят у страха глаза велики. Так и Дени стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?»- едва выдохнул испуганный Дени. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание. Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль – может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»-переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все»,- предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!»  Началась работа. Дени взял глину и принялся задело. Теперь он был снова собран и сосредоточен. Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Дени, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а скорее, маленький монстрик, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Дени. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!» Страх повиновался. Наконец скульптура была готова. И Дени вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» - поинтересовался Дени. «Да скучно одному стало!» - отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Дени пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Дени смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами».

После рассказа нужно побеседовать с детьми, узнать понравилось ли им, что их удивило, порадовало, огорчило. И в конце нужно предложить всем детям вылепить из пластелина скульптуру своего монстра.

  1. ИГРА «СТОП ОДИН…»

Игра помогает разрядить обстановку, снять эмоциональное напряжение, а также наладить более благоприятную эмоциональную атмосферу среди детей. Психолог включает веселую детскую музыку. Дети радостно бегают по кругу. Затем музыка заканчивается, психолог говорит: «Стоп один», а ребенок должен замереть на месте так, чтобы только одна часть его тела касалась пола. Далее опять включается музыка, дети снова побежали по кругу, затем музыка останавливается, психолог говорит: «Стоп три», ребенок замирает таким образом, чтобы три части его тела касались пола. И т.д.

6. УПРАЖНЕНИЕ «ОТДОХНЕМ»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте на коврики, на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться. Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено.  Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....

Детские конфликты и способы их решения у детей дошкольного возраста

Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: не поделенные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детск...

Консультация для родителей: "Прививка от страха. О детских страхах и способах их преодоления"

Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. В статье описаны причины возникновения детских страхов, способы профилактики их возникновения и преодоления уже имеющихся.Дополнительно ...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителя...

Мастер - класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...