Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ

«Валеология» в  переводе с  латинского  vale - будь здоров, «loqos» -  наука.Наука о формировании , сохранении и укреплении здоровья. Предметом  изучения  при  обучении  детей  основам  валеологии является  собственное  тело  ребенка.  Дети  получают  научно  обоснованные  знания  о  своем  организме:  функциях,  возрастных и  половых  особенностях,  возможностях, условиях  сохранения  и  укрепления  здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_valeologii.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый  день  уважаемые  члены  жюри,  участники  мастер -  класса.

Разрешите  представить  Вам мастер-  класс  по  проблеме « Валеологическое образование  детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового образа жизни».

Цель  мастер класса:  повысить профессиональный  уровень  педагогов  о  валеологическом  образовании,  дать представление о том, что такое валеология,  здоровый образ жизни;

           задачи:

1Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию.

2.Подробно  рассмотреть   образовательную   область «Безопасность»  раздел «Бережем  свое  здоровье».

3.Развивать творческую активность педагогической  группы

 Уважаемые  коллеги! На  современном  этапе  развития  общества  выявлены  тенденции  к ухудшению  состояния  здоровья  детей  в  разных  регионах  Российской  Федерации и,  в  частности, в   Белгородской  области,  поэтому  нет  необходимости  убеждать  кого-  либо  в актуальности  проблемы  здоровья.

Состояние  здоровья  детского  населения  в  целом  по России  характеризуется  как  национальная  катастрофа.  По  данным Министерства  здравоохранения  РФ  лишь    10- 14%  детей  практически  здоровы,  около  50 %  имеют  функциональные отклонения, 35- 40 %  - хронические  заболевания. А   здоровье  детей  дошкольного  возраста  в  настоящее  время  вызывает  большие  опасения.  У  детей  все  чаще  отмечаются  значительные  распространенность  и выраженность  нервно -  психических  нарушений, утомляемость,  более  низкая  сопротивляемость  организма.  С  каждым  годом чаще  фиксируется количество детей  со сниженным  функциональным  резервом, дефицитом  массы  тела, хроническими  патологиями, выше  уровень  агрессивности  и    конфликтности. В  последнее  время  к  числу  приоритетных, разрушающих   здоровье  детей,  помимо  прочих,  ученые  относят  пассивность семьи  в  вопросах  сохранения  здоровья  ее  членов,  нерациональное питание,  стрессовые ситуации  в  окружении детей (алкоголизацию,  курение,  наркоманию),  недостаточную  активность  медицинских  служб.

         Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной.  

Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, ростом статистических показателей заболеваемости, негативными тенденциями демографического состояния России, низкой культуры здоровья.

«Валео»  в  переводе с  латинского  означает «сильный», «второе  значение этого  слова -  «здоровый»,  «логос» -  наука.

        Предметом  изучения  при  обучении  детей  основам  валеологии является  собственное  тело  ребенка.  Дети  получают  научно  обоснованные  знания  о  своем  организме:  функциях,  возрастных и  половых  особенностях,  возможностях, условиях  сохранения  и  укрепления  здоровья.

        Что же такое здоровье? Ошибочным считается тот факт, что при отсутствии болезней или физических дефектов человека считают здоровым.

        Здоровье - сложное биосоциальное явление, представляющее собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

         Уважаемые  коллеги?  Как  Вы  считаете,  нужно  ли  рассказывать  ребенку -  дошкольнику,  о  том,  как  устроен  его  организм?

-  Да, нужно,  но  не  нужно  читать  ребенку  курс  по  анатомии,  а  необходимо  дать  ребенку  первоначальные  представления  об устройстве  организма,  научить  его  осознанно  заботиться  о  своем  здоровье,  бережно  к  нему  относиться к  себе, соблюдать  гигиену.

Итак,  тема «Как  устроен  мой  организм»

- Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.

У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека — длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями — для лучшей опоры.

Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, — сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.

Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)

Сердце трудится,  не переставая как мотор или насос, перегоняя кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов — трубочек, по ним кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, его телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.

Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А как оно бьется после сна?

Сердце — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.

Уважаемые  участники  мастер-  класса ответьте  на  вопросы.

Вопросы и задания

  • Почему руки называют первыми помощниками человека?
  • Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?
  • От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?
  • Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть. (Мыть руки, умываться и чистить зубы,  содержать свои вещи в чистоте и др.)

Вашему  вниманию  на  экране представлены  игры,  которые    рекомендую  использовать  при  изучении  организма.

Игры

Настольно-печатные игры: «Предметы гигиены», «Гигиена и здоровье», «Пирамида здоровья».

Дидактические

подвижные

Предлагаю  следующую  тему «Соблюдаем режим  дня»  для рассмотрения.

О чем рассказать ребенку.

  • Знаешь ли ты, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, если этот порядок нарушается. Например, ты заигрался и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Или вечером ты рассматриваешь интересную книжку и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. Это организм сообщает, что он устал и пора спать.

В природе все повторяется в определенной последовательности, как и в режиме дня. Растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Ночью все живое спит: не поют и налетают птицы, некоторые цветы закрываются на ночь, а утром снова распускаются

Человек тоже реагирует на изменения окружающей среды. Его «внутренние часы» (биоритмы) подсказывают, в какое время можно потрудиться, а когда необходимо отдохнуть, поесть, чтобы восстановить силы. Если их не послушаться, можно заболеть, так как организм ослабнет и не сможет бороться с различными инфекциями. Вот почему очень важно соблюдать режим дня.

Вопросы и задания

  • Расскажи о своем режиме дня, отвечая на вопросы.
  • В какое время ты утром просыпаешься? Что делаешь? (Зарядка, умывание, завтрак, одевание.)
  • В какое время ты завтракаешь, обедаешь, полдничаешь, ужинаешь?
  • Перечисли основные блюда, которые ты ешь на завтрак, на обед и ужин.
  • В какие игры во время прогулки ты играешь со своими друзьями?
  • Что необходимо делать перед сном?
  • В какое время ты ложишься спать?
  • Расскажи о том, что такое режим дня и для чего он нужен.

Представляю  следующую тему «Бережем  свое здоровье».

Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. А вот о множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, ему надо рассказать. Бывает нелегко убедить ребенка - мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, но научить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно.

Полезно познакомить ребенка с профессией врача, рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми.

О чем рассказать ребенку

  • Тебе, наверное, приходилось слышать, как взрослые говорят: «Врачи — наши друзья». Объясни это выражение.

А теперь познакомься: это доктор Неболейко. (Показ иллюстрации.) Он лечит людей и много знает о болезнях. С помощью микроскопа (увеличительного прибора) он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу — микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.

Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого. Во -  первых,  все наше  тело  покрыто  кожей,  Кожа  защищает  тело  от  внешних  воздействий. Очень много  микробов скапливается  на наших  руках ведь ими мы касаемся разных предметов на улице, в местах, где много народу, гладим наших питомцев — животных, общаясь с ними.

Запомни правила доктора Неболейко:

  • не тереть глаза грязными руками;
  • не брать пальцы в рот;
  • придя домой с улицы, мыть руки;
  • мыть руки перед едой.

Во-вторых, организм человека обладает защитным механизмом и способен сопротивляться различным инфекциям. Это свойство организма называется «иммунитет». Но у слабого организма и иммунитет слабый.

Для укрепления иммунитета выполняй правила доктора Неболейко:

  • соблюдай режим дня;
  • соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;
  • закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой; принимай душ и т. д.

В-третьих, человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании изо рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контактах с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.

 А теперь  уважаемые  коллеги  ответьте  на  мои  вопросы,  помните,  что  вы  дети.  Вопросы и задания

  • Тебе приходилось быть на приеме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? (В поликлинике, в больнице.) Как выглядит врач, во что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?

Подумай и ответь на вопросы.

  • Почему нельзя есть грязными руками?
  • Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?
  • Почему мух называют разносчиками болезней?
  • Можно ли пить воду из водоема?

Каждый врач имеет свою специализацию.

Продолжи предложения:

  • Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют... (терапевт).
  • Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют... (хирург).
  • Врача, который лечит заболевания глаз, называют... (окулист).
  • Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют... (лор).

Уважаемые  коллеги!  Вы  познакомились  с  частью  раздела  «Бережем  свое  здоровье» ОО «Безопасность».  Данная  область  рассматривает  еще  такие  вопросы  как « О  правильном  питании и  пользе  витаминов», «Правила  первой  помощи», «Врачебная  помощь».

Но  мы  переходим  к  методам валеологического воспитания  дошкольников,  которые  представлены  на  слайдах.

 Словесные методы обучения:

 - рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы;

 - беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;

 - чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

        Я  прошу  Вас    добавить  слово:

Оля  весело  бежит

К  речке  по  дорожке.

А  для этого  нужны

Нашей  Оле …(Ножки).

Оля  слушает в лесу,

Как  кричат  кукушки.

А  для  этого  нужны

Нашей  Оле…(ушки)

Оля  смотрит  на  кота,

На  картинки -  сказки.

А  для    этого  нужны

Нашей Оле  …  (глазки)

И т.д.

Загадки:

По  утрам  и  вечерам

Чистит  зубы  пастой  нам (зубная  щетка)

Лег  в  карман  и  караулит,

Реву,  плаксу  и  грязнулю.

Им  утрет  потоки  слез,

Не  забудет  и про  нос (носовой  платок)

 Наглядные методы обучения:

 - наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие мышления, речи;

 - рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем;  демонстрация слайдов, кинофильмов, мультимедийных  презентаций.

Уважаемые  коллеги! Предлагаю  вам игру «Зеркало»,  в  которой  Вам  необходимо  обвести  рисунки  тех  частей  тела,  которые  относятся  к  голове,  телу.

Игра «Зеркало»

 Практические методы обучения:

 1. упражнения – многократное повторение умственных и практических действий;

 2. элементарные опыты:  рассматривание  кожи под  микроскопом

 - физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин;

 Уважаемые  коллеги!  Игровой  метод -  основной      метод  для  валеологического  оборазования  дошкольников. Хочу  отметить,  что  овладение  знаниями  через  игру  стало  для  нас  главным  условием работы. В  повседневной  жизни  для  самостоятельной деятельности  детям  предлагала  дидактические  игры на  закрепление  пройденного  материала,  создавала  игровые  и  проблемные  ситуации.  В  дидактической  игре «Назови  и  покажи» мы  называли  какое – то действие,  а  дети  называли  соответствующий  орган  и  показывали  его.  

Целью  игры «Умею -  не  умею»  было  акцентировать внимание  детей  на  умениях  и  физических возможностях  своего  организма.  При  помощи  серии  дидактических  игр  детей  подводили  к  мысли  о  том,  что  организму  для  здоровья  необходимы  разные  полезные  продукты  и  витамины.  Такие  игры,  как  «Полезно – неполезно», «Составь  меню»,  «Чудесный  мешочек»,  Красный -  синий», «Разложи  правильно!»

Предлагаю  вам игру  «Умею -  не умею»  для  этого  попрошу  подойти ко  мне.

Цель:  акцентировать  внимание  детей  на  своих  умениях  и физических  возможностях   своего  организма;  воспитывать  чувства собственного  достоинства.

Играешь  с  участниками  мастер-  класса.

Любимая  игра  моих  дошколят «Рисунок на  спине»

Цель:  развивать  кожную  чувствительность  и  способность  различать  тактильный  образ.

Предлагаю  стать  парами.

             Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые  работы с детьми дошкольного возраста по  валеологическому  образованию.  

        Предлагаю  Вам  представить  методы  и  приемы,  которые  эффективны  при  организации образовательной  деятельности «Безопасность» ( наглядный ,  словесный,  практический) А  какого  метода  здесь  не  достает (  игрового)

        Какие  игры    вы можете  использовать  в  своей  работе  по  данной  проблеме?

         У  вас на столе  лежат  изображения помогающих  быть  здоровым,  выберите те,  которые  вы  считаете  необходимыми  и  наклейте  на  лист. ( песня  про  здоровье)

        Защита  картины.

  1. Рефлексия.     

 Наш  мастер-  класс  подошел  к  концу.

- На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала……….

-Я  поняла,  что ……………..

Я  себя    взяла……………..

На  память  о  мастер – классе  дарю  вам памятки «Берегите  свое  здоровье»

- А  в  заключение  познакомьтесь  с  самым  лучшим  рецептoм   здоровья  и  счастья:

Возьмите  чашу  терпения, влейте  в  нее  полное  сердце  любви, добавьте  2 горсти  щедрости, посыпьте  добротой, плесните  немного  юмора  и  добавьте  как  можно  больше  веры. Все  это  хорошо  перемешайте. Намажьте  на  кусок  отпущенной  вам  жизни  и  предлагайте  каждому, кого   встретите  на  своем  пути.

- Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогических работников с деятельностной технологией «коммуникативный бой»....

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

Мастер класс " Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста".

Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей детей....

Мастер - класс «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»

Мастер - класс«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»Цель: обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»

Мастер - класс«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»Цель: обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов...