семинар
материал на тему

Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, топо мнению академика В.П.Петленко:

     - человеческий фактор составляет 25% и включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%;

     - экологический фактор – 25%;

     - социально – педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20% , поведение, привычки – 20%);

     - медицинский фактор – 10%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_innovatsii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар:

 «Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие инновационные

педтехнологии в образовательных учреждениях

                                                                                                                   Провела:

Педагог дополнительного образования

Медведева Зинаида Петровна

Белгород 2014 г.


 Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, топо мнению академика В.П.Петленко:

     - человеческий фактор составляет 25% и включает генетическую составляющую физического здоровья – 10%, психического здоровья – 15%;

     - экологический фактор – 25%;

     - социально – педагогический – 40% (в т.ч. способ жизни, материальные условия труда и отдыха – 20% , поведение, привычки – 20%);

     - медицинский фактор – 10%.

     В настоящее время все чаще высказывается мнение о необходимости введения в качестве самостоятельного, наряду с психическим и физическим здоровьем, показателя социального здоровья.

    Социальное здоровье, по мнению экспертов ВОЗ, – это степень удовлетворения индивида своим материальным состоянием, питанием, жилищными условиями, социальным статусом в обществе, его социальной политикой. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

    Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:

- адаптация в референтных общностях (семья, группа сверстников, друзья);

- овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно – профессиональная);

- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

- выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

- наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

- общая средовая адаптация – интеграция в общество.

   Основываясь на принципе функционального единства организма, обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

    В социально – педагогической практике и теории идёт поиск решения проблем здоровья детей, создаются здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие модульные и локальные технологии, в содержании которых выделяются такие направления, как:

   1. Социально – ориентированное (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).

   2. Медико – психологическое (медико – гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия).

   Отдельные новаторы делают акценты на различных аспектах:

   Б.П. и Л.А. Никитины в своей авторской системе «Раннее начало физического развития и закаливания» говорят о закаливании с помощью воздействия всех природных условий (солнце, вода, холод, хождение босиком, обтирание и т.п.), дают рекомендации по физическим упражнениям с повышенными нагрузками.

  В.Ф. Базарный в своей концепции «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» дает рекомендации о валеологически обоснованном рабочем пространстве процесса обучения, по борьбе с перегрузками и переутомлением, о психомоторном и сенсорном раскрепощении учащихся.

 Г.П. и Е.В. Воронковы в авторской концепции «Единство физического и умственного развития» говорят о единой системе учебной и внеклассной работы по физической культуре, тренировке общей выносливости, двигательной активности учащихся .

    Рассматривая вопрос о социальном здоровье и исследуя его с позиций социальных технологий здорового образа жизни, необходимо, прежде всего, определиться с сущностью самого понятия «социальные технологии». Социальная технология культивирования здорового образа жизни относится к технологиям жизнедеятельности. Она выражается через 3 ключевых параметра:

- уровень включения личности в социальную среду;

- уровень личностного контроля над средой и жизненными обстоятельствами;

- общая направленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентаций.

          В общем виде структура социальных технологий выглядит в виде трех последовательных этапов

      На первом этапе проводится диагностика состояния объекта, выявляются «слабые места» и прогнозируются варианты развития.

    На втором этапе осуществляется проектирование самой социальной технологии, ставится цель, определяются направления оптимизации.

    На третьем этапе осуществляется процесс социальной оптимизации, который трансформируется в конкретные формы работы органов, претворяющих данную социальную технологию в жизнь.

   Таким образом, социальные технологии, прежде всего, направлены на воспитание у человека системы убеждений, которая обеспечила бы соответствующее поведение.

     Как заставить человека тратить энергию, двигаться, правильно питаться, закаляться и т.д., т.е. делать все необходимое, чтобы жить в гармонии с окружающей средой и адаптироваться к ее изменениям? Это можно сделать путем соответствующей социализации, образования и воспитания человека, путем привития ему принципов культивирования здорового образа жизни. Культивирование здорового образа жизни должно превратиться в культ здоровья, счастья, жизни.

      Исходя из данных об уровне жизни населения Российской Федерации (рождаемость, смертность, заболеваемость, средний возраст жизни), наше государство испытывает потребность в разработке и внедрении специальных социальных технологий культивирования здорового образа жизни. Анализ нынешней ситуации состояния здоровья детей, работоспособного населения и состояния здоровья пенсионеров свидетельствуют о том, что без выполнения этой гуманистической миссии перспектива прогрессивного развития Российской Федерации является достаточно проблематичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...