методика организации прогулки
консультация на тему

Межова Светлана Леонидовна

Одно из главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое здоровье ребёнка. Прогулка помогает всестороннему и гармоничному развитию и воспитания дошкольников. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_organiz_progulki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации прогулки.

   Одно из главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое здоровье ребёнка. Прогулка помогает всестороннему и гармоничному развитию и воспитания дошкольников. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:

  • Разнообразные наблюдения;
  • Дидактические занятия;
  • Трудовые действия;
  • Подвижные игры и игровые упражнения.

Наблюдения помогают детям разных возрастных групп детского сада лучше познакомиться и узнать каждый из сезонов года. Посильные трудовые действия включают детей с раннего возраста в посильные и интересные для них трудовые действия. Прогулка способствует закаливанию детей, повышению их двигательной активности в разные периоды года, включают упражнения для индивидуального физического развития. На прогулке необходимо использовать задания на развитие мелкой моторики рук, игры, развивающие речь детей, а также использовать художественное слово в виде стихов, загадок, пословиц, чистоговорок, разнообразных интересных упражнений.

Наблюдение на прогулке.

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения обогащают сознание детей новыми знаниями, помогают постепенно познать окружающий его объективный мир.

Наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям. Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать в окружающем происходящие изменения, устанавливать их причины.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности - наблюдательность.

Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию ребенка. Наблюдения способствуют выработке в ребенке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в лаборатории, зимнем саду.

Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо во всех деталях и подробностях представить данный образ. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдение требует и от воспитателя, и от ребенка серьезной подготовки, выдержки, терпения. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушными. Ознакомление дошкольников с окружающим миром проходит в 4 этапа:

На прогулке необходимо проводить наблюдения, которые развивают мышление, память, речь. Обязательным является использование художественного слова. Необходимо, чтобы наблюдения сопровождались пением песен (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими упражнениями.

   В младших группах дети осенью наблюдают за небом (чистое, голубое, серое, тучи на небе). Погода (дождливая, ненастная, солнечная, ветреная).  Дождь, на дорогах лужи. Ветер (деревья качаются, гнуться ветки, летят листья). Птицы (собираются в стаи и улетают в тёплые края; воробьи остаются). Животные (кошка, собака.) Зимой наблюдения за снегопадом, метелью, снежинками, облаками.Птицы: ворона, синица, снегирь. В уголке природы весной посадка лука и наблюдение за его ростом. Весной дети совместно с воспитетелем наблюдают за солнцем (начинает пригревать, светит ярко), таянием снега, состоянием погоды, набуханием почек, появлением листвы и травы, наблюдения за насекомыми.

   Дети среднего возраста наблюдают осенью уже за изменениями погоды в солнечный и пасмурный день. Знакомятся и наблюдают за небесными светилами (солнце, луна, звёзды). Отмечают изменение цвета листьев, травы. Сравнивают листья клёна, дуба, берёзы. Наблюдают за линькой собак и кошек. Наблюдают за изменением жизни птиц и животных, насекомых к условиям сезона.  Зимой дети среднего возраста также наблюдают за состоянием погоды: снегопад, метель, пурга, оттепель. Сравнивают следы животных на снегу. Изучают повадки птиц во время подкормки. Наблюдают за домашними животными: кошка, собака, лошадь. Наблюдают за работой дворника и снегоуборочной машины. Весной дети отмечают красоту весеннего неба, пейзажа. Оттепель, сосульки. Наблюдают за первыми весенними цветами: подснежник, мимоза, мать- и -мачеха. Наблюдают за сезонными изменениями в жизни птиц (хлопоты по устройству гнезда, выращивание потомства, вылет птенцов из гнезда). Вводятся наблюдения за домашними животными (повадки, внешний вид). Наблюдения за весенним дождём, грозой. Дети привлекаются к посадке саженцев.

   В старшей группе детского сада дети наблюдают за изменением освещённости в течение дня, высотой стояния солнца, изменением температуры, отмечают первые заморозки, туман, росу. Отмечается замедление роста растений. Различают деревья по форме листьев, строению кроны, плодам. Наблюдают за трудом дворника, садовника. Зимой также наблюдения за небесными светилами, зимними явлениями в природе и жизни птиц и животных. Учатся определять погоду по приметам. Понятие гололёд. Замечают разнообразие снежинок в зависимости от состояния погоды. Поведение птиц в разную погоду. Образование сосулек. Таяние снега (на открытых местах и под деревьями, в тени). Весной снова дети наблюдают уже за увеличением светового дня. Отмечают изменения в поведении птиц, животных, насекомых. Наблюдают за гнездованием грачей. Сравнение первых весенних цветов. Дети привлекаются к работе на клумбах и огородах.

   В подготовительной к школе группе дети не только наблюдают за сезонными явлениями погоды, жизнью птиц, животных, но и рассматриваются причины этих изменений. Определяется характер дождя. Листопад различается особенность опадания листьев с разных деревьев. Приспособление деревьев к зиме. Устанавливается последовательность отлёта птиц. Труд взрослых рассматривается  в подготовке растений и почвы к зиме, и почвы для весенних посадок. Зимой изучаются защитные свойства снега. Поведение птиц у кормушки, какой корм они предпочитают. Отмечается направление и сила ветра, красота зимнего пейзажа, красота деревьев в любую погоду. Наблюдения за водой, снегом, паром. Весной отмечается быстрота таяния снега. Половодье. Ведётся цикл наблюдения за ветками. Обязательна работа с календарём природы. Наблюдение за трудом взрослых в огородах, садах, привлечение детей к этим работам.

Труд в природе.

   Труд во время прогулок должен планироваться в соответствии с возрастом детей. Дети могут помочь воспитателю выполнить посильную работу на участке, дети должны быть заинтересованы помогать взрослым, им важно видеть результат своего труда, слышать похвалу.

    В младшей группе детей можно привлечь к сбору листьев, очистке дорожек от снега, построить из снега разные постройки. Весной можно привлечь к поливке цветов на клумбах.

  Детей среднего возраста можно привлечь к сбору семян цветов и других растений. Посадка чеснока под зиму. Совместно с воспитателем перекопка клумб, подготовка участка к зиме. Зимой можно привлечь детей к уборке участка после снегопада, подкормке птиц, сооружению разнообразных построек из снега. Весной  дети совместно с воспитателем привлекаются к уборке мусора на участке, вскапыванию грядок и уходу за ним.

   Дети старшего возраста привлекаются к сбору семян растений и уборке урожая, к подготовке  клумб к зиме, обрезке кустарников. Утепление молодых деревьев, помощь малышам на участке. Зимой можно вместе с детьми устроить снежный городок. Разбрасывание песка по дорожкам. Разбрасывание снега для быстрого таяния. Развешивание скворечников на деревьях. Помощь взрослым в побелке деревьев в саду. Очистка уголка леса.

    Дети подготовительной группы могут собрать природный материал для занятий, урожай на огороде, собрать растения для гербария. Сбор ягод рябины, бузины, семян липы для подкормки птиц зимой. Зимой дети подготовительной группы помогают малышам сооружать различные постройки из снега малышам. Вывешивание кормушек и подкормка птиц. Укрытие снегом огородов и корней деревьев. Весной собрать талую воду для полива растений и рассады. Помощь садовникам. Помощь взрослым в разбивке огорода, перекопка клумб, высадка рассады в огороде.

Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки.  Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.  

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

  1. Название п/и, цель.
  2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.
  3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

   Таким образом,  сочетая все вышеперечисленные методические рекомендации, прогулка даёт возможность для умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания, помогает развивать тактильное восприятие и речевые навыки на материале природного окружения.

    Высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное любовь к детям сделает прогулку удивительной и неповторимой.

Литература:

"Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений"

Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончарова и др.

Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие  Под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Пономаревой.

Рунова М. А "Двигательная деятельность в детском саду".

Уланова Л.А. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...

Презентация "Методика организации прогулки в детском саду"

Презентация для педагогов детского сада, раскрывающая методику организации прогулки....

Консультация для воспитателей на тему: «Методика организации прогулки в ДОУ»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Презентация " Методика организации прогулки в детском саду"

Презентация будет полезна начинающим педагогам....

Консультация для воспитателей: Методика организации прогулки в осенне-зимний период

Оисание организации прогулки дошкольников осенне-зимний период:- режим длительности проведения прогулок на улице;- оборудование участк в осенне-зимний период;- подготовка детей к прогулке;- составные ...

Методика организации прогулки в детском саду

Материал раскрывает значение прогулки в дошкольном образовательном учреждении....

Семинар-практикум «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»

ull; Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствуе...