Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"
методическая разработка на тему

Коберник Елена Владимировна

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеоб­разный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, од­новременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преоб­разуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, напри­мер, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Стар­шие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее зна­чимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гар­монии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации лич­ности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершен­ной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно раз­вивать. Делать это профессионально и грамотно.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного серд­ца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в вос­питании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, маль­чики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленны­ми и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со сторо­ны взрослых также не всегда встречается должное внимание к на­строениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Ме­жду тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести са­мые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех спе­циалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального мик­роклимата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме:

«Психоэмоциональное здоровье

дошкольника  в ДОУ»

Подготовила и провела:

Педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

МАДОУ «Д/С №16»

Коберник Е.В.

     У каждого взрослого свое понятие психологического здоровья ребенка-дошкольника. Но, именно от нас зависит, каким человеком вырастет малыш. Для начала определимся, что включает в себя понятие «психическое здоровье».

Упражнение «Психологическое здоровье дошкольника. Что это?» (Мозговой штурм)

Психологическое здоровье – динамическая совокупнусть психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализации. (Н.П. Слободняк)

За основу рабочего определения «психологического здоровья» возьмем дефиницию, предложенную И.В.Дубровиной: «Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства». В нашем понимании в содержание понятия психологическое здоровье входит как полноценное психическое развитие ребенка, так и богатство внутреннего мира,  согласованные друг с другом и вызывающие чувство благополучия.  

Вывод. Психологическое здоровье ребенка-дошкольника -это:
- адекватный возрасту  уровень зрелости личностных сфер (познавательной и
эмоционально-волевой);
- способность к самоуправлению своим поведением;
- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);
- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру
реакции (адекватность восприятия и реагирования).

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей:

  • положительная самооценка,
  • доброжелательность,
  • уверенность в себе и своих силах.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Упражнение  «Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника» (работа по подгруппам)

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

Упражнение «Факторы риска психологическому здоровью ребенка-дошкольника» (Мозговой штурм)

Существую так же факторы риска психологическому здоровью ребенка. Их можно разделить на две группы:

  • средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);
  • субъективные (характер, темперамент, самооценка).

Таким образом, формирование психологического здоровья происходит под воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Для ребенка очень важна спокойная доброжелательная атмосфера, внимание и понимание родителей и воспитателей. Однако не стоит ограничивать его свободу, предоставьте ему больше самостоятельности и независимости.

Прививайте у детей положительное отношение к самому себе и к другим людям, умение понимать причины и последствия своего поведения, а так же не опускать руки в трудных ситуациях.

Задачами воспитателей являются:

  • создание спокойной жизнерадостной обстановки,
  • проявление интереса к каждому ребенку,
  • передавать посредством занятий положительный опыт,
  • подавать пример своим поведением,
  • учитывать особенности и интересы  детей,
  • поощрять положительные поступки,
  • сотрудничать с родителями.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

 для малышей - «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это  по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;

  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Огромное значение  на формирование психоэмоционального здоровья имеют навыки конструктивного общения с сверстниками и непосредственно с педагогами. Воспитатель вступает с детьми в личностное общение. Его главная цель — научить детей говорить о себе, своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках. Воспитатель учит слушать другого, быть к нему внимательным, учит принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность.

Условиями личностного общения являются:

  • обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним;
  • помощь в развитии умений партнерства. Чтобы ребенка разговорить, нужно смотреть ему в глаза, верхняя часть туловища воспитателя наклонена в его сторону, он поддерживает активность выразительными жестами, мимикой (кивает, улыбается, внимательно смотрит и слушает), а также задает уточняющие вопросы типа: «Правильно ли я тебя поняла, Саша, что тебе очень понравился наш урок? Могу ли я уточнить, ты хочешь сказать, что здоровье — это огромная ценность, богатство, которое за деньги не купишь?»;
  • эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку без оценки и «ярлыков»;
  • закрепление опыта позитивного общения и обращение для этого к развитию зрительных, слуховых восприятий, ощущений тела, внутренних чувств и пр. Для этого следует выделять приятные образы, развивать наблюдательность и помогать детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того положительного, что происходит с другими в группе.

Работа  по профилактики психоэмоционального благополучия может  проводится непосредственно педагогами ДОУ в сотрудничестве  с педагогом-психологом ДОУ. Существует множество приемов и методов, упражнений непосредственно формирующих навыки  конструктивного общения, навыков снятия эмоционального напряжения, усталости и другое.

Практическая часть

Знакомство с новыми упражнениями на развитие эмоций.

Упражнение «Живые картинки» (игра для работы с подгруппой детей 3-5лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека)

Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом-психологом он пробует отгадать, какое  настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. К сожалению, не все родители готовы к эмоциональному общению со своими детьми. Приходится учить их этому в ходе индивидуальных встреч и консультаций, направленных на активизацию творчества взрослых и создание потенциала авторских игровых вариантов.

Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы для показа наиболее ярких фрагментов детско-родительского взаимодействия) также служит улучшению общего настроения всех присутствующих и повышению их эмоционального тонуса.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

Методические рекомендации для воспитателей.

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.

«Необычный колобок»

Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов-психологов обычно использует мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы».

Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок» (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица с  одной стороны - веселым, с другой- грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.

«Живые картинки» (игра для работы с подгруппой детей 3-5лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры - под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому “ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

«Волшебное зеркальце» (игровое упражнение для индивидуальной работы с детьми 5-7лет)

Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала, выражения лица на котором, как и в игре с «колобком», изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т. е. профилактике детских депрессивных состояний.

«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека)

Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом-психологом он пробует отгадать, какое  настроение было у человека, изображенного на картине. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.

Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью - воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные). В результате портрет становится завершенным и выразительным, а разговор с педагогом-психологом о совместно выполненной работе - более непосредственным и живым. С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнавать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.

«Разноцветные бабочки» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабочек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

«Оле-Лукойе» (игра для индивидуального взаимодействия со старшими дошкольниками)

Многим детям 5-7 лет хорошо знаком персонаж Г.Х. Андерсена, раскрывавший один из зонтиков - разноцветный или темный - над детьми в зависимости от их персональных особенностей и поступков. Вспомнив сказку про Оле-Лукойе, целесообразно сначала поработать с плоскостным изображением зонтика, предложив его самостоятельно раскрасить. Таким образом педагог получает представление о самооценке ребенка и его эмоциональном самочувствии. Игровое упражнение в момент, когда дошкольник по сигналу взрослого (например, чуть слышному хлопку в ладоши) закрывает глаза, завершается «превращением» нарисованного зонтика в настоящий. Практика показывает, что доверительная беседа под зонтиком Оле-Лукойе повышает эмоциональный статус ребенка, корректирует самооценку и дарит яркие впечатления, так необходимые дошкольнику.

Оле-Лукойе можно сделать также героем игрового взаимодействия с отдельными детьми, испытывающими затруднения в развитии эмоциональной сферы, создав свои «карты-схемы» воображаемых путешествий с этим персонажем. Смысл игры будет заключаться тогда в «прокладывании» с каждым ребенком своего «маршрута» по определенным эмоциональным состояниям, их рисовании, назывании и «примеривании» на себя, т. е. активном и глубоком «проживании» в целях обогащения чувственных впечатлений данного конкретного дошкольника.

«Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7 лет)

Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А.П. Чайковского «Времена года») участники игры «превращаются» в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный карандаш» пробуете помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя свою «волшебную» сказочную радугу. Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о «чудесном превращении» дети совместно с педагогом-психологом воспроизводят получившуюся у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных карандашей или рисуя на большом общем листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.

Методические рекомендации для воспитателей.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и фикультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений1 и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

Условиями личностного общения являются:

  • обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним;
  • помощь в развитии умений партнерства. Чтобы ребенка разговорить, нужно смотреть ему в глаза, верхняя часть туловища воспитателя наклонена в его сторону, он поддерживает активность выразительными жестами, мимикой (кивает, улыбается, внимательно смотрит и слушает), а также задает уточняющие вопросы типа: «Правильно ли я тебя поняла, Саша, что тебе очень понравился наш урок? Могу ли я уточнить, ты хочешь сказать, что здоровье — это огромная ценность, богатство, которое за деньги не купишь?»;
  • эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку без оценки и «ярлыков»;
  • закрепление опыта позитивного общения и обращение для этого к развитию зрительных, слуховых восприятий, ощущений тела, внутренних чувств и пр. Для этого следует выделять приятные образы, развивать наблюдательность и помогать детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того положительного, что происходит с другими в группе.



Подписи к слайдам:

Психоэмоциональное здоровье дошкольника
Семинар-практикум
Упражнение «Психологическое здоровье дошкольника. Что это?» (Мозговой штурм)
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. И.В.Дубровина
Вывод. Психологическое здоровье ребенка-дошкольника -это:
адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и эмоционально-волевой)способность к самоуправлению своим поведением; адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться); соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру реакции (адекватность восприятия и реагирования).
Упражнение «Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника» (работа по подгруппам)
безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;позитивность окружающей детей; равенство в отношениях между взрослыми;обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада, непосредственно общаться со сверстниками;гибкий, личностно ориентированный подход;
тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками; создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников;внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».
Упражнение «Факторы риска психологическому здоровью ребенка-дошкольника» (Мозговой штурм)
средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);субъективные (характер, темперамент, самооценка).
Задачами воспитателей являются:
создание спокойной жизнерадостной обстановки,проявление интереса к каждому ребенку, передавать посредством занятий положительный опыт, подавать пример своим поведением, учитывать особенности и интересы детей, поощрять положительные поступки, сотрудничать с родителями.
Условиями личностного общения являются:
обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним;помощь в развитии умений партнерства;эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку без оценки и «ярлыков»;закрепление опыта позитивного общения и обращение для этого к развитию зрительных, слуховых восприятий, ощущений тела, внутренних чувств и пр.
Практическая часть
«Живые картинки» (игра для работы с подгруппой детей 3-5лет)«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индиви­дуально или в подгруппе по 2-3 человека)
Главное в деле обеспеченияэмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада.
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата докшкольного учреждения"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....