Знакомство детей с малой Родиной
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Морозова Надежда Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка».

 

                                                                                                     

 

 

 

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Знакомство детей с малой Родиной»

 

 

 

 

 

 

 

Провела: воспитать первой квалификационной категории

Морозова Надежда Сергеевна.

 

 

Ноябрь 2013 г.

                                   

 

 

 

   Актуальность

 

 

Дошкольное детство  -  период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. » (С. А. Козлова, 1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня -  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, поселка, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх: «Я знаю свой город (поселок) », «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Найди свой дом на карте-схеме», «Найди и назови» и т. д.

Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности: создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди берегут и охраняют природу

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Природа- неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой- это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью- золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Природа болота», »В гости к Экологине» и т. д.

Постепенно от прогулке к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессиями, достопримечательностями, природой родного края. Для этого. в помощь родителям можно предлагать им маршруты выходного дня: «По местам боевой славы», «Музеи Талдомского района» «Журавлиная родина».

Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

При ознакомлении дошкольников с малой Родиной широко используется проектный метод, основной целью которого является развитие свободной, творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и  коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Представляю вам пример проекта, над которым мы работали в рамках вышеуказанной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Там, на неведомых дорожках...»

Сроки реализации: проект долгосрочный.

 

Цель. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, краеведческое просвещение дошкольников, приобщение  к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к малой Родине.

 

Задачи.

 

• Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

• Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Талдомского района.

• Развивать бережное отношение к своей малой Родине, ее достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

• Воспитывать чувство гордости за свою землю, эмоционально-ценностное отношение к своему краю.

 

                                Интеграция образовательных областей

                                       Социализация

                                       Коммуникация

                                       Чтение художественной литературы

                                       Здоровье

                                       Безопасность

                                       Художественное творчество

                                       Музыка

 

                                      Обеспечение проекта

 

Картины, альбомы, иллюстрации, карты и схемы района, исторические документы, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток, дидактические игры, видеоматериалы.

 

                                         Схема реализации проекта

 

разработка конспектов занятий

изготовление практического материала

оснащение уголка по краеведению

работа с родителями

сбор и оформление наглядного материала

посещение учреждений района (музеи, выставки)

экскурсии

встречи с интересными людьми района

использование мультимедийных средств обучения

отражение полученных знаний в продуктивной деятельности детей.

 

                          Формы и методы работы с детьми

                                           Занятия

                                           Беседы

                                           Чтение художественной литературы

                                           Просмотр презентаций

                                           Экскурсии

                                           Наблюдения

                                           Целевые прогулки

                                           Викторины

                                           Досуги

                                           Театрализованные представления

                                           Дидактические, сюжетно-ролевые игры

                                           Работа с картами и схемами

                                           Выставки творческих работ детей

 

                         Формы и методы работы с родителями

                                            Консультации

                                            Родительские собрания

                                            Дни открытых дверей

                                            Конкурсы

                                            Организация фото- и видеосъёмок

                                            Тематические праздники

                                            Экскурсии

                                            Целевые прогулки

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1 М. Д. Маханева  «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Москва,. : АРКТИ, 2004.

2. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2005г, ЦГЛ.

3. Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С. « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с малой Родиной.

«Там, на неведомых дорожках»…

 

Цель.

Воспитывать любовь к родному краю.

 

Задачи.

1.     Расширять представления детей о родном поселке, вызвать интерес к различным объектам и их использованию людьми.

2.     обобщать знания детей о жизни зверей в зимнем лесу.

3.     воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к «братьям нашим меньшим» - лесным жителям.

 

Предварительная работа.

Беседы о родном крае и поселке Северный, о работе почты, аптеки и завода; сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Магазин», дидактические игры «Чей след?», «Кто в домике живет?», чтение произведений о животных наших лесов, рассматривании е иллюстраций и фотографий.

 

Материалы и оборудование

Проектор, слайды с изображением различных объектов поселка, лесных зверей, птиц и их следов, два рюкзака, компасы, фляжки для воды, спички (пустой коробок), нож (из пластмассы), котелок, продукты, костюм сороки, елочки для оформления группы, утюг, чайник, СД-диск.

 

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал, в котором оборудован уголок леса и садятся на стулья.(На экране изображение улицы и дороги к детскому саду)

 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательный поход, чтобы узнать много нового и интересного. Для этого совсем не обязательно отправляться за тридевять земель. Мы с вами будем путешествовать по улицам родного поселка.

Чтобы пойти в поход, нужно одеться и собрать рюкзак.

Проводится игра с родителями «Собери рюкзак», затем дети имитируют движения при одевании на прогулку.

1.     На проекторе появляется изображение детского сада

Воспитатель. Ребята, а вам знаком этот дом? Правильно. Это наш детский сад.

Читает стихотворение про детский сад.

 

2.     Церковь с колокольней.

Воспитатель. Посмотрите какое красивое здание! В этом доме люди не живут. Они там собираются, чтобы молиться и проводить христианские праздники(Рождество, Пасху и многие другие) В праздники звонят колокола.

 

3.     Универсам (магазин)»Дикси»

Воспитатель. Кто из вас знает, зачем нам нужен магазин?(ответы детей)

 

4.Аптека.

А кто знает, что продается в аптеке? Зачем нам нужна аптека? (ответы детей)

 

5.Киоск «Союзпечать»

Воспитатель. А это что за маленький стеклянный домик? Может уважаемые взрослые знают? (ответы детей, уточнения и дополнения взрослых).

6. Почта

Воспитатель. Кто из вас узнал это здание? Правильно, это почта. Почта очень нужна всем людям, с ее помощью люди общаются между собой: посылают друг другу письма, телеграммы и открытки, посылки и бандероли. По домам письма, газеты и журналы разносит почтальон.

 

7. Памятник воинам.

Воспитатель. Когда-то давно в России была война. Ваши прадеды шли воевать за свою Родину. Многие из них погибли, защищая мирную жизнь. В благодарность за их подвиг в наши дни им поставили памятник.

(ребенок читает стихотворение:

Мир солдаты защищали

Жизнь они за нас отдали

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

 

8. Поликлиника.

Воспитатель. Этот дом знаком всем детям и взрослым.

Хотелось бы бывать в нем пореже. Почему? Когда люди ходят в поликлинику? Кто там работает?

А вы знаете как зовут вашего врача-педиатра?

Я желаю всем крепкого здоровья, а нам пора идти дальше.

9. Дом культуры.

Воспитатель. А кто из вас может рассказать про этот интересный дом?

(Ответы детей, дополнения взрослых)

 

   

10. Завод.

Воспитатель. В этом здании работают люди разных рабочих профессий: слесари, токари, маляры. Сварщики, монтажники и многие другие. Все цеха завода связаны между собой. В одних делают детали, а в других собирают разное оборудование.

 

11. Школа.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает этот дом? Правильно. Это школа. Зачем дети ходят в школу? Кто работает в школе? Как называют детей, которые учатся в школе? Когда вы подрастете, тоже пойдете в школу и станете учениками.

 

 Физкультминутка.

 

Во второй части занятия дети отправляются в гости к своим соседям -  лесным зверям.

На экране проектора поочередно появляются изображения лесных зверей, воспитатель загадывает детям загадки,. уточняет и дополняет их ответы.

Проводится дидактическая игра «Чей след».

 

Занятие заканчивается «возвращением»  детей в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению детей с заказником «Журавлиная родина»

(старшая группа))

 

Цель.

Воспитывать любовь к родному краю.

 

Задачи.

1.     Познакомить детей с обитателем болота: серым журавлем.

2.     Вызвать интерес к заказнику «Журавлиная родина»

3.     Воспитывать заботливое и бережное отношение к обитателям заказника.

 

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку о журавлях.

Рассказ взрослого.

С первым лучом солнца пробуждается болото и наступает журавлиный день.

Птицы чистятся, приводят в порядок оперение. Пьют болотную воду.

(Рассматривание слайдов о журавлях)

Дети рассматривают их внешний вид, оперение. Длинные ноги облегчают журавлю ходьбу среди погруженных в воду растений, сильный клюв помогает добраться до вкусных и питательных корневищ болотных трав.

Журавли строят свой дом – гнездо на кочке. Как вы думаете, почему они живут на болоте?

Им легче прятаться здесь от врагов: ведь болото – это вода, а по воде никто и никогда не может подкрасться к птицам незамеченным.

Журавль – птица божественная. Они живут парами, и если один погибнет, то другой затоскует и может сам «убиться». Охотиться на журавля нельзя и раньше считалось грехом, навлекающим несчастье на всех родственников убийцы.

Провожая журавлей осенью, люди говорили им вслед, желая счастливой дороги, и возвращения: «Колесом дорога! Прощайте, матушки, свидимся!»

Ребята, а вы когда-нибудь видели как летят журавли? Углом, клином с длинными, вытянутыми шеями.

 

Физкультминутка и чтение закличек о журавлях.

 

Ребята, а где у нас можно встретить и наблюдать журавлей? (В заказнике «Журавлиная родина».)

Чем они питаются?(ответы детей)

Множество сказок и поверий о журавлях можно услышать от местных жителей.

 

Гнезда журавли делают на болотной кочке. Оно плотно сложено из корешков и стеблей растений. В гнездах птицы насиживают коричневато-бурые яйца. Они очень не любят, чтобы их беспокоили в это ответственное время. В конце мая – начале июня в журавлиных семьях появляются долгожданные птенцы(один или два) Птенцы растут быстро. Трехмесячный журавленок уже умеет летать. В случае опасности он издает громкий крик, и самка торопливо. Но осторожно сбегает с гнезда и на некотором расстоянии от него взлетает.

Когда молодые журавлята «встанут на крыло» они вылетают с родителями на кормежку на ближайшие поля и луга, что мы с вами и видели во время экскурсии в заказник.

 

Во второй части занятия дети рисуют журавлей на болоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_s_maloy_rodinoy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка».

                                                                                                       

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Знакомство детей с малой Родиной»

Провела: воспитать первой квалификационной категории

Морозова Надежда Сергеевна.

Ноябрь 2013 г.

                                        Актуальность

Дошкольное детство  -  период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. » (С. А. Козлова, 1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня -  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, поселка, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх: «Я знаю свой город (поселок) », «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Найди свой дом на карте-схеме», «Найди и назови» и т. д.

Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности: создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди берегут и охраняют природу

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Природа- неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой- это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью- золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Природа болота», »В гости к Экологине» и т. д.

Постепенно от прогулке к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессиями, достопримечательностями, природой родного края. Для этого. в помощь родителям можно предлагать им маршруты выходного дня: «По местам боевой славы», «Музеи Талдомского района» «Журавлиная родина».

Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

При ознакомлении дошкольников с малой Родиной широко используется проектный метод, основной целью которого является развитие свободной, творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и  коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Представляю вам пример проекта, над которым мы работали в рамках вышеуказанной темы.

Проект «Там, на неведомых дорожках...»

Сроки реализации: проект долгосрочный.

Цель. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, краеведческое просвещение дошкольников, приобщение  к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к малой Родине.

Задачи.

• Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

• Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Талдомского района.

• Развивать бережное отношение к своей малой Родине, ее достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.

• Воспитывать чувство гордости за свою землю, эмоционально-ценностное отношение к своему краю.

                                Интеграция образовательных областей

                                       Социализация

                                       Коммуникация

                                       Чтение художественной литературы

                                       Здоровье

                                       Безопасность

                                       Художественное творчество

                                       Музыка

                                      Обеспечение проекта

Картины, альбомы, иллюстрации, карты и схемы района, исторические документы, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток, дидактические игры, видеоматериалы.

                                         Схема реализации проекта

разработка конспектов занятий

изготовление практического материала

оснащение уголка по краеведению

работа с родителями

сбор и оформление наглядного материала

посещение учреждений района (музеи, выставки)

экскурсии

встречи с интересными людьми района

использование мультимедийных средств обучения

отражение полученных знаний в продуктивной деятельности детей.

                          Формы и методы работы с детьми

                                           Занятия

                                           Беседы

                                           Чтение художественной литературы

                                           Просмотр презентаций

                                           Экскурсии

                                           Наблюдения

                                           Целевые прогулки

                                           Викторины

                                           Досуги

                                           Театрализованные представления

                                           Дидактические, сюжетно-ролевые игры

                                           Работа с картами и схемами

                                           Выставки творческих работ детей

                         Формы и методы работы с родителями

                                            Консультации

                                            Родительские собрания

                                            Дни открытых дверей

                                            Конкурсы

                                            Организация фото- и видеосъёмок

                                            Тематические праздники

                                            Экскурсии

                                            Целевые прогулки

                                                                               

Литература:

1 М. Д. Маханева  «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Москва,. : АРКТИ, 2004.

2. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2005г, ЦГЛ.

3. Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С. « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.

Приложение.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с малой Родиной.

«Там, на неведомых дорожках»…

Цель. 

Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи.

  1. Расширять представления детей о родном поселке, вызвать интерес к различным объектам и их использованию людьми.
  2. обобщать знания детей о жизни зверей в зимнем лесу.
  3. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к «братьям нашим меньшим» - лесным жителям.

Предварительная работа.

Беседы о родном крае и поселке Северный, о работе почты, аптеки и завода; сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Магазин», дидактические игры «Чей след?», «Кто в домике живет?», чтение произведений о животных наших лесов, рассматривании е иллюстраций и фотографий.

Материалы и оборудование

Проектор, слайды с изображением различных объектов поселка, лесных зверей, птиц и их следов, два рюкзака, компасы, фляжки для воды, спички (пустой коробок), нож (из пластмассы), котелок, продукты, костюм сороки, елочки для оформления группы, утюг, чайник, СД-диск.

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал, в котором оборудован уголок леса и садятся на стулья.(На экране изображение улицы и дороги к детскому саду)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательный поход, чтобы узнать много нового и интересного. Для этого совсем не обязательно отправляться за тридевять земель. Мы с вами будем путешествовать по улицам родного поселка.

Чтобы пойти в поход, нужно одеться и собрать рюкзак.

Проводится игра с родителями «Собери рюкзак», затем дети имитируют движения при одевании на прогулку.

  1. На проекторе появляется изображение детского сада

Воспитатель. Ребята, а вам знаком этот дом? Правильно. Это наш детский сад.

Читает стихотворение про детский сад.

  1. Церковь с колокольней.

Воспитатель. Посмотрите какое красивое здание! В этом доме люди не живут. Они там собираются, чтобы молиться и проводить христианские праздники(Рождество, Пасху и многие другие) В праздники звонят колокола.

  1. Универсам (магазин)»Дикси»

Воспитатель. Кто из вас знает, зачем нам нужен магазин?(ответы детей)

4.Аптека.

А кто знает, что продается в аптеке? Зачем нам нужна аптека? (ответы детей)

5.Киоск «Союзпечать»

Воспитатель. А это что за маленький стеклянный домик? Может уважаемые взрослые знают? (ответы детей, уточнения и дополнения взрослых).

6. Почта

Воспитатель. Кто из вас узнал это здание? Правильно, это почта. Почта очень нужна всем людям, с ее помощью люди общаются между собой: посылают друг другу письма, телеграммы и открытки, посылки и бандероли. По домам письма, газеты и журналы разносит почтальон.

7. Памятник воинам.

Воспитатель. Когда-то давно в России была война. Ваши прадеды шли воевать за свою Родину. Многие из них погибли, защищая мирную жизнь. В благодарность за их подвиг в наши дни им поставили памятник.

(ребенок читает стихотворение:

Мир солдаты защищали

Жизнь они за нас отдали

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

8. Поликлиника.

Воспитатель. Этот дом знаком всем детям и взрослым.

Хотелось бы бывать в нем пореже. Почему? Когда люди ходят в поликлинику? Кто там работает?

А вы знаете как зовут вашего врача-педиатра?

Я желаю всем крепкого здоровья, а нам пора идти дальше.

9. Дом культуры.

Воспитатель. А кто из вас может рассказать про этот интересный дом?

(Ответы детей, дополнения взрослых)

   

10. Завод.

Воспитатель. В этом здании работают люди разных рабочих профессий: слесари, токари, маляры. Сварщики, монтажники и многие другие. Все цеха завода связаны между собой. В одних делают детали, а в других собирают разное оборудование.

11. Школа.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает этот дом? Правильно. Это школа. Зачем дети ходят в школу? Кто работает в школе? Как называют детей, которые учатся в школе? Когда вы подрастете, тоже пойдете в школу и станете учениками.

 Физкультминутка.

Во второй части занятия дети отправляются в гости к своим соседям -  лесным зверям.

На экране проектора поочередно появляются изображения лесных зверей, воспитатель загадывает детям загадки,. уточняет и дополняет их ответы.

Проводится дидактическая игра «Чей след».

Занятие заканчивается «возвращением»  детей в детский сад.

Конспект занятия по ознакомлению детей с заказником «Журавлиная родина»

(старшая группа))

Цель.

Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи.

  1. Познакомить детей с обитателем болота: серым журавлем.
  2. Вызвать интерес к заказнику «Журавлиная родина»
  3. Воспитывать заботливое и бережное отношение к обитателям заказника.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку о журавлях.

Рассказ взрослого.

С первым лучом солнца пробуждается болото и наступает журавлиный день.

Птицы чистятся, приводят в порядок оперение. Пьют болотную воду.

(Рассматривание слайдов о журавлях)

Дети рассматривают их внешний вид, оперение. Длинные ноги облегчают журавлю ходьбу среди погруженных в воду растений, сильный клюв помогает добраться до вкусных и питательных корневищ болотных трав.

Журавли строят свой дом – гнездо на кочке. Как вы думаете, почему они живут на болоте?

Им легче прятаться здесь от врагов: ведь болото – это вода, а по воде никто и никогда не может подкрасться к птицам незамеченным.

Журавль – птица божественная. Они живут парами, и если один погибнет, то другой затоскует и может сам «убиться». Охотиться на журавля нельзя и раньше считалось грехом, навлекающим несчастье на всех родственников убийцы.

Провожая журавлей осенью, люди говорили им вслед, желая счастливой дороги, и возвращения: «Колесом дорога! Прощайте, матушки, свидимся!»

Ребята, а вы когда-нибудь видели как летят журавли? Углом, клином с длинными, вытянутыми шеями.

Физкультминутка и чтение закличек о журавлях.

Ребята, а где у нас можно встретить и наблюдать журавлей? (В заказнике «Журавлиная родина».)

Чем они питаются?(ответы детей)

Множество сказок и поверий о журавлях можно услышать от местных жителей.

Гнезда журавли делают на болотной кочке. Оно плотно сложено из корешков и стеблей растений. В гнездах птицы насиживают коричневато-бурые яйца. Они очень не любят, чтобы их беспокоили в это ответственное время. В конце мая – начале июня в журавлиных семьях появляются долгожданные птенцы(один или два) Птенцы растут быстро. Трехмесячный журавленок уже умеет летать. В случае опасности он издает громкий крик, и самка торопливо. Но осторожно сбегает с гнезда и на некотором расстоянии от него взлетает.

Когда молодые журавлята «встанут на крыло» они вылетают с родителями на кормежку на ближайшие поля и луга, что мы с вами и видели во время экскурсии в заказник.

Во второй части занятия дети рисуют журавлей на болоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей с «малой» Родиной». Формирование знаний о Красносельском районе Санкт-Петербурга.

«Знакомство детей с «малой» Родиной». Формирование знаний о Красносельском районе Санкт-Петербурга....

Экскурсия "Знакомство детей с малой родиной"

Экскурсия направлена на уточненеие и расширение знаний детей о родном селе, воспитание любви к родному краю, воспитание интереса детей к истории родного села....

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с «малой» Родиной.

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с «малой» Родиной...

Знакомство детей с малой родиной

Национально-региональный компонент...