Формирование культурно–гигиенических навыков у младших дошкольников
консультация (средняя группа) на тему
консультация для воспитателей из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kulturno-gigienicheskikh_navykov_u_mladshikh_doshkolnikov.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культурно–гигиенических навыков у младших дошкольников
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима дня, регулярное питание и создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно - гигиенических навыков и умений.
Однако на практике я наблюдала совершенно другую картину. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают, а некоторым и помогают вымыть руки. Родителям проще сделать всё за детей, самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.
Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.
Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и с её помощью воспитателю легче возбудить интерес ребёнка к любому виду деятельности, я решила использовать игру в целях формирования культурно-гигиенических навыков.
В работе по формированию культурно - гигиенических навыков я старалась предоставить детям наибольшую самостоятельность действий, и в тех случаях, где детям удавалось выполнить гигиенический процесс самостоятельно обучение проходило гораздо быстрее.
Проводя работу в данной области, я стремилась:
- заинтересовать детей в выполнении культурно - гигиенических действий, сделав для них увлекательным процесс самообслуживания;
- каждого ребёнка поставить в позицию субъекта в процессе самообслуживания, учитывая тем самым особенности младшего возраста, в частности, возрастной психологический кризис 3-х лет «Я сам»;
- в формировании культурно-гигиенических навыков употреблять все многообразие педагогических приемов.
Я применила комплекс дидактических игр «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники» и т.д.
Также мной были использованы специальные дидактические упражнения: «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (шнуровки, застёжки, пуговицы); упражнения «Что за чем?» (связанные с закреплением знаний детей об алгоритме умывания, одевания).
Наряду с этим применяла приёмы: чтение художественных произведений (К.И.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая») и использовались потешки в режимных процессах.
Однако главным приёмом в моей работе были дидактические игры и упражнения.
Дети с удовольствием принимали участие в играх гигиенической направленности с куклами. Игры проводились ежедневно.
Результатом проведения дидактических игр культурно - гигиенической направленности было то, что дети стали внимательнее, относится к выполнению культурно - гигиенических действий, выполняли их более тщательно и аккуратно, и даже подмечали ошибки в действиях других детей.
С детьми, которые продемонстрировали наиболее низкие показатели владения навыками самообслуживания, я проводила дидактические упражнения индивидуально, или в малых группах детей одинакового уровня развития.
В основном дидактические игры увлекали девочек. Мальчикам не очень хотелось играть в такие игры, и мне приходилось заинтересовывать их. Например, предлагать взять на себя конкретную роль (папы) и выполнять конкретные действия (укачивание куклы, одевание куклы).
В систематически проводимые игры я старалась включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагала детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно я задавала различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?».
Проводя игру «Умывание каждый день» я задавала вопросы детям: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», на которые дети не сразу, но давали правильные ответы.
Вместе со своими любимыми игрушками дети увлеченно принимали участие в игре «Принимайся за обед». Здесь были активнее мальчики. Мальчики усаживались за стол и делали вид, что едят, в то время как девочки занимались, в основном, процессом сервировки кукольного стола.
Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, я сопровождала потешками, что значительно оживляло процесс самообслуживания. Очень полюбились детям потешки «Водичка-водичка», «Лейся, чистая водичка», «Кап-кап, как всегда из крана капает вода», «В рукавицах маленьких спрятались ладошки», «Ночью выпал первый снег», которые они, выучив, часто повторяли.
Также проводила разъяснительную работу с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Я подготовила папки-передвижки для родителей нашей группы.
Таким образом, эффективность использования дидактических игр в процессе формирования культурно - гигиенических навыков полностью подтвердилось. Также я убедились, что для достижения высокого уровня сформированности навыков самообслуживания необходимо комплексное использование и разумное сочетание разных педагогических приемов. Однако среди возможного многообразия приемов работы, дидактические игры и упражнения, занимают центральное место и помогают значительно повысить уровень сформированности гигиенических навыков детей.
Дидактические игры.
I. «Оденем куклу на прогулку»
«Разденем куклу после прогулки»
«Научим Катю раздеваться после прогулки»
«Помоги Танечке»
«Уложим куклу спать»
«Оля проснулась»
«Одень куклу после сна»
«Кукла собирается в гости»
«Что сначала, что потом? »
Цель: 1. Учить запоминать последовательность одевания и раздевания.
2. Отрабатывать полученные навыки.
3. Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде.
4. Учить аккуратно вешать и складывать одежду.
5. Закреплять знания детей об одежде, назначении вещей.
6. Различать предметы одежды по названию.
7. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, надеть, повесить, положить и др.) .
8. Систематизировать представления детей о здоровье.
9. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
10. Воспитывать аккуратность и взаимопомощь.
* * * * *
II. «Кукла Оля обедает»
«Напоим Машу чаем»
«Поможем куклам накрыть стол к обеду»
«Кукла Таня пьет чай»
«У куклы Тани гости»
«В гостях за столом»
«Приглашаем на обед»
Цель: 1. Закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.
2. Побуждать детей правильно называть столовые принадлежности.
3. Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; побуждать говорить вежливые слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста.
5. Вызывать положительные эмоции детей.
6. Упражнять в умении накрывать стол.
7. Развивать потребность в общении с взрослыми и сверстниками.
* * * * *
III. «Умоем куклу»
«Мы купаем куклу Таню»
«У куклы Маринки Грязные ручки»
«Учим куклу Дашу мыть руки»
«Кукла в ванночке не плачет»
«Причешем куклу»
«Сделаем куклам разные прически»
Цель:1. Закрепить последовательность навыков умывания и переносить их в игровую деятельность.
2. Упражнять в правильной последовательности мытья рук.
3. Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
4. Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.
5. Вызывать положительные эмоции, чувство радости.
6. Закрепить знания о назначении расчески, воспитывать желание быть опрятными,
7. Обогащать словарный запас, ввести в словарь слова: мыло, мыльница, полотенце; намыливать, стряхивать, насухо.
* * * * *
Чтение.
Цель: 1. Вызывать у детей радость от слушания потешек, желание послушать их ещё.
2. Развивать воображение, поощрять попытки детей проговаривать слова потешки вместе с воспитателем.
3. Вызвать удовольствие и радость от совместного чтения.
4. Учить слушать произведение до конца, способствовать эмоциональному отклику.
5. Одобрять попытки импровизации.
6. Учить детей самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах, повторять содержание произведения, для сверстников.
7. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам.
* * * * *
Рассматривание картин.
Цель: 1. Помочь детям понять содержание картины.
2. Учить отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию.
3. Закреплять последовательность проведения гигиенических процедур.
4. Активизировать словарь детей по темам «Дети умываются», «Дети вернулись с прогулки».
НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
«Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши»
Цель: 1. Уточнить представления детей об одежде, назначении вещей.
2. Отрабатывать навык последовательности одевания.
3. Развивать наблюдательность и внимательность.
* * * * *
«Кому что нужно? »
Цель: 1. Знакомить детей с предметами, связанными с выполнением гигиенических процедур, одевания-раздевания, приемом пищи.
2. Учить классифицировать предметы по принадлежности к гигиеническим процедурам.
3. Учить называть предметы, находить их по названию.
4. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, развивать речь.
Перечень художественной литературы по теме:
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
З. Александрова «Катя в яслях»
Е. Благинина «Аленушка»
И. Муравейка «Я сама»
К. Чуковский «Федорино горе»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Н. Павлова «Чьи башмачки»
З. Александрова «Вкусная Каша»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
«Водичка, водичка», «Лейся, чистая водичка»,
«Кап-кап, как всегда из крана капает вода»,
«В рукавицах маленьких спрятались ладошки»,
«Ночью выпал первый снег»
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»
«Пошел котик на торжок»
«Мы за стол садимся кушать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Работа с родителями. Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников.
Описание совместной работы воспитателя с родителями по формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников, с приведение примеров из опыта работы....
Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...
Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ») (2-я младшая группа)
Реализация проекта предполагает:1. Расширение знаний детей и родителей о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, формирование на этой основе культурного ...
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»
Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...