Проект здоровьесберегающей направленности для детей старшей группы "Овощи и фрукты - витаминные продукты"
проект (старшая группа) на тему

Никонова Алёна Николаевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poleznye_ovoshchi.docx88.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад11" г. Канаш

ПРОЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ОВОЩИ И ФРУКТЫ -  ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ»

__3 месяца__

Сроки реализации проекта

Разработала: воспитатель

Никонова Алена Николаевна

воспитатель

2012 г.

             Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

              Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве.

Актуальность: в настоящее время дети рожденные на Крайнем севере видят мало солнца и получают не достаточно витаминов. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

              Овощи и фрукты не несут в себе огромной энергетической ценности, но они играют роль главного поставщика нутриентов, в которых нуждается человеческий организм. Это настоящий дар природы, который обеспечивает детский организм жизненно необходимыми элементами.

                Проект  разработан  в силу особой актуальности проблемы недостаточной осведомленности детей о пользе  витаминов.  Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Он определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 месяцев. Содержание программы рассчитано на детей старшей группы.

Тема проекта:   «Овощи и фрукты –  витаминные продукты»                                                                                                                                                                   Возраст детей:   Старшая группа

 Срок проекта:  5 месяцев  (декабрь 2012г. – февраль2013г.)

Тип проекта:   Информационный практико – ориентированный.    

                                                                                           

Проблема:  недостаточная осведомленность детей о пользе  витаминов   в детском организме в зимне-весенний период.

Цель: Дополнение и закрепление знаний детей о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах или фруктах.

Задачи: 

1.Углубить знания детей и родителей о ценностях продуктов питания (овощей и фруктов), о способах хранения и приготовления салатов из овощей и фруктов. Научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.

2.Обогатить и развить активный словарь детей.

3.Вызвать у детей познавательную активность по теме “Что полезно и что вредно для здоровья” посредством игровой, трудовой и практической деятельности.

4.Воспитать культурно-гигиенические навыки и желание быть здоровым.

 Риск проекта:  аллергическая реакция на продукты.

Ожидаемые результаты:

Образовательные

  1.Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получат практические навыки по приготовлению салатов. Все дети научатся красиво накрывать стол для чайной церемонии.

  2.Дети будут уметь классифицировать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знать содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.

  3.Родители грамотно и творчески будут относиться к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.

 Воспитательные

  1.Дети станут более выносливыми, жизнерадостными, здоровыми.

  2.Дети узнают, и правильно будут придумывать названия салатов из овощей и фруктов.

  3.Не привередничать во время еды.

Пути реализации проекта:

  • НОД по образовательной области «Здоровье»
  • Игровая     деятельность
  • Художественно-эстетическая    деятельность    
  • Трудовая деятельность 

        

Условия реализации проекта:

Ресурсы

Социальные связи

1.Материально – техническая база (оборудование, продукты)

2.Воспитатель

1.Родители

2.Мед.сестра

3.Повар

Целевые группы:

Группа

Что делает

Что получит

Дети

1.Усваивают новые знания о ценности овощей и, фруктов, витаминизации блюд в зимний период.

2.Действуют по указанию взрослых в специально созданных игровых (практических, тренировочных) ситуациях.

1.Практические умения правильного питания, приготовление простейших соков, салатов.

2.Осознанное включение в рацион питания полезных овощных и фруктовых блюд.

3.Навыки гостеприимства.

4.Расширение словарного запаса.

Родители

1.Поощряют желание ребенка заботиться о своем здоровье, употребляя овощи и фрукты; привлекают  его к совместному приготовлению блюд из фруктов и овощей.

2.Осуществляют преемственность в работе с педагогом.

   Здорового жизнерадостного ребенка.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Срок

1.Подготови

тельный этап

1.Диагностика имеющихся представлений о здоровом питании и употреблении витаминов.

2.Подбор дидактических игр.

3.Подбор сюжетно-ролевых игр.

4.Подготовка методического обеспечения.

5.Проведение родительского собрания на тему “О ценности продуктов питания: овощей и фруктов. Витаминизация блюд в зимне-весенний период”.

6.Анкетирование родителей.

1 неделя

В течении 2 недель

2.Основной этап

  Реализация плановых мероприятий.

В течении 2 месяцев

3.Заключительный этап

1. Подведение итогов.

    Итоговая диагностика.

2. Презентация проекта на педагогическом

    совете.

Февраль

        

График мероприятий

Виды

деятельности

Мероприятия

Срок

 Практический труд.

1.Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде.

2.Подготовка лука и чеснока к обеду.

3.Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов.

Ежедневно.

Ежедневно.

2 раза в месяц.

 Совместная деятельность взрослого и ребенка

1.”Загадки с грядки”

2.”Витамины и полезные продукты”

3.”Витамины и здоровый организм”

4.”Приготовление витаминного чая”

5.”Здоровая пища”

6.”Знакомство с трудом повара”(экскурсия на кухню)

Декабрь

Январь

Февраль

 Беседы.

1.”Самоанализ своего здоровья и забота о нем” (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься)

2.Составление рассказа ”Вкусные истории”

(истории как готовятся салаты, чаи, соки)

3. «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Декабрь, январь, февраль.

Февраль.

Наблюдения.

1.За ростом овощных культур на мини-огороде.

2.Ведение записей в альбоме наблюдений.

Ежедневно

1 раз в неделю

Дидактические игры:

Дидактическая игра:

Игры-соревнования:

1.”Самые полезные продукты”

2.”Волшебный мешочек”

3.”Попробуй и отгадай”

4.”Фруктовое домино”

5.”Составь алгоритм”

“Поезд”(с карточками овощей и фруктов)

1.”Овощи и фрукты”

2.”Вершки и корешки”

1 раз в неделю поочередно.

1 раз в месяц.

январь-февраль

 Сюжетно-ролевые игры:

1.”Овощной магазин”

2.”Семья”

3.”Детский сад”

4.”День рождения”

5.”Поликлиника”

 

1 раз в неделю, чередовать

Изобразительная деятельность:

1.Апликация:

“Натюрморт”

“Как победить простуду”

2.Рисование:

“Самые здоровые жители овощной улицы Сезам”

3.Лепка:

“Овощи для салата”

“Блюдо с фруктами”

Декабрь – февраль.

 Художественная деятельность:

1.Загадки об овощах и фруктах.

2.”Витаминные частушки”.

3.Стихотворения об овощах и фруктах.

4.”Огородные сказки” (“Как вырос огурец”, “Почему помидор красный”)    

5.Рассказ “Фрукты-овощи”

 (“Учимся правильно питаться”, Ю.П.Климович)

6.Рассказ “Очень вкусный пирог”

(“Даниил Хармс”)

7.”Учусь быть здоровым”

(Цикл рассказов по темам)

Систематическая работа в течении года

Развлечения:

1.Конкурс:

“Красивый стол”

“Самый оригинальный овощной салат”

   (составление рисунков-алгоритмов)

2.Инсценировка:

По сказки “Репка” (показ младшим детям)

3.Развлечение:

”Витамины круглый год”

Конкурс к 23 февраля

Февраль

Приложение.

Художественное слово

Из овощей и фруктов

Приготовить можно

Салатов витаминных,

И простых, и сложных!

Морковь и яблоко сдружились

И в дорогу снарядились:

На терке прыгали, и вот -

Нам попали прямо в рот!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

витамины А, В,С !

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Кожуру мы оставляем

И завариваем с чаем!

За обедом

Мы с соседом

Любим есть зеленый лук -

Помогает от недуг!

Как - то  овощи  и  фрукты

Вдруг  решили  поиграть,

Поиграли,  поплясали  -

Надо  домики  искать . . .

Необычный этот дом:

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный,

Фрукты, ягоды, салат -

Всё полезно для ребят!


Как витаминизировать питание ребенка

Практикум  для родителей

Чтобы улучшить работу иммунной системы ребенка в зимний период, необходимо витаминизировать его питание на протяжении лета и осени. Осень очень богата на созревшие фрукты и овощи, которые являются главной кладовой витаминов и полезных микроэлементов. Поэтому в осенний период обязательно вводите в рацион своих детей овощи, такие как капуста, морковка, сладкий перец и многие другие. Получив достаточное количество витаминов, организм ребенка будет лучше сопротивляться различным вирусным и инфекционным заболеваниям.

Источники витамина С

Чтобы пополнить организм ребенка витамином С, необходимо вводить в его рацион такие овощи, как сладкий перец, который является лидером среди овощей по содержанию этого витамина; капусту, причем совершенно не важно, свежую или квашенную; яблоки, особенно с кислинкой, также очень богаты витамином С. Чтобы ребенок получил необходимую суточную норму витамина С, необходимо, чтобы он съел всего лишь один свежий сладкий перец или граммов 200 капустного салата. Лучше всего давать ребенку овощи в сыром виде, так как витамин С разрушается под воздействием высоких температур.

Источники витаминов А и В6

Морковь является настоящим кладезем этих витаминов. Витамин А способствует укреплению иммунитета и повышению сопротивляемости организма к инфекциям. Витамин В6 также является отличным защитником иммунной системы, к тому же он играет важнейшую роль в формировании лимфоцитов (кровяных телец). Кроме моркови, эти витамины содержат такие овощи, как картофель, капуста, бобы, фасоль, горох, зеленый лук, шпинат. Однако необходимо учесть, что витамин А лучше усваивается при помощи жиров, поэтому салаты из этих овощей лучше всего заправлять растительным маслом.

Источники витамина В1 (тиамин)

Чтобы укрепить нервную систему ребенка, а также улучшить работу его пищеварительной системы, в рационе должны присутствовать такие овощи, как горох, фасоль, помидоры, шпинат. Суточная потребность в этом витамине не такая уж и большая, всего 2-3 мг, но его отсутствие может способствовать развитию различных заболеваний.

Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины

Чтобы сохранить питательную ценность овощей, необходимо правильно их обрабатывать и готовить. Мыть овощи нужно в холодной проточной воде. Помните, что основная часть витаминов и минералов в овощах находится под кожурой, поэтому чем тоньше вы их почистите и крупнее порежете, тем меньшие будут потери витаминов.

При необходимости отварить овощи лучше всего это делать в неочищенном виде, чтобы витамины, содержащиеся в них, меньше разрушались. А еще лучше, если вы их стушите, испечете на гриле или в духовом шкафу либо приготовите на пару. Зелень лучше всего класть уже в готовые блюда, а если все же необходимо их проварить, то не более 5 минут.

Знайте, что именно осень является самой благодатной порой для витаминизации ребенка, так как в свежих овощах самое большое содержание витаминов, а при длительном хранении, даже в самых лучших условиях, часть витаминов и минералов разрушаются. Однако овощи и фрукты необходимо давать ребенку круглый год, чтобы пополнять запасы организма полезными веществами.

Практическая часть. Изготовление «Витаминного салата»

Подведение итогов.

Весёлые стишки про фрукты.

Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.

А малинка так мала:
Только в рот ее взяла,
Тут же все растаяли
Маленькие шарики.

Слива лиловая,
Наша – садовая,
Вкусная, нежная,
Очень полезная.
А еще из сливы спелой
Мы повидло можем сделать!

Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.

Спорил как-то кабачок
И фасолевый стручок:
Красивее кто цветёт,
И кто первый подрастёт?
Так всё спорили, решали,
Но ответ простой не знали:
Каждый, так всегда бывает,
В своё время созревает.

За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
Баба руки развела,
Ох-ох-ох
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.

Опросник для детей по теме

« Овощи и фрукты – полезные продукты»

  1. Чем полезны овощи и фрукты?
  2. Какие витамины есть в овощах и фруктах?
  3. В каких овощах и фруктах содержатся витамины полезные для зрения?

Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов.  В них много витаминов  А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Я  зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

-  А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?  

- Чем полезно молоко?  

- Какой витамин в свекле?  

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

                  

                            Анкета для родителей

  1. Какова, по вашему мнению основная роль питания в жизни ребёнка?
  2. Какое блюдо вы считаете любимым у вашего ребёнка?
  3. Свежие фрукты полезнее есть перед едой или на десерт?
  4. Как уберечь ребёнка от увлечения продуктами, не имеющими полезной ценности - сникерсами, кока-колой и т.д.
  5. Существует ли в вашей семье «режим питания»?
  6. Часто ли  употребляются в вашей семье колбасные изделия?
  7. Много ли ваш ребёнок употребляет кондитерских изделий и сладостей?
  8. Часто ли употребляются в вашей семье основные продукты питания: молоко, овощи, творог, сыр,  сливочное и растительное масло, каши, фрукты?
  9. Какие продукты полезные  и почему?

10. Что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным?

11. В каких продуктах можно найти витамины весной и осенью?

12. Готовят ли в вашей семье на ужин, завтрак или обед салаты? Как часто?

13. Рецепты, каких витаминных салатов, десертов вы знаете и готовите дома? Поделитесь, пожалуйста, рецептом.

14. Придерживаетесь ли вы разнообразного питания дома?

 

Памятка для родителей  «Советы Доктора Витаминкина»

 

  • Воздерживайтесь от жирной пищи.
  • Остерегайтесь очень острого и солёного.
  • Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  • Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть–чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти

     витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

  • Овощи и фрукты – полезные продукты! Используйте их круглый год.

                                                                                       

                       Правила хорошего питания

1.    Перед едой нужно помыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию.
2.    Завтрак должен быть более обильным, чем ужин (утром расходуется больше энергии, чем вечером).
3.    Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка.
4.    Хорошо пережёвывать – значит, ощущать вкус пищи, это поможет лучшему перевариванию.
5.    Желудок тоже должен отдыхать, поэтому лучше, чтобы между приёмами пищи проходило несколько часов.
6.    За столом нельзя ругаться, нужно улыбаться и вести приятную беседу, тогда пища будет лучше перевариваться.
7.    После еды не стоит заниматься гимнастикой, так как кровь нужна желудку  и не сможет помогать мышцам.
8.    После еды нужно почистить зубы, чтобы они были чистыми и здоровыми.
9.    В сырых овощах и фруктах содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику освободиться от ненужных веществ.
10.          Полезно выпивать 2 литра жидкости в день, но лучше пить её в промежутках между приёмами пищи.

                               Культура еды

1.    Последовательность блюд должна быть постоянной.
2.    Перед ребёнком нужно ставить только одно блюдо.
3.    Еда не должна быть не слишком холодной, ни слишком горячей.
4.    Рот не набивают едой, во время еды не разговаривают.
5.    Рот и руки после еды вытирают бумажной салфеткой.
6.    Не следует во время еды:
Слушать громкую музыку.
Понукать, поторапливать  ребёнка.
Насильно кормить или докармливать.
Осуждать ребёнка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
7.    Следует эстетично сервировать стол, красиво оформлять блюда.          

                  Семь великих и обязательных «НЕ»

1.    Не принуждать ребёнка к еде. Пищевое – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, приносит вред физический и психический.
2.    Не навязывать. Уговоры и убеждения – насилия в мягкой форме.
3.    Не ублажать: еда не средство добиться послушания и не наслаждение, она – средство жить.
4.    Не торопить. Еда не тушение пожара, темп еды – дело сугубо личное; спешка всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове.
5.    Не отвлекать. Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана.
6.    Не потакать. Нельзя позволять ребёнку есть,  что попало и в каком угодно количестве.

 ( например: неограниченные дозы сладкого или острого).
7.    Не тревожиться, поел ли ребёнок, вовремя  и сколько. Следите  только за качеством пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Здоровьесберегающей технологии у детей старшего дошкольного возраста

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укр...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования....

Социально-значимый проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним красоту природы"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы....

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...