Дошкольникам о правилах дорожного движения
статья на тему

Кошлакова Надежда Константиновна
Очень важно обучение детей правилам дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой занятий. Основная цель работы в этом направлении – дать детям знания, привить навыки правильного поведения на улицах и дорогах, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольникам о правилах дорожного движения

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

  • Ребенок до 8 лет плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
  • Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше.
  • Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, замедленная.
  • У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, то есть ребенок убежден, что реальное транспортное средство может остановиться также мгновенно, как и игрушечное.
  • Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете.
  • Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге, не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок.

Основная цель работы – дать детям знания, привить навыки правильного поведения на улицах и дорогах, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и на дороге.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРУППАХ

Первая младшая группа

Дети знакомятся с транспортными средствами, определяют из каких частей состоит машина, обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно в уголке должны быть:

  • набор транспортных средств;
  • иллюстрации с изображениями транспортных средств;
  • кружки красного и зеленого цвета;
  • атрибуты к с/р игре «Транспорт»: разноцветные рули, шапочки разных видов машин;
  • дидактические игры «Собери машину», «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Вторая младшая группа

Дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку»,
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
  • Макет транспортного светофора (плоскостной).

Средняя группа

Для ребят новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, о правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

  • Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий  от батарейки.
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор».
  • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
  • Из плотной бумаги сделать полосы для выкладывания пешеходного перехода на полу, а еще лучше, полностью пешеходный переход.

Старшая группа

Ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как: «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • Макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  • Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные -«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки -«Пешеходный переход», «Дети»; запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  • Дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
  • Кроме того, дети старшей группы знакомятся с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа

Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется и пополняется:

  • Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).
  • Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф - для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Учитывая роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать рекомендации по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. Наиболее актуальные темы:

  • «Как закрепить у ребенка полезные привычки» (формирование позитивных и полезных привычек: останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно ее осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения; выйдя из транспортного средства, осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарников или сугроба; двигаться по тротуару при его наличии).
  • «Дорожные ловушки» (легковые автомашины, скрытые за габаритными транспортными средствами; автомашины второго ряда; автомашины, скрытые кустарником, сугробом).
  • «Ваш ребенок - пассажир» (правила перевозки детей в салоне автомобиля, необходимость детского сиденья, правила поведения в общественном транспорте и при выходе из него).
  • «Перекресток, перекресток. Перейти совсем не просто» (особенности движения транспорта и пешеходов на перекрестке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ      С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей – ули...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по ПДД "Дошкольникам о правилах дорожного движения"

Обучающая презентация для старших дошкольников по правилам дорожного движения....

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....