Методические рекомендации по использованию методов игровой терапии
материал на тему

Иванова Марина Владимировна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию  

                    методов игровой терапии

      Подготовила воспитатель   Иванова М.В.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром -игра.

Игра - является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.

Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности,  мечты в игровом процессе. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии.

Игра - закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:

  1. позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье,определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;
  2. помогает ребенку приобрести определённые навыки в той илииной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальныенормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
    эмоциональное и физическое состояние;
  3. игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы,позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства воблегченной форме;
  4. помогает детям развивать способности, преодолевать конфликтыи достигать психологического равновесия;

На этом основана игротерапия - основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 7 лет. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

  1. Игры, направленные на коррекцию страхов " Смелые мыши "

( с 2 лет )

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

"Привидение" (с 3 лет)

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: "У-у -у...". Тот, кого он поймал, становится ведущим.

" Пчёлка в темноте" (с 3 лет)

Взрослый произносит текст, а ребенок выполняет действия: " Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселится, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

" Сова и зайцы " (с 3 лет)

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушить постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: " У - у - у ". Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

2) Игры, направленные на коррекцию агрессии.

" Сражение " (с 2 лет)

Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

" Злые - добрые кошки " (с 2 лет)

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

" Каратист " (с 3 лет)

На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: " Сильнее, сильнее!" Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

" Боксер " (с 3 лет)

Эта игра очень похожа на игру " КАРАТИСТ", только вместе движений ногами надо делать движения руками.

"Ругаемся овощами, фруктами, ягодами" (с 3 лет)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: " Ты - капуста ". В ответ: "А ты - редиска " или "А ты - слива" и т.д.  Игра останавливается, если слышны какие - нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: " Ты - колокольчик", "А ты - розочка ".

" Капризная лошадка " (с 3 лет)

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: " В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: " Покушай свежей травки, доченька" " Не хочу, не буду", - говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так.  Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: " Иго - го!"

3) Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

" Снеговик " (с 3 лет)

Родители и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щёки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: " А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять". Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

"Буратино" (с 4 лет)

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком:

Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею.  Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем "

В заключении хотим вам напомнить, что самое главное - это не то, во что играть, а то, как играть.

Упражнение: "Превратим бумагу в снег".

Воспитатель: -Возьмите бумагу, разорвите её на кусочки, сложите в центр круга. (Дети рвут бумагу).

-        Вот сколько раздражения и злости вылило из вас! Давайте произнесём волшебные слова и превратим бумагу в... снег.

- "Крибле, крабле, буме!"

(Дети кидают бумагу, прыгают, на ней, бросают горстями в воздух.)

 Вос-ль: -Приехала снегоуборочная машина.

(Дети убирают бумагу в корзину. )

Вос-ль: -Как вы себя чувствуете?

(Ответы детей).