Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Щегарева Елена Геннадьевна

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou_centr_razvitiya_rebenka.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации игрового взаимодействия

детей старшего дошкольного возраста.

Е.Г.Щегарева

МБДОУ ЦРР детский сад №53 «Елочка» г.Тамбов

Игра – важное средство самовыражения детей, проба своих сил.

В старшем дошкольном возрасте игры носят совместный коллективный характер. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 человек и более. Игры становятся более сложными по сюжету, ролевым действиям, по построению ролевого диалога.

Так, например:

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач – специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, дает советы, выдает больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными, моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль).

Регистратор

Записывает больных на прием. Выдает талоны на прием и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой, рассказывает, показывает, что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Построение ролевого диалога.

Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием.

Выполняет указания, назначения врача, помогает врачу.

Приходит на прием с жалобами. Просит назначение лечения. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу.

Регистратор

Организует работу. Контролирует.

Приносит медицинские карты больных из регистратуры.

Записывается на прием к врачу.

Шофер

Дает указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях.

  1. Роли воспитателя в сюжетно-ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнения воспитателем ведущей роли дает возможность более эффективно учить дошкольников развивать и обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать спорные вопросы, недоразумения, тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, на последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания ( «Придумай интересную конструкцию пульта управления ракетой»), направляемые на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов.

Дидактические игры – это игры обучающие. Роль воспитателя различна. На занятиях он учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, подбирает необходимый диалектический материал (пособий, игрушек, картинок, природного материала). В самостоятельных играх он участвует в качестве партнера, арбитра, оценивает поведение.

  1. Игры-забавы в старшей и подготовительной школе в группах могут носить характер с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках», «Футбол». Воспитатель объясняет правила игры, показывает действия, дети выбирают ведущего из детей. Потом играют под наблюдением воспитателя самостоятельно.

К игре детей вначале нужно подготовить. В этом заключается задача педагога. Рассмотрим схему подготовки к сюжетно-ролевой игре.

Примерная схема подготовки к игре детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Семья».

  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа по нему.
  2. Задание детям: узнать дома о труде родителей.
  3. Беседа с детьми о труде их родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
  4. Составление альбома «Наши папы и мамы трудятся».
  5. Инсценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
  6. Составление детьми творческих рассказов на тему «Как я живу дома».
  7. Беседа на тему «Моя помощь взрослым».
  8. Изготовления игрушек-самоделок: кукольной мебели, телевизора и т.д.

Рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.

  1. Перспективное планирование игровой деятельности на учебный год.
  2. Подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу.
  3. Содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, универсам, библиотека и т.д.
  4. Приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре.
  5. Подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т.д.)
  6. Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).
  7. Оформления альбомов по данной теме игры («Наши космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т.д.)
  8. Составление с детьми творческих рассказов на заданную тему («Как я живу дома»).
  9. Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. (Театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К.Чуковского «Айболит»).
  10. Изготовление вместе с детьми игрушек-самоделок для игры (термометров, рулей, эмблем, кукольной мебели и т.д.)
  11. Изготовление сундука с предметами-заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылки, коробки и другой бросовый материал).
  12. Проведение консультаций для родителей по организации игры дома.
  13. Проведение недели игры в группе с последующей выставкой фото играющих детей.

Методические рекомендации для родителей по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста дома.

Для всестороннего развития, расширения кругозора и обогащения речевого словаря детей родителям рекомендуется:

  1. Необходимо приобретать новые игрушки для игровой деятельности детей дома. (Набор «Парикмахер», «Доктор», кукольная мебель, посуда. Муляжи овощей, фруктов, машины, куклы, фигурки домашних и диких животных, различные конструкторы, дидактические игры для счета, развития мышления, памяти и т.д.)
  2. Играйте вместе с детьми в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Будьте детям партнерами.
  3. Создавайте игровые ситуации во время приготовления пищи, уборки квартиры. (Например, поиграйте в игру «Семья». Предложите ребенку роль мамы или папы в доме, дайте поручения выполнить несложную работу по дому).
  4. При посещении общественных мест (магазин, банк, почта. Музей, театр и т.д.) обращайте внимание ребенка на профессии людей, их орудия труда, действия, диалог. Предложите ребенку поучаствовать в покупке продуктов в магазине, открыток на почте и т.д.
  5. Знакомьте детей с трудом взрослых по книгам, с помощью наблюдений на улице (милиционер, дворник, продавец на рынке и т.д.)
  6. Обращайтесь за консультацией к воспитателям и другим специалистам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

Методика организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной группе имеет свои особенности....

Особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблем...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...