Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
    учебно-методическое пособие (старшая группа)

    Иванова Татьяна Васильевна

    Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблемы.  Как правильно? Что для этого необходимо? И много разных вопросов возникает в процессе подготовки к игре, ее организации, подборке оборудования. Ведь игра станет более интересной и "настоящей" если продумать и подготовить все по правиалм.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по организации игрового взаимодействия

    детей старшего дошкольного возраста.

    Игра – важное средство самовыражения детей, проба своих сил.

    В старшем дошкольном возрасте игры носят совместный коллективный характер. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 человек и более. Игры становятся более сложными по сюжету, ролевым действиям, по построению ролевого диалога.

    Так, например:

    Сюжетно-ролевая игра «Больница».

    Роли

    Ролевые действия

    Главный врач

    Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

    Врач – специалист

    Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, дает советы, выдает больничный лист.

    Медсестра

    Выполняет назначения врача. Беседует с больными, моет инструменты.

    Санитарка

    Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль).

    Регистратор

    Записывает больных на прием. Выдает талоны на прием и медицинскую карту.

    Пациент

    Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой, рассказывает, показывает, что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

    Построение ролевого диалога.

    Главный врач

    Медсестра

    Пациент

    Врач-специалист

    Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием.

    Выполняет указания, назначения врача, помогает врачу.

    Приходит на прием с жалобами. Просит назначение лечения. Благодарит.

    Санитарка

    Контролирует работу.

    Организует работу.

    Регистратор

    Организует работу. Контролирует.

    Приносит медицинские карты больных из регистратуры.

    Записывается на прием к врачу.

    Шофер

    Дает указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует.

    Ездит помогать больным в домашних условиях.

    1. Роли воспитателя в сюжетно-ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнения воспитателем ведущей роли дает возможность более эффективно учить дошкольников развивать и обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать спорные вопросы, недоразумения, тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, на последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания ( «Придумай интересную конструкцию пульта управления ракетой»), направляемые на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов.

    Дидактические игры – это игры обучающие. Роль воспитателя различна. На занятиях он учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, подбирает необходимый диалектический материал (пособий, игрушек, картинок, природного материала). В самостоятельных играх он участвует в качестве партнера, арбитра, оценивает поведение.

    1. Игры-забавы в старшей и подготовительной школе в группах могут носить характер с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках», «Футбол». Воспитатель объясняет правила игры, показывает действия, дети выбирают ведущего из детей. Потом играют под наблюдением воспитателя самостоятельно.

    К игре детей вначале нужно подготовить. В этом заключается задача педагога. Рассмотрим схему подготовки к сюжетно-ролевой игре.


    Примерная схема подготовки к игре детей старшего дошкольного возраста.

    Игра «Семья».

    1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа по нему.
    2. Задание детям: узнать дома о труде родителей.
    3. Беседа с детьми о труде их родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
    4. Составление альбома «Наши папы и мамы трудятся».
    5. Инсценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
    6. Составление детьми творческих рассказов на тему «Как я живу дома».
    7. Беседа на тему «Моя помощь взрослым».
    8. Изготовления игрушек-самоделок: кукольной мебели, телевизора и т.д.

    Рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.

    1. Перспективное планирование игровой деятельности на учебный год.
    2. Подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу.
    3. Содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, универсам, библиотека и т.д.
    4. Приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре.
    5. Подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т.д.)
    6. Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).
    7. Оформления альбомов по данной теме игры («Наши космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т.д.)
    8. Составление с детьми творческих рассказов на заданную тему («Как я живу дома»).
    9. Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. (Театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К.Чуковского «Айболит»).
    10. Изготовление вместе с детьми игрушек-самоделок для игры (термометров, рулей, эмблем, кукольной мебели и т.д.)
    11. Изготовление сундука с предметами-заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылки, коробки и другой бросовый материал).
    12. Проведение консультаций для родителей по организации игры дома.
    13. Проведение недели игры в группе с последующей выставкой фото играющих детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

    методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

    В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

    Методические рекомендации "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

    Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника....

    Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

    На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

    консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"

    консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"...

    Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

    Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...

    Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

    Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....