Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Иванова Татьяна Васильевна

Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблемы.  Как правильно? Что для этого необходимо? И много разных вопросов возникает в процессе подготовки к игре, ее организации, подборке оборудования. Ведь игра станет более интересной и "настоящей" если продумать и подготовить все по правиалм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации игрового взаимодействия

детей старшего дошкольного возраста.

Игра – важное средство самовыражения детей, проба своих сил.

В старшем дошкольном возрасте игры носят совместный коллективный характер. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 человек и более. Игры становятся более сложными по сюжету, ролевым действиям, по построению ролевого диалога.

Так, например:

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач – специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, дает советы, выдает больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными, моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль).

Регистратор

Записывает больных на прием. Выдает талоны на прием и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой, рассказывает, показывает, что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Построение ролевого диалога.

Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием.

Выполняет указания, назначения врача, помогает врачу.

Приходит на прием с жалобами. Просит назначение лечения. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу.

Регистратор

Организует работу. Контролирует.

Приносит медицинские карты больных из регистратуры.

Записывается на прием к врачу.

Шофер

Дает указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях.

  1. Роли воспитателя в сюжетно-ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнения воспитателем ведущей роли дает возможность более эффективно учить дошкольников развивать и обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать спорные вопросы, недоразумения, тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, на последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания ( «Придумай интересную конструкцию пульта управления ракетой»), направляемые на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов.

Дидактические игры – это игры обучающие. Роль воспитателя различна. На занятиях он учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, подбирает необходимый диалектический материал (пособий, игрушек, картинок, природного материала). В самостоятельных играх он участвует в качестве партнера, арбитра, оценивает поведение.

  1. Игры-забавы в старшей и подготовительной школе в группах могут носить характер с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках», «Футбол». Воспитатель объясняет правила игры, показывает действия, дети выбирают ведущего из детей. Потом играют под наблюдением воспитателя самостоятельно.

К игре детей вначале нужно подготовить. В этом заключается задача педагога. Рассмотрим схему подготовки к сюжетно-ролевой игре.


Примерная схема подготовки к игре детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Семья».

  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа по нему.
  2. Задание детям: узнать дома о труде родителей.
  3. Беседа с детьми о труде их родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
  4. Составление альбома «Наши папы и мамы трудятся».
  5. Инсценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
  6. Составление детьми творческих рассказов на тему «Как я живу дома».
  7. Беседа на тему «Моя помощь взрослым».
  8. Изготовления игрушек-самоделок: кукольной мебели, телевизора и т.д.

Рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.

  1. Перспективное планирование игровой деятельности на учебный год.
  2. Подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу.
  3. Содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, универсам, библиотека и т.д.
  4. Приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре.
  5. Подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т.д.)
  6. Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).
  7. Оформления альбомов по данной теме игры («Наши космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т.д.)
  8. Составление с детьми творческих рассказов на заданную тему («Как я живу дома»).
  9. Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. (Театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К.Чуковского «Айболит»).
  10. Изготовление вместе с детьми игрушек-самоделок для игры (термометров, рулей, эмблем, кукольной мебели и т.д.)
  11. Изготовление сундука с предметами-заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылки, коробки и другой бросовый материал).
  12. Проведение консультаций для родителей по организации игры дома.
  13. Проведение недели игры в группе с последующей выставкой фото играющих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"

консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...

Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....