Уголок психологической разгрузки "Комната Фей".
методическая разработка на тему

Сайфутдинова Татьяна Александровна

Сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреднения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уголок психологической разгрузки

 "Комната Фей".

Цель: сохранение психологического здоровья детей в  условиях дошкольного учреждения.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и  повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. Икак следствие  всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть,  но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями.    Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной.Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность  прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми  словами   для описания психического здоровья являются «баланс, гармония».А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.

Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения этими  качествами  обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие  другого человека, его чувств, настроения и эмоций.

Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста .Самопринятиево многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо  уделять серьёзное внимание и развивать  его у детей.

Актуальность  проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что не каждое дошкольное учреждение может похвастаться наличием в штате психологической службы. Задача сохранения психологического здоровья детей ложится на плечи воспитателя.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Планета Детства\SAM_5819.JPGС этой целью был создана предметно – развивающей среда в детском саду  «УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «Комната Фей». Для её создания были определены основные направления преобразования образовательной среды.

Основу разработки составили следующие принципы:

- гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты,  все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Планета Детства\SAM_5818.JPG- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

для психологической разгрузки воспитанников;

*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

*обучение детей бесконфликтному общению;

F:\Комната_Релакса\ФОТО_В_САДу\Фото в саду 14\ФОТО НА АТТЕСТАЦИЮ\2012-02-14 садик\садик 003.JPG*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения. 

F:\Игры в помощь педагогу-психологу\Фотографии к играм\садик 005 - копия.JPGЭти же задачи решает «Подушка с упрямками» 

«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.

F:\Комната_Релакса\ФОТО_В_САДу\Фото в саду 14\ФОТО НА АТТЕСТАЦИЮ\SAM_0883.JPGВ уголке размещен «Волшебный дуб». Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого  ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту.  А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».  

C:\Users\Татьяна\Desktop\Планета Детства\SAM_5821.JPGC:\Users\Татьяна\Desktop\Планета Детства\SAM_5820.JPGF:\Игры в помощь педагогу-психологу\Фотографии к играм\садик 001.JPGДля снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния  у детей раннего возраста на этапе адаптации используются  игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей», сопровождая потешкой:   Скачет зайка маленький,

 Около заваленки.

                                      Быстро скачет зайка,

                                      Ты его поймай- ка.

F:\Комната_Релакса\ФОТО_В_САДу\Фото в саду 14\ФОТО НА АТТЕСТАЦИЮ\SAM_5819.JPGУспокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне покойных игр и секретов», здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

F:\Комната_Релакса\ФОТО_В_САДу\Фото в саду 14\ФОТО НА АТТЕСТАЦИЮ\оранизация пространства кабинета психолога\SAM_0882.JPG  Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю. 

В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Таким образом, рекомендуется в каждой  дошкольном  учреждении создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психологической разгрузки для детей в детском саду "От любопытных глаз скрываясь.."

Организация уголка психологической разгрузки в группе детского сада....

Уголок психологической разгрузки в группе детского сада

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...

Уголок психологической разгрузки.

В нашем детском саду наш педагог – психолог предложила каждой группе создать психологический уголок, т.е. уголок психологической разгрузки для детей. Мы все воспитатели с энтузиазмо...

«Уголок психологической разгрузки – для чего?»

Дети часто пребывают в разном эмоциональном состоянии, приходят в детский сад с плохим настроением, чувствуют себя обиженными, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, им негде ее выплеснуть, ос...

Уголок психологической разгрузки в кабинете педагога-психолога ДОО

Так как многие детские сады не имеют возможности организовать полноценую сенсорную комнату, можно оформить в группе или кабинете такой уголок релаксации...

Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...

Уголок психологической разгрузки

Мы выбрали  место расположения уголка в тихом, спокойном месте, отгороженного от основного помещения ширмой. С помощью родителей  подобрали атрибуты, украсили стену и постарались обстановку ...