Конспект НОД " Путешествие в страну культурного поведения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Исаева Оксана Анатольевна

Формировать у детей элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть детям значение слов: «нельзя, «можно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_kulturnogo_povedeniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия

«Путешествие в страну  

культурного поведения»

Подготовила

Исаева О.А.

с.Лямбирь

Программное содержание.

Программное Содержание

Формировать у детей элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть детям значение слов: «нельзя, «можно». Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы, быть внимательными, думать, проявлять активность мыслей, сообразительность.

Материалы   

Фланелеграф, ширма и подушечки по количеству детей, флажки по количеству детей, ведерко, иллюстрации к произведению «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с педагогическими ситуациями, побуждающими к взыскиванию вежливых слов, персонажи кукольного театра: мальчик, девочка, папа, мам, бабушка.

Ход занятия

Дети с воспитателями находятся в группе. Вдруг воспитатель вспоминает, что утром, пока дети еще были дома, позвонил Незнайка и пригласил детей в «Страну культурного поведения».

- Хотите оправиться в «Страну культурного поведения?

(ответы детей)

Тут раздается стук в дверь. Входит Незнайка, вид у него неопрятный, он не здоровается.

- Фу, успел что ли? (обращаясь к детям). Ну что, идете со мной?

- Подожди, Незнайка, разве так нужно входить, что ты должен    

сказать?

Незнайка пожимает плечами.

- Ребятки, подскажите Незнайке,

(ответы детей: надо поздороваться)

 Незнайка здоровается.

- Это во-первых, а во-вторых, посмотри в каком ты виде?

- (Осматривая себя) А что, нормально.        

- Смотрите, ребята, а вам нравится, как выглядит Незнайка.

(ответы детей)

 - Правильно, и мне не нравится. Сейчас же приведи себя в порядок, и        вы, ребятки, посмотрите, все ли в порядке у вас с одеждой. А кто мне скажет, для чего вообще надо приводить себя в порядок?

(ответы детей: что бы быть красивыми)

    - Правильно, человек очень не красив, когда он не аккуратно одет. С таким мы вряд ли согласимся пойти в «Страну культурного поведения». Ну вот, теперь можно идти (Глядя на Незнайку). А ты почему еще не готов? Это про тебя, наверное, пословица: «Семеро одного не ждут». Вы, ребятишки, слышали такую пословицу? Давайте же повторим ее вместе (повторяют хором и индивидуально 2-3 раза, а Незнайка в это время приводит себя в порядок). Ну вот, это другое дело. Теперь можно отправляться, все готовы.

Воспитатель с детьми идут в зал, где инсценирована «Страна культурного поведения». На пути ширма, к которой прикреплены картинки с педагогическими ситуациями.

 - Вот мы и пришли в «Страну культурного поведения». В этой стране есть  много улиц, а первая улица называется «Улица вежливых слов». Давайте же сейчас вспомним вежливые слова, а картинки нам в этом помогут.

Дети рассматривают картинки, и с помощью наводящих вопросов называют вежливые слова: спасибо, здравствуйте и т. д.

- Молодцы, слова мы с вами вспомнили, а эти слова и помогут нам попасть на первую улицу. Необходимо прежде чем пройти в ворота назвать одно вежливое слово. Но прежде я хочу у вас спросить: как поступит культурный мальчик по отношению к девочке: он пройдет первым или пропустит девочку? ( ответы: мальчики уступят девочкам дорогу).

- Конечно, ведь мальчики будущие мужчины.

Дети называют вежливые слова и проходя через воротики садятся на подушечки, разложенные полукругом на паласе.

- И так, мы с вами находимся на улице вежливых слов. А помните ребятки, мы с вами учили стихи вежливых словах? Кто расскажет?

Здраствуйте

Здравствуйте, ты скажешь человеку

Здравствуй, улыбнется он в ответ

 И наверно не пойдет в аптеку

 И здоровым будет много лет.

Простите.

Простите, я больше не буду

 Нечаянно бить посуду

 И взрослых перебивать,

Но если я все же забуду

Простите, я больше не буду.

Пожалуйста.

Отменить что ли слово «пожалуйста»

Повторяем его поминутно,

Нет. Пожалуй, без пожалуйста

Жизнь покажется неуютной.

Спасибо.

За что мы говорим Спасибо?

За все делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

- Молодцы, спасибо вам, за эти стихи, я считаю, что эти стихи заслуживают аплодисментов. Ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Ну, что же пойдемте дальше по «Стране культурного поведения».

Дети встают с подушечек и шагают под музыку вперед к стульчикам, на которых разложены флажки. Перед стульчиками стоит стол с фланелеграфами.

- А эта улица называется «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Вот сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая так и называется «Хорошо - плохо», а для этого нам нужны флажки, подходите к стульчикам и берите флажки и садитесь.

        

Дети берут флажки, а Незнайке не хватило и он начинает отбирать у детей.

- Подожди Незнайка, что ты делаешь? Разве это хорошо?

(ответы детей).

- А как поступить правильно, чтобы всем было хорошо?

(ответы: нужно попросить пожалуйста, поиграть по очереди , вместе).

- Правильно, Незнайка поступил плохо, когда стал отбирать флажок. У меня есть один запасной, я дам тебе его, Незнайка и не совершай больше плохих поступков. Ну а теперь давайте играть. Я буду у Вас спрашивать, а вы отвечать на мои вопросы, кто ответит правильно, ставит флажок в ведерко.

Дети после ответов  на вопросы воспитателя, ставить флажки в ведерко, а Незнайка свой флажок прячет за спину.

- Подожди, Незнайка, что ты делаешь? Зачем ты прячешь флажок?

- А у меня дома нет такого, я хочу с ним поиграть.

- Ребятки, хорошо ли поступает Незнайка,

(ответы детей).

- Конечно плохо. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя даже если хочется, это очень плохо. А вот поэт Владимир Маяковский написал стихотворение, которое тоже называется «Что такое хорошо и что такое плохо» и герои этого стихотворения. Вот они.

Воспитатель выставляет на фланелеграф по одной несколько картинок и обсуждает с детьми ситуации, изображенные на них, с помощью строчек из стихотворения.

- Ну что же, пойдем посмотрим какие еще улицы есть в этой стране.

Дети подходят к ширме, за которой находятся персонажи кукольного спектакля. Все рассаживаются на стульчики перед ширмой.

- На этой улице, живет добрый и мудрый сказочник. Сегодня он поведает нам, что можно делать, а что нельзя, так как улица так и называться «Можно и нельзя». Но для этого ему нужен помощник. Незнайка, помоги пожалуйста сказочнику.

Незнайка идет за ширму.

- Ребята, садитесь поудобнее, сейчас вы увидите очень поучительные истории

1. За ширмой появляется мама, она завет сына:

- Дима, пора идти спать, уже поздно.

-Не хочу спать, хочу играть.

- Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать.

 Мальчик опять капризничает, не слушается маму.

- Дети прав ли мальчик? Можно ли так поступать?

- Нет, надо слушать маму, она правильно говорит.

- Правильно, нельзя спорить со старшими, нельзя на их требования, просьбы  

 отвечать «не хочу».

 2. Появляется мальчик. Он просит:

 -Папа, купи мне велосипед.

  Папа отвечает:

- Сейчас я не могу, сынок. Деньги нужны на другое, а     потом я обязательно куплю.

 Мальчик опять:

-  У Толи есть , а у меня нет. И я хочу велосипед.

- Ребятки, что бы вы сказали об этом мальчике?

(ответы детей)

- Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего- либо, что есть у другого.

3.Появляется бабушка, она больна, у нее болит голова:

- Ой-Ой-Ой! Как у меня болит голова.

 В это время внуки шумят. Девочка громко поет: 

- Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро!

Бабушка просит: 

- Не шуми, пожалуйста, дай мне отдохнуть.

  А мальчик продолжает громко петь:

- Тарам-тарам, тарам-тарам, на то оно и утро!

- Можно ли вести себя, как ведут себя эти дети? Что вы им посоветуйте? Скажите, как надо себя вести, если близкие болеют?

(ответы детей)

- Ну что же, путешествие по стране «Культурного поведения» закончилось. Я думаю, что теперь вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.