Кружковое объединение "Опытно - исследовательская деятельность в детском саду"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Пирогова Надежда Митрофановна

 Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является  метод экспериментирования.  В 2013-2014 учебном году на педагогическом совете мы принимаем решение, что приоритетным направлением нашей работы будет опытно -исследовательская  деятельность дошкольников. Я являюсь руководителем кружкового объединения «Опытно --исследовательская деятельность в условиях ДОУ  как одно из условий успешной реализации требований ФГОС». Представляю вашему вниманию: "Программу" данного кружкового объединения, куда вошли перспективные планы работы с детьми на 2013 - 2014 и 2014 - 2015 учебные годы, "Положение о кружковом объединении", "Песочную терапию", "Опыты на прогулке зимой", конспект познавательно - развлекательного занятия "Слет лаборантов в научной лаборатории", а фотографии смотрите в альбоме "Кружковое объединение "Опытно - исследовательская деятельность в детском саду".

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

(МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»)

Утверждаю:  ________________________

Заведующая МБДОУ

 детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

Приказ  №  ___ от «03»  сентября 2014 г.                                                                                              

Согласовано:  ________

Председатель  ППО Петина М.М.

Протокол №  ___  от «02»  сентября 2014 г.  

ПОЛОЖЕНИЕ

О КРУЖКОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ    

Согласовано:  ___________________________

Председатель  Управляющего совета МБДОУ  детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

Протокол №  ___  от «02»  сентября 2014 г.                                                                                              

Принято на общем собрании работников МБДОУ  детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

Протокол №  ___  от «02»  сентября 2014 г.                                                                                              

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение составлено в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Кружковые объединения  организуются с целью:

- создания оптимальных условий для интеллектуального развития;

- удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся;

- самообразования и творческого труда;

- профессионального самоопределения;

- физического развития;

- разумного досуга, отдыха и развлечений.

1.2. Кружковые объединения создается в соответствии с интересами детей, с учетом возможностей ДОУ, социального заказа общества (детей, родителей (законных представителей), педагогического коллектива), финансовыми возможностями ДОУ и при наличии педагогических кадров.

1.3. Руководство кружковыми объединениями осуществляется как педагогами ДОУ, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений.

1.4. Для руководства кружковой работой от работников требуются необходимые документы об образовании в соответствии с действующим законодательством.

  1. Задачи кружковых объединений

Занятия в кружках способствуют решению конкретных воспитательных задач:

1. расширению и углублению умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

2. ознакомлению воспитанников с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта;

3. формированию и развитию умений применять знания на практике;

4. воспитанию потребности в самовоспитании и самообразовании;

5. сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья.

  1. Программы работы кружковых объединений

3.1. Виды программ кружковых объединений, используемые в ДОУ:

А) типовые, рекомендованные Министерством образования;

Б) типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы ДОУ;

В) собственные (авторские), разработанные руководителями кружковых объединений.

  1.  Продолжительность занятий кружковых объединений

Каждый ребенок посещает кружок не более двух раз в неделю в старшей группе и не более трех раз в неделю в подготовительной группе. Продолжительность занятия – 25 - 30 мин.

  1.  Учебный год в кружковых объединениях

5.1. Учебный год в кружковых объединениях начинается с 15 сентября и заканчивается к 25 мая.

5.2. Подготовка к работе кружковых объединений в новом учебном году проводится руководителями кружковых объединений до окончания предшествующего учебного года.

5.3. Период до 15 сентября предоставляется руководителям кружковых объединений для комплектования кружковых объединений воспитанниками, уточнения расписания занятий, утверждения программы работы кружковых объединений. Расписание кружков составляется с учетом занятости педагогов и воспитанников.

  1.  Итоги работы кружковых объединений.

6.1. Итогом работы кружковых объединений является:

1. Творческий отчет кружковых объединений художественно-эстетического цикла (участие в районных смотрах, конкурсах по профилю работы, подготовка и проведение отчетных выставок, концертов и т.п.);

2. Участие воспитанников  кружковых объединений в конкурсах, выставках и т.п.;

6.2. Каждому руководителю кружковых объединений к 25 мая необходимо представить отчёт о работе кружкового  объединения в письменной форме.

  1.  Контроль за работой кружковых объединений

7.1. Контроль за работой кружковых объединений, ведением документации руководителем кружкового объединения возлагается на старшего воспитателя.

7.2. Старший воспитатель не реже 1 раза в квартал проверяет состояние журнала учета работы руководителя кружкового объединения.

  1. Документация руководителя кружкового объединения

8.1. В документацию руководителя кружкового объединения входит:

- тетрадь учета посещаемости кружка;

- программа работы кружкового объединения с календарно-тематическим планированием;

- диагностирование воспитанников кружка;

- документация по участию в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.

8.2. Без программы работы кружкового объединения, тематического (календарного) планирования руководитель кружкового объединения к работе не допускается, его работа не оплачивается.

9.Финансирование кружковой работы

10.1. Финансирование кружковой работы осуществляется согласно «Положению о распределении стимулирующего фонда»



Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду

Опыты на улице в зимний период

                                                                  Старший воспитатель: Пирогова Н.М.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

  1. Опыт: «Ветер – невидимка»

Вопросы к детям:

  1. Знаете ли вы, что такое ветер? (Это движение воздуха)
  2. Можно ли создать искусственный ветер?  (Да,  для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками).
  3. Почему ветер называют невидимкой?  (Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
  4. Какой бывает ветер (сильный, слабый, холодный, злой, колючий, освежающий).
  5. Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть)

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно:

Чики – чики – чики – чикалочка,

Игра – превращалочка.

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь!

(Дети превращаются в «деревья»)

Дети и воспитатель (вместе):

Наши ноги – это корни,

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это большие  ветки,

Наши пальцы – это маленькие веточки!

Имитационная игра «Дерево»

Воспитатель:

Подул легкий ветерок – закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками)

Усилился ветер – затрепетали, закачались большие веточки. (Дети шевелят кистями рук)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)

Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)

Воспитатель (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами.

  1.  «Опыт со снежинками».

Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.

Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда,  красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.

Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.

Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.

  1. Опыт со снегом

Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды

  1. Опыт со снегом

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка.

  1. Опыт со снегом

Цель опыта – сравнить температуру под снегом и над снегом. Где теплее?

-Для чего, родная, снег зимой идет?

-Из него природа одеяльце ткет!

-Одеяльце, мама, а зачем оно?

-Без него земле бы стало холодно!

-А кому, родная, в ней тепло искать?

-Тем, кому придется зиму зимовать!

Семенам – малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов!

                                                                     А. А. Коринфский.

Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр  и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева,  под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.

Помнишь ли ты сказку «Морозко» Там Настенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Настенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая трава под  снежным одеялом? Раскопаем снег там, где росло много травы. Убедимся в том, снег для растений как шуба, от мороза спасает.

Вопросы:

  1. Где теплее: на снегу или под снегом?
  2. Почему под снегом трава зеленая?

  1. Опыт: «Украсим елочку»

Алгоритм деятельности детей: налить воду в емкость (формочку) – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в нее окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – оставить на холоде. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое и украсить елочку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№ 2 «Солнышко»

Рассмотрена и одобрена на

 заседании педагогического совета

 Протокол №_____ от____________.

Утверждаю

Заведующий д/с №  2

_________Солотенкова Е.А.

Программа кружкового объединения

«Опытно – экспериментальная деятельность

в детском саду»

                                                                       

                                                                                         Составитель: Пирогова Н.М.,

                                                                                          старший воспитатель  

                                                                                           

                                                                                         Срок реализации

                                                                                         программы: 3 год

                                                                                         Возраст детей: 5 -7 лет  

                                                                                       

                                                                  2014 год

Содержание

  1. Введение

 1.1. Концепция…………………………………………………………….….............................2

 1.2. Актуальность, преемственность между двумя ступенями образования –

  1.        дошкольной и начальной…………………………………………….....………………2

 1.3.Новизна……………………………….…………………………..….....................................4

 1.4. Цель, задачи………………………………………………………….…..………………….4

 1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы……….…..….............................4

 1.6. Принципы, направления, правила работы………………………………...........................5

 1.7. Приёмы  и  методы организации учебно-воспитательного процесса…...........................6

 1.8. Ожидаемые результаты…………………….……………………………............................6

  1. Тематически - перспективный план работы с детьми…………………………………6
  2. Организация исследовательской деятельности воспитанников

3.1.Примерный  алгоритм  проведения экспериментирования…………..…..9
3.2.Примерная структура  экспериментирования…………………….………………………..9

  1. Дидактический материал и техническое оснащение ……………….………………..10
  2. Диагностика ………………………………………………………………….................10
  3. Взаимодействие  с родителям.………………………………………………................13
  4. Список литературы……………………………………………………………..............13

     

  1. Введение

  1. 1.1. Концепция  программы

          Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

         В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

          С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа  кружкового объединения  «Юный исследователь», направленная на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

          Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

           Программа  разработана на основе программ:

  • "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова;
  • «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир;
  • «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой.

       Обучение рассчитано на 2 года, занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия – 25 – 30 мин. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей  проводится в сентябре и мае.

1.2. Актуальность выбранной темы, преемственность.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

       Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

       С первого класса ребёнок погружается в присково - исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку  очень сложно, это ещё ему неизвестно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

А.Н. Поддъяков определяет  исследовательское  поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия  живых существ с  реальным миром, направленную  на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

1.3. Новизна

        Новизна заключается в том, что  разработана и апробирована система  поисково-исследовательской деятельности   как источник самостоятельного познания мира.

1.4.  Цель работы кружкового объединения

         Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

       В реализации данной цели мне помогут следующие задачи: 

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
  • Устав ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Положение о работе кружковых объединений
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ
  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

1.6. Принципы, направления, правила работ

      Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

        Свою работу я строю  по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек.

        Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

            При выборе темы  мною были соблюдены следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

          Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

          В условиях детского сада  используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они  безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

         Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

1.7. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В  работе  применяются  исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

1.8. Ожидаемый результат

Каждый  воспитанник должен уметь:

  • выделить  и  поставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предложить  возможные решения;
  •  проверить эти возможные решения;
  • сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применить выводы к новым данным;
  • сделает обобщение.

Тематически - перспективный план работы с детьми кружкового объединения «Опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» на 2014 – 2015 уч.год

№ п/п

Содержание.

Объект.

Название опыта

Цель

Материал и оборудование

Месяц

1

Диагностика опытно-исследовательских умений детей на начало учебного года

Пополнение уголка экспериментирования (микроскоп, коллекция семян,  алгоритм описания свойств материала, подборка объектов для опытов и т. д.)

Выявить знания и умения детей в опытно-экспериментальной деятельности.

Сентябрь

2

Семена растений.

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупы, молоточек, изображения растений, коллекция семян

Октябрь

3

Вода

«Вода прозрачная и непрозрачная»

Убедить детей в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Выявить свойства воды. Научить детей делать выводы: через прозрачную воду можно увидеть всё, что в ней находиться, а  в непрозрачной воде ничего не видно

Баночка с чистой водой, гуашь, кисточка, палочка, гвоздик

Ноябрь

4

Снег

Возьмем с собой снеговика

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона

Снеговик с носом из сосульки, емкость

Декабрь

5

Воздух

«Взвешиваем воздух», «Есть ли у воздуха звук, сила?»

Показать детям, что воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды. Воздух может выполнять работу.

Шарики, вода, леска, скотч, трубка

Январь

6

Магнит

«Железные шарики», «Волшебная тарелочка»

Показать детям, что магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту.

Железные шарики, магнит, картонная тарелочка, яблочко

Февраль

7

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (Хрупкость, теплопроводность)

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

Март

8

Резина.

Резина, её качества и свойства

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки

Апрель

9

Металл.

Металл, его качества и свойства

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск)

Металлические предметы, магниты, емкости с водой

Май

10

Растения.

Хитрые семена

Познакомить со способом проращивания семян

Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли

Июнь

11

Воздух.

Парашют.

Что в пакете.

Поиск воздуха.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Парашют, игрушечные человечки

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой

Июль

12

Развлечение «Слёт лаборантов в волшебной лаборатории»

Опыты с водой, воздухом, магнитом.

Закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха, магнита.

Оформить «научную лабораторию»: вешалка с халатами, стенд с книгами, «Лаборатория в сундучке» и т.д.

Август

Тематически - перспективный план работы с детьми кружкового объединения «Опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» на 2015 – 2016 учебный год

Месяц

Тема

Цель

сентябрь

Диагностика детей

Элементарная исследовательская деятельность  «Свойства мокрого песка»

Выявить познавательный интерес детей

Познакомить детей со свойствами песка.

Октябрь

1 неделя

Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха.

Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

2 неделя

«Окрашивание воды»

выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

3 неделя

«Как воду превратить в лед»

познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4 неделя

«Весёлые кораблики»

Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

Развивать наблюдательность.

Способствовать становлению дружеских отношений.

Ноябрь

1 неделя

«Игры с веерами и султанчиками»

познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

2 неделя

«Поиграем с ветерком»

обнаружить движение воздуха в природе.

3 неделя

«Игры с соломинкой»

 дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

4 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Декабрь

1 неделя

«Снег, какой он?»

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2 неделя

«Снег. Какой он?»

познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3 неделя

«Как из снега получить воду»

формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 неделя

«Мороз и снег»

закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

3 неделя

«Свойства льда»

познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1 неделя

«Плавает - тонет»

учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 неделя

«Поплывет  не поплывет»

развивать представление о весе предметов.

3 неделя

«Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4 неделя

«Посадка лука»

уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя

«Ткань, ее качества и свойства»

учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя

«Веточка тополя»

наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

4 неделя

«Вот какая пена»

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя

«Поиграем с тенью»

Познакомить детей с особенностью появления теней.

Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

2 неделя

«Почему тёмный камень теплее?»

Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя

«Сушим платочки»

Познакомить детей с температурой.

Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.

4 неделя

«Весёлые путешественники»

Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.

Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 неделя

«Древесина, ее качества и свойства»

учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2 неделя

Земля и её свойства

Познакомить со свойствами земли

3 неделя

Посадка цветов в клумбу

Познакомить с правилами посева

4 неделя

Игра «Я-юный исследователь»

Диагностика детей по пройденным темам

Ш.Организация исследовательской деятельности воспитанников

3.1. Примерный  алгоритм  проведения  экспериментирования


1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

3.2. Примерная структура  организации экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

IV. Дидактический материал и техническое оснащение

     Основное  оборудование:

  • Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную  одежду (халаты, головные уборы);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом.

V. Диагностика

Функции диагностики:

  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
  • устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Результаты мониторинга позволяют:

  • ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
  • уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
  • диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
  • развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
  • воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;
  • контролировать  соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
  • стимулировать результаты деятельности ребенка.

Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1), заношу данные в таблицу 2.

                                                                                                                                    Таблица 1

                                                                                       

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

Таблица 2

Ф.И.

ребёнка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение

 делать

выводы

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

       

         

VI.Взаимодействие с родителями

         Согласно пункту 1.4  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155  одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей.  ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

  •  Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  •  Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
  •  Совместная деятельность.

          Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.

                Поэтому родители  являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.

     

           Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».  Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

VII.Список использованной литературы

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г

2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.

6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.

7. Смирнов Ю.И. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.

8. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.



Предварительный просмотр:

Кружковое объединение «Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду», руководитель -  старший воспитатель, Пирогова Н.М.

                                  Песочная терапия.

Научить ребёнка понимать своё эмоциональное состояние, помочь ему в решении конфликтных ситуаций, сформировать сознательное самоуправление поведением поможет песочная терапия.

Песочница – прекрасная среда для глубокого понимания внутреннего мира другого человека и построения с ним гармоничных взаимоотношений. Вот несколько упражнений, которые я использовала в работе с детьми.

Песочница

Посреди двора – гора.

На горе идет игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, желтый и сырой.

Хочешь – рой,

А хочешь – строй.

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята!

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики!

                               В.Берестов

«Собери то, что спрятано»

В песке можно спрятать любые предметы: камешки, ракушки, мелкие игрушки. Сначала дети ищут предметы с открытыми глазами, потом задачу можно усложнить: предложить устроить соревнование с закрытыми глазами. И самое сложное – отыскать в песке с закрытыми глазами на ощупь маленькое перышко, которое сложно почувствовать пальцами.

 «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней, внешней стороной и поставив ладонь на ребро. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям. Можно подвигать руками, «поскользить»  ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

«Мина»

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого играющего  - «сапёра» - откопать»мину», не дотрагиваясь до неё.

 «Торт»

В большую ёмкость дети набирают песок, утрамбовывают и переворачивают на ровную поверхность. Затем украшают веточками, цветочками, листьями, камушками. При желании дети продолжают украшать и маленькие тортики.

Литература: Научно-методический журнал «Детский сад». Всё для воспитателя! № 11 ноябрь 2013 г.



Предварительный просмотр:

Слёт лаборантов в «Волшебную лабораторию»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста

                                  Пирогова Н.М., старший воспитатель

Задачи: 

обучающие: 

  • научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов

  • Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
  • Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие

развивающие:

  • развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость;
  •  дать детям почувствовать радость открытий;
  •  развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Подготовительная работа:

Проведение кружкового объединения с подгруппой детей в детском саду, рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…»

Материал:

Напольная вешалка для халатов, колпаков; «Лаборатория в сундучке»; выставочные витрины с микроскопами, колбами; столы, подносы с материалом для опытов, правила для участников лаборатории, стенд с книгами «Увлекательные опыты с магнитом», «Увлекательные опыты  с воздухом», «Увлекательные опыты водой», фартуки для детей.

Ход образовательной деятельности:

(Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках и, напевая «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках)

- Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

-  лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

 

Сегодня у нас «слет лаборантов» и я жду их с минуты на минуту, они продемонстрируют нам увлекательные опыты.

Чтобы принимать участие  в экспериментировании, надо знать правила  лаборантов:

  1. Внимательно слушать старшего   лаборанта.
  2. Точно выполнять указания
  3. Аккуратно работать с оборудованием.
  4. В конце опытов делать выводы

Что- то задерживаются наши гости, наверное, пробки на дорогах. Не будем терять время, начнем!

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

1.Опыт:  Прозрачная и непрозрачная вода

Давай убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной.

 Нам потребуются:

  • Баночка с водой,
  • Маленький гвоздик на нитке,
  • Кисточка,
  •  Акварельные краски,
  • Тонкая палочка.

Технологический процесс:

Намочите кисточку и окуни её в краску любого цвета. Добавляя краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметь момент, когда гвоздик станет невидимкой.

Вопросы: 

  • Какое свойство воды тебе удалось изменить?
  • Почему это произошло?

Вывод: Вода меняет цвет, теряет прозрачность!

(Входит  лаборант, здоровается, представляется, ставит поднос с материалом для опытов на стол, надевает халат, колпак, перчатки)

1.Опыт: «Воздух» - Тимофеева О.Н., воспитатель

Нам потребуются:

  • Шарик
  • Мяч
  • Резиновые игрушки
  • Вода
  • Тазик

Технологический процесс:

Надуйте шарик, объясните: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Вопросы: 

  • Чем мы надуваем шарики? (воздухом).
  • Почему сильно надутый  воздушный шарик может лопнуть? (воздух не помещается в шарике и вырывается наружу, рвет шарик)
  • Почему игрушки с воздухом (мяч, резиновые игрушки) не тонут?  (Воздух легче воды)

Вывод: воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды.

2. Опыт «Взвешиваем воздух»

Нам потребуются:

  • Два шарика
  • Палочка около 60-ти см.
  • Веревочка
  • Иголка

Технологический процесс:

На середину палочки закрепите веревочку,  к обоим концам которой привяжите два одинаковых шарика. Подвесьте палку за веревочку. Проткните один из шариков иголкой. Конец палки, к которому  привязан проткнутый шарик, поднимется вверх. Затем проткните другой.

Вопросы:

  • Почему проткнутый шарик поднялся вверх? (шарик без воздуха стал легче)
  • Что произойдет, если проткнуть второй шарик? (восстановилось равновесие, шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые)

Вывод: Воздух имеет вес

3.Опыт: «Есть ли у воздуха звук, сила?»

Нам потребуются:

  • Шарик
  • Леска
  • Скотч
  • Трубочка

Технологический процесс:

Предложите детям выпустить воздух из шарика. Есть ли при этом звук? Пусть дети подставят ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обратите внимание детей на то, что воздух из шарика выходит с силой и очень быстро, он толкает шарик, и тот двигается вперед. Если шарик отпустить, то он будет двигаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух.

Вопросы:

  • Есть ли у воздуха звук?
  • Есть ли у воздуха сила?

Вывод:

Воздух может выполнять работу. Поднимает волны на воде, затягивает пыль в пылесос, дует из фена, поднимает парашют, воздушный шар – летательный аппарат ввысь.

(Входит лаборант) – Барчукова О.А., воспитатель

1.Опыт: Притягивание одних предметов через другие.

Нам потребуются:

  • Манит
  • Стакан
  • Вода
  • Иголка
  • Песок

Технологический процесс:

Положите иголку внутрь стакана и заполните его песком. Поднесите магнит к стенке стакана. Теперь повторите предыдущие шаги, используя воду вместо песка. Попробуйте вытащить иголку из стакана, перемещая магнит вверх вдоль стенки стакана.

Вопросы:

  • Магнитная сила действует в воде?
  • Притягивается ли иголка через песок?

Вывод:

Когда стакан заполнен водой, иголка притягивается к магниту через стенку.

Но когда стакан заполнен песком, иголка не притягивается к магниту.

2.Опыт:  Воздушный шар

Нам потребуются:

  • воздушный шар
  • черный или красный перец
  • белая салфетка

Технологический процесс:

Поднесите шарик к головам детей и потрите его об волосы. Приложить к стене зала. Насыпать черный или красный перец на белую салфетку. Поднести предварительно потёртый шарик об волосы детей к перцу.

Вопросы:

  • Почему шарик притягивает к себе перец?
  • Почему шарик притягивается к стене?

Вывод:

шарик наэлектролизовывается.

3.Опыт: Волшебная тарелка

Нам потребуются:

  • Магнит
  • Бумажная тарелочка
  • Бумажное яблоко

Технологический процесс:

На магнит положить тарелочку из бумаги. На тарелочку положить яблоко с приклеенным железной пластинкой. Поводить магнитом по дну тарелочки.

Вопросы:

Почему яблоко катается по тарелочке?

Вывод:

Существуют определённые металлы, которые притягивают магнит.

Опыт: «Железные шарики»

Нам потребуются:

  • Магнит
  • Железные шарики

Технологический процесс:

На столе лежат шарики врассыпную, далеко друг от друга. В середину подносится магнит. Шарики «бегут и приклеиваются» к магниту.

Вопросы:

  • Почему шарики расположились вокруг магнита?
  • Какие шарики прилипли к магниту первыми?

Вывод: магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту.

Входит лаборант  - Дрига Л.Н., воспитатель

Опыт: «Цветовая симфония»

Нам потребуются:

  • Немного молока
  • Кусочек мыла
  • Ушные палочки
  • Столовая тарелка

Технологический процесс:

Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Далее окуните ушную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета. На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10 – 15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Вопросы:

  • Какое основное свойство мыла?
  • Почему краска начала смешиваться?

Вывод: 

Молоко содержит жиры. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Основное свойство мыла - ликвидировать жиры. Когда мыло помещают в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, молекулы жиров стараются избежать «нападения»

Дети, продолжайте проводить опыты  вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте законы природы.  До новых встреч!

Правила лаборантов

  1. Внимательно слушать старшего   лаборанта.

  1. Точно выполнять указания.

  1. Аккуратно работать с оборудованием.

  1. В конце опытов делать выводы.

Опыт: «Вулкан»

Нам потребуются:

  • Гейзер
  • Сода
  • Лимонная кислота
  • Вода

Технологический процесс:

Представлю вам свой опыт «Вулкан» Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет. Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось, только его активировать!)

приглашаются желающие, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту,  выливают в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан.

Вопросы:

  • Почему произошло извержение вулкана?

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Исследовательская деятельность в детском саду.

дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение впроблемной ситуации. задача педагога...

Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)

СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...