Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками
статья (старшая группа) на тему

Башкатова Ирина Андреевна

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна   именно     оздоровительную   направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_gimnastika.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная гимнастика

после дневного сна с дошкольниками

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна   именно     оздоровительную   направленность.

Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако,  на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-30 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводились  закаливания,   четвертый   вышел  ослабленным  после перенесенного  заболевания.  Если  не  учитывать  индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому,  в гимнастику после сна у нас в детском саду включаем  щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений.  

Мы сочетатаем их  с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями  для  глаз,  пальчиковой  гимнастикой,  самомассажем,  аутотренингом.

       Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна  выглядит так: гимнастика в постели, упражнения,  направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

    Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

             Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки,  громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать  такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.  Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать    Растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.   Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в  холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на  носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим  дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

      Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна  составлять   12-15  минут  (для  старших  дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика приоткрытых фрамугах.  В течение года используются разные варианты гимнастики. 

Разминка в постели и самомассаж.

     Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в  постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно  «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем. Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями. Приведу пример одного из вариантов  гимнастики после сна.

Гимнастика после дневного сна

1. «Потянулись».

И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

Вдох — тянуть правую руку вверх, выдох расслабиться.

Вдох - расслабиться, выдох тянуть руку вверх.

Пауза - расслабиться, (4 раза)

2. «Растишка».

И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.

Вдох - максимально тянуть руки и ноги, выдох - расслабиться.

Вдох - расслабиться, выдох максимально тянуть руки и ноги.  (4 раза)

3. «Паучок».

И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.

Вдох - напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох - расслабиться. (4 раза)

4. «Колобок».

И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны.

На счет 1-2 - 3 - группировка  (подтянуть колени к груди, обхватить их

руками), на счет 4 - вернуться в и.п. (4 раза)

5. «Рыбка».

И.п.: лежа на животе руки под подбородком.

На счет /-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4

свернуться в и.п. (4 раза)