"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"
статья по теме

Сорокина Татьяна Сергеевна

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, которые могли бы активно строить свою собственную жизнь, возлагая за неё ответственность, прежде всего, на самих себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc114 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Московская область, г. Озеры, микрорайон имени маршала Катукова

 8 (496 70) 4–41–78; 4–42–84 | þ www.ozds15.edumsko.ru |  detsad15-ozery@yandex.ru

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников

(статья)

Автор: Т.С.Сорокина

Музыкальный руководитель

Озёры – 2014г.

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, которые могли бы активно строить свою собственную жизнь, возлагая за неё ответственность, прежде всего, на самих себя.

     Появление таких людей связано с деятельностью всех социальных институтов воспитания, с одной стороны, и созданием, развитием социокультурной среды, с другой.

     Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Моя задача укреплять здоровье детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма на музыкальны занятиях.

     Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник.

     Я обратилась к программе социально-экономического развития нашей страны, где гуманитаризация образования предусматривает разработку принципиально новых условий для свободного развития всех резервов физического и духовного становления личности. Существенная роль в этом принадлежит научно обоснованной организации здорового образа жизни в дошкольном учреждении. Именно в многообразии факторов, влияющих на состояние физического, психического и нравственного здоровья, на физическое и духовное развитие детей, здоровый образ жизни играет ведущую роль. О его необходимости свидетельствуют данные о всеухудшающемся здоровье детей. Увеличивается количество легочных, аллергических заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения. Привычки к здоровому образу жизни, выработанные с детства, будут определять всю последующую жизнь человека.

       Понятие "образ жизни" охватывает все сферы жизнедеятельности и поэтому рассматривается учеными в рамках многих научных дисциплин: философии, социологии, культурологии, педагогике, психологии и других отраслях познания.

       Следует отметить, что резкой грани между философско-социологическим, медико-биологическим и психолого-педагогическим направлениями не существует, т.к. они нацелены на одну социальную проблему - укрепление здоровья ребенка в детском саду.

     Я провожу активную оздоровительную работу среди дошкольников, использую в режиме дня естественные факторы внешней среды, повышаю двигательную активность детей.

Проведенный мною анализ показал, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, слушание музыки благоприятно сказывались на нервной системе ребенка, на его физическом и моральном развитие. На мой взгляд, очень большую роль играет образный и сюжетно-игровой метод в обучении музыкальным движениям, в эстетическом и нравственном развитии личности.

     Я изучаю проблемы формирования физического, психического и нравственного здоровья развивающейся личности и стараюсь организовать здоровый образ жизни дошкольников в детском саду на своих занятиях.

       Моя цель – воплощать в жизнь оздоровительные функции движений под музыку в организации здорового образа жизни дошкольников.

     Движения под музыку способствуют организации здорового образа жизни дошкольников, нужно учитывать психофизиологические основы здорового образа жизни детей.

Мои задачи:

1. раскрываю психофизиологические основы здорового образа жизни дошкольников;

2.применяю педагогические основы организации здорового образа жизни дошкольников;

3. определяю место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в обшей системе здорового образа жизни ребенка;

4. выявляю экспериментальным путем и обосновываю взаимосвязь состояния здоровья детей с движениями под музыку в комплексном педагогическом процессе организации здорового образа жизни детей в детском саду.

       В новой музыкальной программе «Ладушки» 2000года (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) по которой я работаю:

1. выявили сущность здорового образа жизни дошкольников, которая рассматривается как совокупность форм жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающей средой с природными и социальными факторами и комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающих положительно-эмоциональный фон во всех видах деятельности, гармоничное развитие духовных и физических сил ребенка на основе формирования осознанного отношения к своему здоровью;

2. определили педагогические основы его организации с применением движений под музыку;

3. движения под музыку выделили в отдельную форму занятий и представили как педагогическую дисциплину в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения;

4. разработали программу движений под музыку для дошкольников, обосновали её содержание, формы и методы;

5. определили и экспериментально обосновали педагогические условия и механизм формирования здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыку на основе русской национальной культуры и принципов природного оздоровления.

       Практическая значимость заключается в том, что педагогические особенности организации здорового образа жизни дошкольников с применением движений под музыку стали составной частью в разработке программы и я использую их у себя на занятиях; разработана модель системы организации здорового образа жизни дошкольников, обеспечивающая высокий уровень мотивации детей на здоровый образ жизни, развитие их физического, духовного здоровья, которую я применяю не только с детьми на музыкальных занятиях, но и даю консультации родителям.

Основные положения:

1. целенаправленное использование движений под музыку способствует организации здорового образа жизни дошкольников;

2. гармоничное сочетание движений и музыки на основе единения с природой и русской национальной культурой способствует духовному и физическому развитию детей, оказывает развивающее и образовательное воздействие;

3. учет психофизиологических особенностей дошкольников - необходимое условие использования движений под музыку в организации здорового образа жизни детей.

       Изучение массового педагогического опыта позволило мне расширить представления о состоянии и перспективах применения движений под музыку в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

       Музыкально-ритмические движения, ритмику я отношу к музыкальному воспитанию и рассматриваю их как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях.

       Ритм - основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок в своей слуходвигательной реакции передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми её выразительными средствами. Все это воспитывает слуходвигательный аппарат в целом, что и лежит в основе воспитания музыкально-ритмического чувства, которое является способностью активно переживать и отображать в движении музыку и в следствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного кода музыкального движения.

       Музыкально-ритмические движения - полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как физически, так и духовно.

         Музыка, является мощным средством эстетического и этического воспитания, имеет и оздоровительный эффект, оказывая влияние на жизненные функции организма.

         Музыка и движения органически взаимосвязаны. Адекватно подобранные музыкальному образу движения способствуют более полному отражению музыки; с другой стороны - музыка развивает чувство ритма, темпа, выразительность и эмоциональность движений.

         Большое разнообразие движений под музыку я рассматриваю как средство двигательной активности, несущее функции физического развития и оздоровления детей. Не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием - формирование культуры движений. Важным показателем культуры движений является красивая осанка. Кроме этого состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. Поэтому моя задача формировать правильную осанку у детей на музыкальных занятиях и физкультуре под музыку. Музыка и движения представляют собой мощное средство для развития музыкально-двигательного творчества детей. Разностороннее воздействие на человека движений и музыки, тесная взаимосвязь музыки и движений выполняют образовательно-воспитывающую функцию.

       Стараюсь подбирать музыкальный материал с учетом его доступности дошкольникам.

         В музыкальную программу «Ладушки» включены такие виды движений, как физические упражнения, хореография и музыкальные игры, среди которых танцам, ритмической гимнастике и играм отводится ведущее место.

Особенности обучения движениям под музыку обуславливаются целями и задачами педагогического процесса и зависят от возрастных психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста. Большую роль в выборе методов и приемов играют специфические особенности рассматриваемых движений - их органическая связь с музыкой.

       В качестве основных методов обучения музыкальным движениям наиболее эффективны наглядный, словесный, практический. Сюжетно-игровой метод, как разновидность практического, является одним из ведущих. Я применяю как в процессе обучения отдельным упражнениям, так и в построении всего занятия. В связи с этим большинство музыкально-двигательных упражнений имеют понятное детям содержание, которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки. Сюжетный метод дает широкие возможности, не нарушая природного развития детей, учу их правильно и красиво двигаться, танцевать, слушать и понимать музыку.        Содержание сюжета выражается в названии темы. Как основные сюжетные линии использую темы природы и русский народный фольклор.        

   Повышение эффективности организации здорового образа жизни детей, обеспечивается реализацией принципов природного оздоровления, т. к. жизнь и здоровье человека находятся в природе и зависят от неё.

   Чтобы движения под музыку способствовали организации здорового образа жизни дошкольников, я учитываю следующие условия:

1. происходит опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;

2. исследую педагогические основы организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;

3. определяю место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

       Оздоровительные функции музыки дают основание утверждать, что движения под музыку и методы обучения им дошкольников способствуют укреплению здоровья. Физическому и духовному развитию ребёнка.

       Для успешного решения вопроса организации здорового образа жизни научно обосновано содержание движений под музыку, их формы и функции для детей дошкольного возраста. Из всего многообразия движений, включенных в программу музыкальных движений, я отдаю предпочтение хореографии, музыкальным играм и ритмической гимнастике, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений. Эти музыкальные движения развивают у ребенка двигательные навыки, двигательные качества - ловкость и координацию движений, быстроту слуходвигательной реакции, общую выносливость, способствующие улучшению состояния здоровья и физического развития старших дошкольников. Перечисленные упражнения способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки. Кроме оздоравливающей и развивающей функций музыкальные движения имеют и воспитывающую функцию, проявляющуюся в формировании культуры движений, приобщающей детей к музыкальному и народному творчеству. Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.

        Сюжетно-игровой, наглядный и образный методы являются ведущими в решении педагогических задач. Эти методы способствуют быстрому усвоению движений, развитию памяти, мышления, музыкально-двигательному творчеству. На основе этих методов дети на музыкальных занятиях от меня получают различную информацию, связанную со здоровым образом жизни, музыкой, танцами, народными праздниками и обычаями. Такая информация способствует формированию мотивов и развитию интереса и потребностей к укреплению здоровья, активному участию в занятиях музыкальными движениями.

   Мои методы и методические приёмы воспитания и обучения направлены также и на создание положительно-эмоционального фона не только на занятиях музыкальными движениями, но и в других видах деятельности детей, связанных с организацией здорового образа жизни. В результате, ребёнок получает радость, эмоциональное благополучие, которые придают ему уверенность в своих силах.

     Таким образом, музыкальный и двигательный материал, формы и методы, а также природная и фольклорная тематика, положенные в основу программы движений «Ладушки», способствуют укреплению здоровья, физическому и духовному развитию детей.

       Организацию здорового образа жизни как педагогический процесс, имеющий свои оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи и формы, я реализую с помощью движений под музыку. К формам организации здорового образа жизни относятся: учебная работа - занятия музыкальными движениями; утренняя зарядка средствами ритмической гимнастики; оздоровительные мероприятия в режиме дня - музыкальные и танцевальные паузы; активный отдых - развлечения и праздники; контакт с семьей.

Например: «Папа, мама я – спортивная семья» - спортивный праздник; «Мы танцуем, играем, поем!», спортивные развлечения с обручами и много других.

       Организация здорового образа жизни как педагогического процесса предполагает учёт физиологических и психических особенностей развития дошкольников, что обуславливает включение их в процесс формирования здорового образа жизни без насилия и давления, через развитие интереса к творческой деятельности, который необходимо постоянно поддерживать и углублять.

         Проблема воспитания и развития здорового человека, являющаяся важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности, может быть успешно решена при осуществлении преемственности в работе детского сада и семьи. Использую на своих занятиях дыхательную гимнастику.

ЗАЧЕМ НУЖНА ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

   «Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей и нас педагогов – сохранить ее здоровой»

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

     Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

     Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

   Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии я слежу , чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

   На своих занятиях я превращаю лечение в игру.

   Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:

1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.

4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).

Весёлые упражнения для малышей

Бегемотик

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

     То животик поднимается (вдох),

       То животик опускается (выдох).

Жук

:«жу-у-у - сказал крылатый жук,

     посижу и пожужжу».

Паровозик.

       Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

     Некоторые мелодии обладают высоким терапевтическим эффектом, по возможности я использую их на своих занятиях.

     От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка

1 концерта П.И.Чайковского

     Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий романтическая музыка: "Романс" Ф.Шуберта

     "Маленькая серенада" В.Моцарта.

   Для профилактики утомляемости

"Утро" Э.Грига                

   Поднимают настроение, избавляют от депрессий, стимулируют творческий импульс:

"Болеро" Равеля

"Танец с саблями" А.Хачатуряна.

Полное расслабление можно получить от:

"Вальса" Д.Шостаковича,

"Романса" Г.Свиридова.

Развитию умственных способностей у детей помогает музыка

В.Моцарта

Головную боль снимает

"Полонез" Огинского

      В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула. Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX в., с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова. И.М. Догелю удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления у людей от разной музыки. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей.

       Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников и разработала свою психолого-педагогическую концепцию “Музыкальная терапия, как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста”. Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с повышенным уровнем агрессивности и другими нарушениями в поведении. Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние агрессивных детей. Предметом же – изучение особенностей влияния музыкальной терапии на изменение общего эмоционального состояния у таких детей. Перед собой я поставила следующие задачи:

     * изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.

     *   провести диагностическое исследование с целью определения уровня               агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

   * исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.

   *     дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

     Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:

будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

будет разработан и внедрен перспективный план занятий;

будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

будут подобраны специальные музыкальные произведения;

будут задействованы все органы чувств у детей;

будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

       Я использовала следующие методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, метод музыкотерапии, а также элементы следующих нетрадиционных методов коррекционной педагогики: сказкотерапия, вокалотерапия, игротерапия, психогимнастика и др.

       Методологической основой послужили сугубо музыкальные приемы, такие как, слушание музыки, музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, и не предусматривают использование в синтезе с музыкальной терапией других психолого-педагогических методов.

       Цель данных занятий: создание положительного фона реабилитации (снятие фактора агрессивности и других поведенческих нарушений); стимуляция двигательных функций; развитие сенсорных процессов и основных психических функций; развитие познавательной сферы при помощи музыкальных приемов. Занятия музыкотерапией проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие занимает по времени от 25 до 35 минут. Также, специфическая музыка звучит на утренней гимнастике 3 раза в неделю, перед каждым обедом, во время подготовки ко сну и за час до ужина. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, преподаватель изобразительной деятельности) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: 1.Установление контакта. 2.Снятие напряжения. 3.Расслабление и заряд положительными эмоциями. Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения я стараюсь подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию (“изопринцип” - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с агрессивными детьми, то и акцент следует делать на агрессивную возбуждающую музыку. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, я строю на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, “Аве Мария”, Баха-Гуно, “Голубой Дунай”, Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, “Лето. Престо” из цикла “Времена года”, Вивальди, “Маленькая ночная серенада”, Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье же произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, “Менуэт”, Баккерини, “Ода к радости”, Бетховена, “Испанское каприччио”, Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку.

       Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

   Исходя из этой матрицы, я получаю следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

1. медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;

2. медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;

3. быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;

4.быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

     Таким образом, могу определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей. Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у агрессивных детей.

Детям очень нравится прием драматической психоэлевации. Этот метод подразумевает участие детей в театральных этюдах и постановке лечебно-педагогических спектаклей-игр, не только успокаивающих, но и обучающих и развивающих. А также дети с удовольствием инсценируют стихотворения и маленькие поучительные рассказы. Очень часто на своих занятиях я использую танцевальные композиции, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета. Наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии, психогимнастики и игротерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

В прошедшем учебном году с детьми мы поставили сказки: «Аленький Цветочек», «Красная шапочка», «Пойди туда, не зная куда и т.д. Данные сказки помогли детям почувствовать себя настоящими актерами и, как бы, посмотреть на свое агрессивное поведение со стороны, сделав соответствующие выводы.

       На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение “Танец пяти движений”, которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как “Воробьиные драки”, “Минута шалости”, “Злые - добрые кошки”, или, например, игра “Высвобождение гнева”, где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни “Верьте в чудеса”, “Будьте добры!”, “С нами, друг!”, “Если добрый ты…”, которые выполняют все эти задачи. Не редко на занятиях музыкотерапией я использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. В процессе работы на наших музыкальнотерапевтических занятиях появились свои ритуалы. Например, начинать и заканчивать занятие песней, оценивать по пятибалльной шкале каждое занятие и анализировать свое настроение после занятий.

         В декабре 2011 года мною была проведена промежуточная диагностика, которая должна была показать, в правильном ли направлении я двигаюсь, и действительно ли музыкальная терапия способствует снижению агрессивности у детей экспериментальной группы. По данным промежуточного тестирования, высокий уровень агрессии показали теперь уже 40 % детей, средний уровень – 30 % и низкий уровень проявления агрессивности – 30 % выборки. То есть в целом уровень агрессивности у детей экспериментальной группы снизился, но не намного. Так, например, резко снизился уровень конфликтности внутри группы. Также у детей экспериментальной выборки практически исчезли застенчивость и чувство одиночества. Но, тем не менее, уровень эгоцентризма и агрессии, направленной на окружающих снизился очень мало. Я связываю это с тем, что мне необходимо было больше использовать в своей работе поучительных ролевых игр, игр на формирование позитивного отношения к окружающему миру. В связи с указанными трудностями, я внесла коррективы в свой перспективный план, а именно: включила больше игр и упражнений на развитие творческих способностей у детей, а также задания на положительное отношение к животным и окружающим людям, на формирование собственного позитивного мироощущения и мировоззрения – что, в последствии, привело к большему снижению агрессивности и других негативных проявлений поведения у детей. В мае 2012 г. я провела итоговое констатирующее тестирование, которое показало следующие результаты: высокий уровень агрессивности показали 10% детей, средний – 40%, низкий – 50% выборки. Таким образом, из результатов итогового тестирования и по моим собственным наблюдениям и наблюдениям педагогов и родителей, я с уверенностью могу сказать, что гипотеза моей работы подтвердилась.      Очевидно, что музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей старшего дошкольного возраста.      Уже с нынешнего года во всех группах детского сада, начиная с ясельного возраста, я использую музыкальную терапию в профилактических целях: как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты. Для создания радостного, бодрого настроения на целый день у детей и родителей, лечебная музыка звучит утром и вечером в группах и коридорах детского сада. А также, я провожу сеансы музыкальной терапии с педагогами детского сада и родителями.

         Я считаю, что музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод, как коррекции нарушений поведения у детей, так и лечения человеческого организма в целом. Думаю, что – это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.

       «Музыкальная терапия для всей семьи» Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Но много ли мы знаем о ней? Популярная ритмичная - способствует эмоциональной разрядке, классическая воспитывает нравственно эстетические чувства, формирует духовные потребности, взгляды, убеждения. Из этого следует, что музыку нужно слушать различную, в определенных дозах и в определенное время. Для более глубокого рассмотрения этого вопроса я обратилась к психологии. Музыка выступает как средство отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

         Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержки устойчивого и высокого трудового ритма.

     Проведение учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Поэтому я используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, учитываю соответствующие вкусы отдельных детей. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает в своем воображении свои ассоциации. Известно, что музыкальные ритмы 3/4 - вальс действует успокаивающе, а ритмы 2/4, 4/4 оказывает бодрящее воздействие.

       Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние ребенка. Наибольшее влияние оказывает органная музыка. Деревянные духовые инструменты, фагот или гобой, благотворно действуют на печень, а вот сердечно - сосудистая система предпочитает струнные - скрипка, виолончель, гитара.

        Музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична.

         Человек придумал музыку, чтобы стоить и жить помогала, в самом прямом смысле, чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни. Самое древнее упоминание о волшебной силе музыки встречается в Ветхом Завете, в рассказе о том, как Давид излечил Саула от нервной депрессии, играя на гуслях.

         Древние китайцы применяли; музыку наряду с другими средствами традиционной медицины. Европейцы в отличии от китайцев, полагавших, что музыкой можно воздействовать непосредственно на больное место, применяли музыку как дополнительное психотерапевтическое средство. Так, в одной мюнхенской клинике пациентам с заболеванием желудочно-кишечного тракта давали слушать Моцарта и Бетховена.

         Представители классической, отечественной школы музыкотерапии, сходятся, во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.

         По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные, этюды, действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на, музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то я использую следующие мотивы:

Колыбельные:

«Спи, моя радость, усни» (Моцарт)

«Сон, приходит на порог» (Дунаевский)

«За печкою поет сверчок» (Островский)

«Колыбельная Светланы»

«Спи, дитя мое».

           Родителям совсем необязательно иметь хороший музыкальный слух и певческий голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.

           Мамы тоже должны научиться слушать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

             В классическую релаксационную программу входят следующие произведения: Бах И.С. «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов: Шуберт Ф. «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии, Беллини В. «Каватина Нормы», Вивальди А. «Зима». Бетховен Л. вторые части фортепианных сонат (8, 14, 23), Чайковский П.И. анданте кантабиле из 5-й симфонии «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года».

           Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку, активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию. К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепианных сонат и концертов. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта».

           П.И.Чайковского - вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии, а также отрывок С.Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, М. Глинки «Романсы». А. Вивальди «Весна» и т. д. Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют нервную систему. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

         Лечебное воздействие музыки люди заметили еще в глубокой древности. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний.

Список используемой литературы:

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: (Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии)

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- 2010г.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога, 2009г.

4. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. 2010г. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5 Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры 2012г.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология - 2009г.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. 2008г.

8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – 2001г.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – 1985г.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика - 2009г.

11.   Авторы: И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева.

           Издательство «Композитор – Санкт-Петербург».

«Ясельки», 2011г., 175 стр.

«Праздник каждый день», младшая группа, 2011г., 235стр.

«Праздник каждый день», средняя группа, 2012г, 270стр.

«Праздник каждый день», старшая группа, 2012г., 308стр.

«Праздник каждый день», подготовительная группа, 2009г., 366стр.

«Праздник каждый день». Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий. Подготовительная группа, 2009г., 176стр.

«Весёлые досуги», 2011г., 122стр.

«Я живу в России», 2009г., 125стр.

«Этот удивительный ритм», 2009г., 73стр.

«Цирк, цирк, цирк», 2011г, 105стр.

«Топ-топ, каблучок 1», 2010г., 82стр.

«Топ-топ, каблучок 2», 2010г., 83стр.

«Музыка и чудеса», 2010г., 77стр.

«Игры, аттракционы, сюрпризы», 1999г., 57стр.

«Ах, карнавал-1», 2011г, 77стр.

«Ах, карнавал-2», 2011г., 47стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья по теме " Оздоровительная функция музыки, как составляющей системы музыкального воспитания дошкольников"

Применение здоровьесберегающих технологий в системе музыкального воспитания дошкольников...