Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_prezentatsii_po_fizo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Мурманский областной институт повышения квалификации

работников образования и культуры

кафедра дошкольного образования

Тема:

«Современные подходы  к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста»

        

                                                                                              Из опыта работы.

Воспитатели:

Северина Е.В.

Белова М.А.

МДОУ д/с №2                                                                          г. Заполярный

2013 г

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура двигательная активность. Статистика свидетельствует: физически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

Цель: Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков;
  • создание условий для двигательной активности детей;
  • оздоровление организма путем приобретения навыков правильного дыхания;
  • привлекать внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.

Основные направления и содержание работы

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

Остеопатическая гимнастика

Физкультурное занятие

Арт-терапия

Ритмика

Утренняя гимнастика

Технологии музыкального воздействия

Динамические паузы

Коммуникативные игры

Сказкотерапия

Подвижные и спортивные игры

Занятия по здоровому образу жизни

Технологии воздействия цветом

Релаксация

Самомассаж

Технологии коррекции поведения

Дорожки здоровья

Точечный самомассаж

Психогимнастика

Гимнастика пальчиковая

Физкультурные досуги, праздники

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Библиотерапия

Гимнастика дыхательная

В своей работе мы считаем рациональным использование следующих здоровьесберегающих педагогических технологий:

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Летом и осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходит на свежем воздухе, что служит закаливающей процедурой. В утренний отрезок времени на детей ложится, наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • традиционные;
  • игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления;
  • тематические занятия;
  • занятия – тренировки, это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
  • занятия – зачеты, для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).

Для целостного здоровьесберегающего педагогического процесса нами был проведен цикл занятий по валеологии «Знай, свое тело», который состоит из 4 разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу». Затем знания закреплялись в двигательной деятельности детей. Мы уделили большое внимание выработке правильного дыхания, так как оно способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.

Основные валеологические знания излагаются на занятии познавательного цикла и включены в расписание как занятия по познавательной деятельности.  Специально подбираются комплексы общеразвивающих упражнений, игры, направленные на привлечение внимания ребенка к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности.

Прогулки проходят два раза в день с подвижными, спортивными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией вызывает эмоциональный подъем, а поэтому всегда желанна.

Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на 2 недели. Пробуждение детей проводится в бесконтактном режиме, с помощью музыкальной шкатулки – будильника. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения.

После выполнения упражнений дети не просто идут в умывальную комнату, а отправляются в путешествие по не ровной дорожке (массажным коврикам с различной плотностью и выпуклостью рельефа), где моют лицо, руки, что служит закаливающей процедурой.

Для реализации личностно-ориентированной двигательной активности и формирования физической культуры ребенка в группе создана игровая физкультурная среда, оформлен уголок «Спортотека», где помещено необходимое оборудование, журналы о спорте. В уголке отмечаем достижения детей на занятиях по физкультуре. Все это дает возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают индивидуальные предпочтения к какому-либо отдельному виду движений.

Большую роль в психо-коррекционной работе отводим музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в нашей группе оформлен театрализованный уголок с разными видами театров, также в группе создан уголок психологической разгрузки.

Формы  и методы взаимодействия с семьями воспитанников

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй:

  • анкетирование родителей: «Делаете ли вы сами зарядку по утрам?», «Чтобы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка», «Каким видом спорта вы увлекаетесь?» и др.;
  • наглядный материал: «Здоровый образ жизни», «Игры мимоходом» и др.;
  • библиотечка по физвоспитанию для семьи (стихи, рассказы, загадки для семейного чтения);
  • родительские собрания: «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» с показом упражнений детьми, «Пропаганда здорового образа жизни в семье»;
  • индивидуальные домашние задания, чтобы повысить двигательную активность детей дома: «мой выходной день», «любимый вид спорта нашей семьи» и др.;
  • фотоколлажи: «Будем чемпионами», «Будущее за нами» и др.;
  • фоторепортажи («День здоровья в своей семье», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» и др.);
  • викторины для родителей: «Спорт – это жизнь», «Солнце, воздух и вода  - наши лучшие друзья» и др.;
  • проведение совместных физкультурных праздников – досугов: «Всей семьей - на старт!», «Семейный час».

Вывод:

Известно, что чем младше дети, тем более они восприимчивы к тому, чему мы их хотим научить. Привить навыки личной гигиены, привычку к здоровому образу жизни, научить получать удовольствия от двигательной активности и занятий физкультурой и спортом. Именно в этом состоит основа формирования физической культуры.

Дошкольный возраст – время, когда можно и нужно максимально постараться улучшить физическое и психологическое развитие дошкольника, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой  уровень освоения знаний и практи...

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНАЖЁРАХ

В данной статье вы можете познакомиться с системой физкультурно – оздоровительной работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста в нашем учреждении....

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речево...