Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_prezentatsii_po_fizo.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурманский областной институт повышения квалификации
работников образования и культуры
кафедра дошкольного образования
Тема:
«Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы. Воспитатели: Северина Е.В. Белова М.А. МДОУ д/с №2 г. Заполярный |
2013 г
Актуальность
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура двигательная активность. Статистика свидетельствует: физически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом. Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.
Цель: Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков;
- создание условий для двигательной активности детей;
- оздоровление организма путем приобретения навыков правильного дыхания;
- привлекать внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.
Основные направления и содержание работы
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Технологии обучения здоровому образу жизни | Коррекционные технологии |
Остеопатическая гимнастика | Физкультурное занятие | Арт-терапия |
Ритмика | Утренняя гимнастика | Технологии музыкального воздействия |
Динамические паузы | Коммуникативные игры | Сказкотерапия |
Подвижные и спортивные игры | Занятия по здоровому образу жизни | Технологии воздействия цветом |
Релаксация | Самомассаж | Технологии коррекции поведения |
Дорожки здоровья | Точечный самомассаж | Психогимнастика |
Гимнастика пальчиковая | Физкультурные досуги, праздники | Артикуляционная гимнастика |
Гимнастика для глаз | Библиотерапия | |
Гимнастика дыхательная |
В своей работе мы считаем рациональным использование следующих здоровьесберегающих педагогических технологий:
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Летом и осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходит на свежем воздухе, что служит закаливающей процедурой. В утренний отрезок времени на детей ложится, наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- традиционные;
- игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления;
- тематические занятия;
- занятия – тренировки, это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
- занятия – зачеты, для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
Для целостного здоровьесберегающего педагогического процесса нами был проведен цикл занятий по валеологии «Знай, свое тело», который состоит из 4 разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу». Затем знания закреплялись в двигательной деятельности детей. Мы уделили большое внимание выработке правильного дыхания, так как оно способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.
Основные валеологические знания излагаются на занятии познавательного цикла и включены в расписание как занятия по познавательной деятельности. Специально подбираются комплексы общеразвивающих упражнений, игры, направленные на привлечение внимания ребенка к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности.
Прогулки проходят два раза в день с подвижными, спортивными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией вызывает эмоциональный подъем, а поэтому всегда желанна.
Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на 2 недели. Пробуждение детей проводится в бесконтактном режиме, с помощью музыкальной шкатулки – будильника. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения.
После выполнения упражнений дети не просто идут в умывальную комнату, а отправляются в путешествие по не ровной дорожке (массажным коврикам с различной плотностью и выпуклостью рельефа), где моют лицо, руки, что служит закаливающей процедурой.
Для реализации личностно-ориентированной двигательной активности и формирования физической культуры ребенка в группе создана игровая физкультурная среда, оформлен уголок «Спортотека», где помещено необходимое оборудование, журналы о спорте. В уголке отмечаем достижения детей на занятиях по физкультуре. Все это дает возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают индивидуальные предпочтения к какому-либо отдельному виду движений.
Большую роль в психо-коррекционной работе отводим музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в нашей группе оформлен театрализованный уголок с разными видами театров, также в группе создан уголок психологической разгрузки.
Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй:
- анкетирование родителей: «Делаете ли вы сами зарядку по утрам?», «Чтобы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка», «Каким видом спорта вы увлекаетесь?» и др.;
- наглядный материал: «Здоровый образ жизни», «Игры мимоходом» и др.;
- библиотечка по физвоспитанию для семьи (стихи, рассказы, загадки для семейного чтения);
- родительские собрания: «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» с показом упражнений детьми, «Пропаганда здорового образа жизни в семье»;
- индивидуальные домашние задания, чтобы повысить двигательную активность детей дома: «мой выходной день», «любимый вид спорта нашей семьи» и др.;
- фотоколлажи: «Будем чемпионами», «Будущее за нами» и др.;
- фоторепортажи («День здоровья в своей семье», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» и др.);
- викторины для родителей: «Спорт – это жизнь», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» и др.;
- проведение совместных физкультурных праздников – досугов: «Всей семьей - на старт!», «Семейный час».
Вывод:
Известно, что чем младше дети, тем более они восприимчивы к тому, чему мы их хотим научить. Привить навыки личной гигиены, привычку к здоровому образу жизни, научить получать удовольствия от двигательной активности и занятий физкультурой и спортом. Именно в этом состоит основа формирования физической культуры.
Дошкольный возраст – время, когда можно и нужно максимально постараться улучшить физическое и психологическое развитие дошкольника, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и успешной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практи...
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....
Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНАЖЁРАХ
В данной статье вы можете познакомиться с системой физкультурно – оздоровительной работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста в нашем учреждении....
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речево...