Конспект комплексного занятия в сенсорной комнате "Космическое путешествие" с детьми старшей комбинированной группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Пискарева Татьяна Сергеевна

Конспект занятия для ознакомления с оборудованием сенсорной комнаты и закрепления знаний детей по лексической теме "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в сенсорной комнате

с детьми старшей комбинированной группы «Космическое путешествие».

Подготовили и провели:

педагог – психолог Пискарева Т.С.,

учитель – логопед Гурьянова Н.В.

ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель: закрепление знаний детей по теме «Космос», знакомство с интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный фон;
  • совершенствовать навыки взаимодействия;
  • развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное восприятие;
  • совершенствовать мелкую и крупную моторику;
  • обогащать активный и пассивный словарь;
  • развивать лексико-грамматический строй речи.

Материалы и оборудование:

  • клубок ниток,
  • комплекты картинок «Космос», «Времена года», «Цифры и фигуры»,
  • пуговицы на коврике и петельки,
  • мягкие модули разных форм,
  • маты напольные,
  • сенсорная дорожка,
  • пузырьковая колонна,
  • пуфик-кресло с гранулами,
  • генератор мыльных пузырей,
  • соляная лампа,
  • проектор и экран,
  • аудиозапись  спокойной музыки,
  • музыкальный центр.

Продолжительность: 25-30 мин.

Используемые помещения: игровой развивающий центр и темная сенсорная комната.

Ход занятия.

Специалисты вместе с детьми приходят в игровой развивающий центр, садятся в круг (на маты).

1. Психолог сообщает, что мы сегодня отправимся в необычное путешествие, а чтобы у всех было хорошее настроение, скажем друг другу добрые пожелания.

Игра «Нити удачи» (дети передают друг другу клубочек ниток с пожеланиями, наматывая при этом часть нити на палец; обращаем внимание на то, что нити связывают нас, мы как одно целое).

2. Логопед предлагает вспомнить, какой праздник отмечали недавно (День космонавтики), что дети знают по данной теме.

Детям дается задание: посмотреть вокруг и принести только те картинки, которые относятся к теме «Космос». Возвращаемся в круг, проверяем, все ли картинки нашли правильно.

3. Игра «Трудолюбивые пальцы». 

Логопед загадывает детям загадки. Тот, кто отгадал, берет петельку и надевает ее на пуговицу нужного размера, пришитую на коврик.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (ракете).

Освещает ночью путь,

Звездам не дает уснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она – твоя, она – моя,

А называется … (Земля).

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит … (Солнце).

Рассыпалось ночью зерно,

А утром – нет ничего. (Звезды)

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Там, где нет от солнца света,

Мчится в космосе … (ракета).

В ней, скафандр прочный сняв,

Отдыхает … (космонавт).

4. «Строим ракету».

Психолог спрашивает, что же нам нужно, чтобы отправиться в космос? (ракета, космический корабль). Педагоги предлагают детям построить ракету из больших мягких модулей так, чтобы вся команда удобно разместилась на борту.

Дети строят ракету, педагоги помогают по необходимости.

Психолог: «Итак, занимаем свои места, закрываем глаза, и мы отправляемся в космическое путешествие».  

5. Визуализация «Путешествие на Голубую звезду»

(см. Приложение)  

Психолог проводит первую часть визуализации (до того момента, как дети представили, что совершили посадку на Голубую звезду).

Далее – переходим в темную сенсорную комнату (перед входом снимаем обувь). На экране спроецировано звездное небо, включены пузырьковая колонна и соляная лампа, звучит спокойная музыка.  

6. Ходьба по сенсорной дорожке.

Психолог предлагает детям проверить ножками, какая на ощупь поверхность планеты: твердая или мягкая, холодная или горячая, шершавая, колючая или гладкая и т.п. Акцентируем внимание на то, что чувствуют ножки детей.

7. «Волшебный фонтан» (пузырьковая колонна).

Психолог: «Ребята, мы продолжаем изучать Голубую звезду, посмотрите, что это такое? Это  волшебный фонтан (подходим к пузырьковой колонне)».

Дети подходят к колонне, наблюдают за пузырьками, рассказывают, что видят (какие пузырьки, куда движутся, как меняется цвет). Затем педагоги предлагают детям встать напротив колонны с пузырьками и представить, будто бы они поднимают пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме пузырьков вверх и расслабление в момент опускания пузырьков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется.

8. Игра «Маленький фонтанчик» (используется генератор мыльных пузырей).

Далее предлагаем детям поиграть с пузырьками (включается генератор мыльных пузырей): дуем на мыльные пузыри так, чтобы они дольше держались в воздухе (работа над дыханием, продолжительностью выдоха, поддержание положительного эмоционального фона).

9. «Загадай желание» (используется соляная лампа).

Продолжаем наше путешествие, и находим «светящуюся гору исполнения желаний» - просим детей рассмотреть и ощупать ее, рассказать, какая она. Затем предлагаем каждому загадать желание, дотрагиваясь до «горы».  

10. Визуализация «Путешествие на Голубую звезду» (2-я часть).

Психолог: «Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на Землю».

Дети ложатся на маты, психолог проводит вторую часть визуализации – возвращение домой.

11. Обратная связь.

Кратко обсуждаем с детьми их впечатления от путешествия.

Приложение

«Путешествие на Голубую звезду»

 Наша родная планета — Земля. На ней живут звери, птицы, насекомые, люди. Люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы… Лягте удобно, закройте глаза. Представьте темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в путешествие к загадочной Голубой звезде...

Сейчас наш корабль поднимается в небо... Вдох — выдох (3 раза). Крепко – крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите! Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох… Почувствуйте, как приятная тяжесть растекается по телу. Корабль взлетает. Нам становится легко. Вдох – выдох (3 раза). Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, но наша цель — Голубая звезда...

И вот она уже близко: яркая, голубая. Давайте сделаем мягкую посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох – и выдох (2 раза), отпускаем штурвалы и педали. Плавно и мягко опускаемся на эту планету.

Выходим из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, голубые, синие, розовые… Голубая мягкая трава. Чувствуем нежный аромат цветов. Легкий ветерок касается наших лиц. Мы гуляем по планете.

Мы выходим на прекрасную поляну. Трогаем цветы, вдыхаем их запах и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта.

Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой все это: доброту, радость и чистоту. Мы поделимся ими с людьми на своей планете.

Мы улетаем с Голубой звезды. Мы летим в космосе. Голубая звезда становится маленькой звездочкой, ярко светящей нам в просторах космоса.

Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Мы видим Землю. Медленно опускаемся на нее. Наше тело становится сильным. Вдох — выдох (3 раза). Откройте глаза, потянитесь.

Литература:

  • «Темная сенсорная комната — мир здоровья». Учебно-методическое пособие /под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,  2011.
  • «Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка». Учебно –методическое пособие /под ред. С.В. Жолована – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,  2011.
  • А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми» – СПб.:»Библиополис», 1994.
  • М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина - «Космос» из серии «Грамматика в играх и картинках» – СПб.: «Паритет», 2004.
  • Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  • Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе» - М.: «Лист», 1999.
  • Интернет – портал «Солнышко».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

Конспект занятия по развитию математических представлений и сенсорных способностей с детьми старшей (логопедической) группы «Встреча с цилиндром»

Конспект занятия по развитию математических представлений и сенсорных способностей с детьми старшей (логопедической) группы «Встреча с цилиндром»...

Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей – подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру     Задачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую ре...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старше – подготовительной группы на тему «Мой дом»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьмистарше – подготовительной группына тему «Мой дом»...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы « Капитошка» Тема: «С чего начинается Родина»

Закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями.  Развивать интерес к малой родине. Воспитывать уважение и любовь к достопримечательностям, ку...