Как помочь детям с нарушениями в поведении: причины и способы коррекции.
консультация на тему

Вышкова Марина Николаевна

Дано разъяснение агрессивному и гиперактивному поведению, рекомендации по работе с детьми, представлены  тренинговые упражнения по профилактике отклоняющегося поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_k_pedsovetu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь детям с нарушениями в поведении: причины  и способы коррекции.

     В каждой группе детского сада есть дети, которых можно отнести  к «группе риска». «Дети риска» - это трудные, особенные дети, или, еще их называют, неудобные дети, имеющие отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии. Из большой категории детей выделяются: соматически ослабленные дети, дети с общими нарушениями речи, дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведения. Группа детей с нарушением поведения имеет разнообразные психолого-педагогические особенности, но можно выделить ряд характеристик, общих для всех детей. Дети легко возбудимы, раздражительны, неусидчивы, вступают в конфликты с другими детьми и взрослыми. Вне зависимости от того, какими причинами вызвано нарушение поведения, есть несколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчить выраженность нарушений:

  • формирование саморегуляции и контроля за своим поведением;
  • критичного отношения к своему состоянию;
  • умение сдерживать аффективные проявления;
  • профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности.

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди  детей дошкольников, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивность – это свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека-);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

      в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека  (сниженная произвольность, низкий уровень   активного торможения и т. д.)

     Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

     Причинами агрессивности детей могут быть:

  1. недостаток физической нагрузки и двигательной  активности;
  2. дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
  3. повышенная тревожность (комплекс несоответствия);
  4. усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
  5. косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки).

Причин такого поведения, когда дети кусаются, толкаются, дерутся, а иногда в ответ даже на доброжелательное обращение «взрываются» и бушуют, может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают как поступить иначе. Их поведенческий репертуар довольно скуден и если мы предоставим им возможность выбора поведения, дети с удовольствием откликнуться на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

- подраться с подушкой;

- использовать физические силовые упражнения;

- рвать бумагу;-

- нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;

- использовать «мешочек для криков»;

- поколотить стол надувным молотком;

- релаксационне этюды и упражнения;

- психогимнастику;

- игры и упражнения на развитие и осознании детьми отрицательных черт характера;

- подвижные игры, способствующие отреагированию агрессии, снятию напряжения,

  обучению конструктивным способам общения.

Работа воспитателей должна осуществляться по следующим направлениям:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучения навыкам распознавания и контроля, умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию – доброжелательных отношений  у дошкольников.

Гиперактивное поведение (СДВГ) – нарушение поведения, связанное со слабым контролем побуждений и повышенной двигательной активностью.

 Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как СДВГ. По сути ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему с ними не справиться без помощи окружающих взрослых, особенно родителей. Часто отношения между ребенком и родителями омрачаются разочарованием и раздражением последних. Нетипичность поведения гиперактивных детей является следствием нарушения деятельности нервной системы (ММД). Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, паталогии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами (неадекватный стиль воспитания в семье, психотравмы, нежеланный ребенок). Однако бывают ошибки при постановке диагноза, так как идентичная картина наблюдается при неврозах у детей-дошкольников, проявлюющихся эмоциональной неустойчивостью и психомоторным беспокойством. Следует очень внимательно изучить ситуацию в семье¸ так как невнимательность, импульсивность и другие проявления СДВГ могут являться индивидуальной реакцией на кризис семейных отношений или какие-либо изменения в привычном укладе жизни (развод, появление второго ребенка, переезд и т. д.).

Первоначально в качестве основного метода воспитания ребенка с СДВГ использовать вознаграждение и поддержку, т.к. к негативным методам воздействия (ругань, одергивание) дети с СДВГ невосприимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы. Для поддержки гиперактивного ребенка предложена пошаговая модель (авторь – И. П. Брязгунов). Она призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Обобщенная система работы (совместно педагог, психолог, врач, родитель) может включать следующие этапы:

  1.  Физическая реабилитация.
  2.  Обучение навыкам саморегуляции.
  3.  Развитие коммуникативных навыков.
  4.  Коррекция негативных эмоций.
  5.  Развитие дифицитарных функций.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержнения со стороны партнеров по общению; застенчивость, характеризующаяся эмоциональным дискомфортом, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Однако, несмотря на явные различия проблемных форм межличностных отношений дошкольников, их объединяет одно общее свойство – неспособность видеть и понимать другого.

 И поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Для того чтобы  немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, я хочу предложить игры и упражнения на релаксацию для детей с которыми часто бывает трудно ладить (см. приложение 1).

 В связи с этим мне бы хотелось провести несколько тренинговых упражнений и игр для того чтобы вы могли пережить и прочувствовать сами.

1. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»,

                          «Портрет гиперактивного ребенка».

Группа делится на 2 подгруппы и составляет  портрет агрессивного ребенка (см. приложение 2). Участнки подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку (гиперактивному ребенку) после чего проводится общее обсуждение.

2. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе». Упражнение проводится в два этапа. Каждый из участников получает карточку с любой скороговоркой. Имитируя ситуацию раздражения, участники ходят по комнате  и бормочат себе под нос скороговорку. На втором этапе участники ходят по комнате, останавливаются друг перед другом и трижды сердито выкрикивают текст своей скорогворки. В время обсуждения участники отвечают на вопрос тренера «Что вы чувствовали после первого и после второго этапа игры?».

3. Игра «Обзывалки». Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга необидными словами начиная со слов: «А ты…» Это могут быть названия деревьев, фруктов, цветов… В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.

4. Упражнение «Работа с гневом». Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список выражения гнева. (см. приложение 3). Подгруппы в результате обсуждения выбирают наиболее приемлемые способы. В процессе обсуждения список дополняется и уточняется

5. Обратная связь. Каждый участник, по кругу передавая мяч, отвечает на вопросы. Чем полезна для вас данная встреча? Какие конкретные приемы вы будете использовать?

6. Упражнение «Пожелание» Участники стоят по кругу и, передавая зажженную свечку, заканчивают предложения: «Я желаю тебе…».

Приложение 3

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ  (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики в мишень.
  3. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  4. Пускать мыльные пузыри.
  5. Устроить «бой» с боксерской грушей.
  6. Полить цветы.
  7. Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  8. Скомкать несколько листов бумаги или порвать, а затем их выбросить.
  9. Быстрыми движениями руки  нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
  10. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Приложение 3

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ  (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Пометать дротики в мишень.
  3. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
  4. Пускать мыльные пузыри.
  5. Устроить «бой» с боксерской грушей.
  6. Полить цветы.
  7. Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  8. Скомкать несколько листов бумаги или порвать, а затем их выбросить.
  9. Быстрыми движениями руки  нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
  10. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Приложение 2

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

  • Слишком говорлив
  • Часто завислив и мстителен
  • Отказывается от коллективной игры
  • Чрезмерно подвижен
  • Имеет высокие требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Постоянно ерзает
  • Ощущает себя отверженным
  • Имеет низкую самооценку
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Отстает в развитии речи
  • Чрезмерно подозрителен
  • Вертится на месте
  • Постоянно контролирует свое поведение
  • Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перерывает
  • Сваливает вину на других
  • Беспокоен в движениях
  • Часто спорит со взрослыми
  • Суетлив
  • Любит заниматься головоломками, мозаиками
  • Часто бывает забывчив
  • Часто теряет контроль над собой
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Импульсивен
  • Часто дерется
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Часто предчувствует плохое
  • Самокритичен
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Опасается вступать в новую деятельность
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • Робко здоровается
  • Мало и беспокойно спит
  • Толкает, ломает, рушит все кругом.
  • Чувствует себя беспомощным
  • Часто теряет вещи
  • Легко ссорится, вступает в драку
  • Он не прочь подразнить животных
  • Хочет быть лидером
  • Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку!

Ехал Грека через реку!  Видит Грека в реке рак! Сунул Грека руку в реку – рак за руку Грека цап!

Бык - тупогуп, тупогубенький бычок! У быка бела губа была тупа!

Кукушка сшила кукушонку капюшон! Кукушонок в капюшоне смешон!

Стоит колпак не по-колпаковски! Надо колпак переколпаковать!

На дворе- трава, на траве – дрова!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку!

Ехал Грека через реку!  Видит Грека в реке рак! Сунул Грека руку в реку – рак за руку Грека цап!

Бык - тупогуп, тупогубенький бычок! У быка бела губа была тупа!

Кукушка сшила кукушонку капюшон! Кукушонок в капюшоне смешон!

Стоит колпак не по-колпаковски! Надо колпак переколпаковать!

На дворе- трава, на траве – дрова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям с нарушениями речи подготовиться к школе.

Как помочь ребёнку с нарушениями в речи не отстать от сверстников при поступлении в школу. Данные рекомендации для родителей включают в себя специально разработанные задания, направленные на развитие ...

Как помочь детям с нарушением зрения

некоторые особенности организации работы  с детьми с нарушением зрения...

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.План лекции:Вводая часть1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.Важной педагогической задачей учреждений компенсато...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности. Важной педагогической задачей учреждений компенсат...

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как способ коррекции речевого развития

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоров...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...