Обобщение опыта "Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни».
статья (старшая группа) на тему

Бобырь Елена Ивановна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А о здоровье можно говорить не только, при отсутствии  каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой  умственной и физической работоспособности.

       Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp._godaobobshchenie_opyta.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное казённое дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №4» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района

Ставропольского края

 

Обобщение опыта работы по теме:

«Воспитание у  дошкольников

потребности в здоровом образе жизни»,        

в рамках профессионального конкурса  

«Воспитатель года 2015»

                Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Бобырь Елена Ивановна

с. Грачёвка 2014 г.

                           

                                                                                                                        Г. Гейне: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

    (Слайд №2).     В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А о здоровье можно говорить не только, при отсутствии  каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой  умственной и физической работоспособности.  Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.  Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

        Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.  Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования в детях потребности в здоровом образе жизни.  Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

(Слайд №3.)        Понятие "Здоровье" имеет множество определений, но самым популярным и наиболее емким следует признать определение данное Всемирной Организацией здравоохранения:

"Здоровье" - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

       Являясь слушателем модульных курсов в 2010 г, прослушав лекции  «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», изучив Программы  «Здоровье» В.Г. Алямовской, оздоровительно-развивающую программу  «Здравствуй» М.Л. Лазарева,  «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского натолкнули меня на взятие новой темы по самообразованию

«Приобщение детей к ЗОЖ через воспитание гуманного отношения к миру природы».  (Слайд №4.)

 Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики. Все сказанное выше определяет актуальность данного исследования.

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Современная дошкольная педагогика направлена на решение задач, которые включают в себя организацию режима жизни детских закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движения.

(Слайд №5.)

Группа оздоровительных задач:

охрана и укрепление здоровья,

закаливание, развитие движений.

Группа воспитательных задач:

формирование нравственности физических навыков,

формирование потребности в физическом совершенстве,

взаимодействие культурно - гигиенических качеств.

Группа образовательных задач:

формирование представлений о своем организме,

формирование навыков выполнения основных движений,

формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

        Эти задачи отражены в федеральном государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:

"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".

       На пороге ХХI века современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

       (Слайд №6.)    Для успешной реализации поставленных задач мною была организована студия  «Здоровичок»  с целью формирования в детях представлений о своём физическом  «я»- строении и функции человеческого тела: формирования навыков показывать и называть основные части тела, лица человека, понимать и различать сверстников, взрослых по половому признаку, что в дальнейшем поможет формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста.

      Был разработан перспективный план на основе внедрения моей составительской программы  «Будь здоровым, малыш!»

     (Слайд №7.) Обустроила в группе  «Уголок  здоровья», в котором разместила подбор валеологических игр и дыхательных упражнений, набор  «Озорных прищепок», книги по здоровью, картотеку оздоровительных игр, «Игры, которые лечат»,  «пальчиковый бассейн», рабочие тетради  «Мой организм»,  «Внутренние органы человека».     В группе были изготовлены: пробковый коврик  «Божья коровка», новые массажные коврики, модуль для дыхательных упражнений  «Подуй на ленточку», алгоритмы  «Правильного мытья рук» и  «Последовательности одевания». (Слайд №8, №9).

         По данному направлению разработала и апробировала  циклы занятий   «Моё тело», «Все люди разные»,  «Овощи и фрукты - полезные продукты»,  «Как беречь ноги?»  «Королевство зубной щётки»,  «Зачем я должен спать?», на которых дети знакомились с элементарными знаниями об органах человека, через беседы, дидактические игры, наблюдения, досуги  «Праздник молока»,  «В гостях у доктора Айболита», «Береги здоровье с детства». Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была моей основной задачей. Для этого надо было дать детям в доступной для них форме элементарные знания и практически закрепить свои знания. (Слайд №10.)
       В начале,  дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играли в настольно-печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т.д.
      При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз». Все занятия, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, старались отражать все части тела человека, лепили животных и человека. (
слайд №11.)

        Знакомила детей с органами чувств человека. С этой целью провела ряд занятий «Мой замечательный нос», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» и другие. По этой теме вместе с детьми сочинили несколько валеологических сказок: «Капризная принцесса», «Разноцветные кубики».

Дети студии принимали активное участие в месячниках здоровья, показали хорошие результаты в «Летней олимпиаде».

     (Слайд №12.) С целью сохранения и укрепления здоровья детей, привития им навыков здорового образа жизни мною был реализован проект  «Будь здоров!» 

        Предполагаемый результат которого, позволил укрепить  соматическое состояние детей, детям делать маленькие шаги к культуре здоровья, приобрели навыки здоровье-творческой деятельности.  В рамках проекта  происходило взаимодействие с семьёй: консультации в родительском уголке по теме «Я и моё здоровье»,  изготовление буклетов для родителей, фотовыставка  «Если хочешь быть здоров!»

     Выставка рисунков  «Мы здоровью скажем, да!»


    (Слайд №13).   Особенно хорошо закрепляются полученные знания на корригирующей гимнастике после сна, которую мы  проводим. Ребята делают массаж и самомассаж, где закрепляют названия частей тела. Например:  руки (правая, левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д. Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминают названия пальцев.       Практиковала массаж стопы и ходьбу босиком по пуговичным коврикам,  по массажным коврикам.  Корректирующая гимнастика и закаливающие процедуры дали снижение заболеваемости в нашей группе, что было отмечено на итоговом педсовете нашего детского сада.
   
( Слайд №14).  Оздоровительные занятия, беседы помогли мне в решении множества задач, таких как:

сохранение и укрепление здоровья;

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование потребности в двигательной активности;

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, кариеса, простудных заболеваний;

приобретения навыка правильного дыхания;

привитие навыков элементарного самомассажа;

развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.


        Итак, в течение года дети получили элементарные знания о строении своего организма и получили необходимые навыки ухода за своим телом.
В настоящее время большое внимание уделяется влиянию экологии на здоровье человека. Работая над этой проблемой, мы с детьми
 знакомились с проблемами окружающей среды и дети учились бережно относиться к живой природе. С детьми играли в различные дидактические игры, такие как: «Съедобное - несъедобное», «Ядовитые растения и грибы», «Хорошо - плохо».  (Слайд №15). С целью воспитания в детях чувства уважения  и любви к родной природе в прошлом году был реализован проект  «Это удивительное дерево».

        Мы с детьми изготовили альбом  «Листья, которые лечат»,  «Листья –вкусная еда», макеты  «Одеяло из листьев»,  «Волшебные превращения листьев». В итоге создали мини-музей  «Осенние листья». Наши дети знают, для чего нужны деревья, листья, какую пользу они приносят окружающему миру, да  и человеку.

       Мною была разработана составительская программа по экологии в младших группах  «Берёзка», основная же цель которой – привитие основ экологической культуры дошкольникам, формирование у них системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

      (Слайд №16).  Семья в наше время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы.

         Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

       Через уголок здоровья для родителей я знакомлю их с важной информацией: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Оздоровление детей в детском саду», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья?», «Начинаем учиться вместе!». 

       (Слайд №17). Обследования детей показало, что в начале года 47% детей относились к низкому уровню развития понимания валеологических тем. В результате функционирования студии «Здоровячок» произошло увеличение объёма знаний детей: высший уровень -72% средний-18%, низкий -10%.

   У детей увеличились показатели развития основных видов движений с1,5 балла в начале года до 2,6 баллов в конце.

        Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

        Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.  

         (Слайд №18).Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы, "Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни".

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зна...

Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»

Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»

Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности....

Основные направления ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...