АКТИВНЫЙ ОТДЫХ И СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ
консультация на тему

СкоробрещукЛюдмилаМихайловна

 

Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:

·         Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год.

·         «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.

·         «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.

·         Минитуризм.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Рассмотрим их.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):

·         Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.

·         Рифмованные правила поведения безопасности.

·         Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

·         Экскурсии, целевые прогулки.

·         Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

·         Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

·         Тренинги (игровые).

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).

·         Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.

·         Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности:

·         Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.

·         Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности

·         Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

·         Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.

·         Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.

·         Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

·         Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

·         Отдельные упражнения по этике.

·         Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Познавательно-речевое развитие

Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

·         Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.

·         Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.

·         Подвижные игры со звукоподражаниями.

·         Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).

·         Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).

·         Беседы.

·         Викторины, конкурсы с речевым материалом.

·         Игры с природным материалом.

·         Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.

·         Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

·         Специальные речевые занятия.

·         Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.

·         Игры с передачей по кругу мяча, картинок.

·         Игры «Живые слова», «Телефон».

·         Игры-драматизации.

·         Беседы с детьми.

·         Народные игры.

·         Сюжетно-ролевые игры.

·         Этюды, импровизации.

·         Наблюдения, прогулки, экскурсии.

·         Рассматривание рисунков и фотографий.

·         Свободное и тематическое рисование, лепку.

·         Чтение художественных произведений.

·         Рассказы педагога и рассказы детей.

·         Сочинение историй.

·         Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование самостоятельной деятельности детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активный отдых -физкультурные праздники и досуги

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду...

Активный отдых.Физкультурные праздники и досуги.

Теория об организации физкультурных праздников....

Семейный досуг. Совместный отдых детей и родителей

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи....

Консультация для родителей на тему: «Семейный досуг, совместный отдых детей и родителей»

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и н...

Подборка активных игр для семейного досуга

Активные и не очень игры для небольшой компании -папа, мама, ребенок - для развития внимания, памяти...

Виды семейного досуга для детей и родителей – идеи активного и спокойного отдыха

О пользе семейного досуга можно говорить бесконечно. Ведь именно семья играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В и...