Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему

Гладкова Татьяна Николаевна

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.

При разработке данного проекта  автор опиралась на исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антаковой – Фоминой, А.Л. Сиротюк, М.С. Рузиной.

В ходе работы над проектом использовались здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа «Прогимназия»

                   Проект:

«Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»

 

                                   

                                                             Составитель: Гладкова Т.Н.                                                           воспитатель

                                                    г. Сургут

                             2015 год

1. Краткая аннотация проекта

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.

При разработке данного проекта  автор опиралась на исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антаковой – Фоминой, А.Л. Сиротюк, М.С. Рузиной.

В ходе работы над проектом использовались здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность.

Сроки реализации проекта 2010-2014 годы.

  1. Обоснование необходимости проекта

Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в ФГОС, является задача  целостного  развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе.  Выпускники детского сада в результате освоения программы по дошкольному образованию  должны уметь:

- соблюдать правила здорового образа жизни;

- принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе;

-уметь общаться со сверстниками и взрослыми, изменять стиль общения в зависимости от ситуации;

- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

- решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

Решение данных задач стало предпосылкой  возникновения проекта по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по   изобразительной деятельности. Причиной, не менее значимой, является увеличение количества детей в прогимназии с нарушением развития речи и тонкой моторики руки (а слабое развитие зрительно - моторной координации затрудняет освоение графического навыка). По данным учителя- логопеда прогимназии количество таких детей увеличилось с   45   до   60  человек  за последние 2 года. Тенденция увеличения количества детей с нарушением речи и слабым развитием тонкой моторики руки связана

-с ослабленным здоровьем родителей детей данной категории;

-с мощным и быстрым внедрением ИКТ-технологий и как следствие этого уменьшение межличностного общения со взрослыми и сверстниками;

-ухудшение экологии окружающей среды.

Поэтому возникла необходимость в создании проекта, который предусматривал бы решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

-сенсорное развитие ребенка;

- формирование графических навыков и умений;

- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации.

Таким образом, возникает противоречие  между требованиями ФГОС  и личностным развитием ребенка на данный момент.

Это противоречие обусловило изменения  в                                                        в целях и содержании дошкольного образования в прогимназии:

  1. ориентация результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  2. переход в содержании образования на компетентностный  подход;
  3. обучение дошкольников способам и средствам самопознания;
  4. формирование осознанного отношения к своему здоровью

в технологии обучения:

переход к технологиям, более  полно учитывающим возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: личностно-ориентированный характер обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; использование метода проектов, исследовательского метода обучения; повышение ответственности дошкольников за сохранение своего здоровья.

в системе контроля и оценки знаний воспитанников:

  1. развитие у детей старшего дошкольного возраста способности самоконтроля;
  2. развитие у воспитанников способности к самооценке собственной деятельности.

  1. Цели и задачи проекта  

Основная цель проекта – формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста путем использования здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика; нетрадиционные техники рисования; игры, направленные на развитие тонкой моторики руки).

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

  1.  в области «Художественное творчество»:

- овладение нетрадиционными техниками рисования (пальцеграфия, пластилинография и т.д.);

- формирование графических навыков и умений;

- развитие воображения, речи, мышления.

       2)   в области «Здоровье»:

            - активизация позитивного опыта детей в области сохранения и укрепления здоровья;

            - формирование осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

       3)   в области «Коммуникация»:

            - учить детей конструктивным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, то есть уметь  

              - договариваться, распределять действия при сотрудничестве и т. д..

  4)    в области «Познание»:

- развивать поисковую деятельность детей;

- учить решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;

- самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

         4. Основное содержание проекта

 Как уже отмечалось выше, основной причиной возникновения проекта стало увеличение количества детей с нарушением речи и тонкой моторики руки. Как следствие этого, овладение графическими навыками и умениями идет сложнее. Графические навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным в лишь том случае, если педагог учтет физиологические  и психологические особенности, условия и пути их образования.

Проблемы развития моторики ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для развития любой деятельности.  Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека  было еще известно во II веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев ( типа нашей «Сороки – белобоки» и др.) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают действие сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.  В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми.

  Исследования отечественных физиологов, психологов  В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Антаковой –Фоминой, А.Л. Сиротюк, М. М. Кольцовой и т. д. подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования графического навыка и развития речи. Исследования  А.Л. Сиротюк показали важность использования пальчиковой гимнастики  на занятиях с детьми дошкольного возраста. Она отмечает, что при таких видах деятельности, как плетение, нанизывание бусин и колец, мозаика, вырезание  из бумаги, используются движения первых трех пальцев, которые обычны и в быту. Два последних пальца - безымянный и мизинец - в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем эффективность методики. Кроме того, для получения максимального эффекта упражнения должны сжатие, растяжение и расслабление кисти, изолированные движения каждого из пальцев. Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Применение специальных упражнений возможно на всех предметных занятиях. Выполнение пальчиковых упражнений дает кумулятивный (накапливающий) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, т.к. наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Результативность занятий зависит от кропотливой и систематической работы: игры могут быть индивидуальными и групповыми. С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение  зоны ближайшего развития ребенка и переход в зону актуального развития. Комплекс пальчиковой гимнастики на занятиях изобразительной деятельности применяется перед началом работы.

Таким образом, учитывая вышесказанное, были определены и созданы условия для успешного формирования графического навыка у детей старшего дошкольного возраста:

  1. использование в работе здоровьесберегающих технологий  (пальчиковая гимнастика);
  2. использование нетрадиционных техник рисования (пальцеграфия, пластилинография и т. д.);
  3. использование игр, направленных  на развитие тонкой моторики руки.

В ходе реализации проекта были подобраны методики для определения уровня развития тонкой моторики руки и координации движений пальцев рук, определены  критерии  уровня развития графического навыка. Также  были составлены проект для детей «Путешествие пальчиков по стране Изобразилии», презентация для детей «Большие секреты маленьких пальчиков». Кроме этого, на каждом занятии по изобразительной деятельности проводилась пальчиковая гимнастика, использовались игры с крупой, наждачной бумагой, игры, направленные на развитие сенсорики.

Работа проводилась в течении 4 лет в 2 группах. У детей первой группы формирование графического навыка проводилось без использования здоровьесберегающих технологий. Во второй группе использовались нетрадиционные техники рисования, пальчиковая гимнастика, игры, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Результаты 1 группы детей

№ п/п

Показатели

2010-2011 г.

2011-2012 г.  

2012-2013 г.

2013-2014г.

1

Общая успеваемость (%)

100

100

100

100

2

Качество обученности (%)

82

83

84

86

3

3

Сформированость графического навыка (%)

74

78

80

81

4

Развитие тонкой моторики руки (%)

79

81

82

82

Результаты 2 группы детей

№ п/п

Показатели

2010--2011 г.

2011-2012 г.  

2012-2013 г.

2013-2014г.

1

Общая успеваемость (%)

100

100

100

100

2

Качество обученности (%)

85

86

86

88

3

3

Сформированность графического навыка (%)

79

81

83

84

4

Развитие тонкой моторики руки (%)

80

82

84

85


        

  1. Ресурсы

В группах дошкольного отделения прогимназии созданы  необходимые условия для занятий по изобразительной деятельности: оборудованы уголки для рисования и лепки, а также для сенсорного развития. Подобраны игры, направленные  на развитие тонкой моторики руки, на формирование графического навыка (трафареты, штриховки  и т. д.). Изобразительные материалы предоставляются детям по выбору (пластилин, акварельные краски, гуашь, пастель, восковые мелки и т.д.).

В прогимназии имеется кабинет изобразительного искусства с необходимым оборудованием. Кабинет оснащен интерактивной доской.

  1. Партнеры

В качестве партнеров в проекте выступали воспитатели дошкольных групп, родители, учитель-логопед, педагог-психолог.

  1. Целевая аудитория

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных групп, логопедов, родителей.

  1. План реализации проекта

Реализация проекта «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»  способствовала  модернизации системы работы дошкольного отделения в прогимназии по здоровьесберегающему направлению. Были осуществлены необходимые изменения

в целях и содержании дошкольного образования в прогимназии:

1) ориентация результатов обучения в соответствии с ФГОС;

2) переход в содержании образования на компетентностный подход;

3) обучение дошкольников способам и средствам самопознания

4) формирование осознанного отношения к своему здоровью

в технологии обучения:

переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: личностно-ориентированный характер обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии;  использование  метода проектов, исследовательского метода обучения; повышение ответственности дошкольников за сохранение своего здоровья.

  в системе контроля и оценки знаний воспитанников:

1) развитие у детей старшего дошкольного возраста способности самоконтроля;

2) развитие у воспитанников способности к самооценке собственной деятельности.

В процессе работы были созданы условия для успешного формирования графического навыка у детей старшего дошкольного возраста:

  1. использование пальчиковой гимнастики;
  2. использование нетрадиционных техник рисования (пальцеграфия, пластилинография и т.д.);
  3. использование игр, направленных на развитие тонкой моторики руки.

Этапы реализации проекта:

п/п

Этап

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Подготовительно-диагностический

Изучение психолого –педагогической литературы; диагностирование воспитанников

сентябрь 2010

Воспитатель; психолог

2

Прогностический

Моделирование системы развития мелкой моторики руки и формирование графического навыка детей дошкольного возраста; научно-методическая работа по формированию банка данных диагностических методик, программ, научно-методических разработок и рекомендаций по данной проблематике

ноябрь 2010- январь

2011

Воспитатель

3

Организационно-деятельностный

Научно- методическая работа по формированию банка данных программ, научно-методических разработок и рекомендаций по проблеме развития мелкой моторики руки и формирование графического навыка у детей дошкольного возраста  в изобразительной деятельности.

Проведение следующих мероприятий: мастер-класс для родителей «Использование  пальчиковой гимнастики, игр с крупой, наждачной бумагой для развития мелкой моторики руки»; групповые и индивидуальные консультации для родителей и воспитателей;  выступления на педсоветах, творческой лаборатории учителя, семинарах для воспитателей; составление проекта для детей дошкольного возраста «Путешествие пальчиков по стране Изобразилии»; «Большие секреты для маленьких пальчиков»; разработка занятий по изобразительной деятельности с использованием пальчиковой гимнастики, игр с крупой и наждачной бумагой.

январь

2011-

декабрь 2013

Воспитатель

4.

Обобщающий

Формирование банка данных поданной проблематике, анализ полученных результатов, распространение педагогического опыта, подведение итогов работы.

  2014

 Воспитатель

Основные принципы реализации проекта

- психологическая комфортность обучения;

- доступность, открытость и посильность в обучении;

- сохранение здоровья обучающихся;

- учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей;

- научности;

-систематичности;

- индивидуализация обучения.

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты:

  1. увеличение доли детей, у которых

- сформирован графический навык на достаточном уровне;

- сформировано осознанное отношение к своему здоровью, а именно ребенок применяет пальчиковую гимнастику для снятия мышечного напряжения и усталости не только на занятиях, но и в свободной деятельности в детском саду и дома, с удовольствием играет в игры, направленные на развитие сенсорики и формирование графического навыка;

- увеличение доли детей, которые владеют нетрадиционными техниками рисования.

2) Решение детьми интеллектуальных  задач, адекватных возрасту;               самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

  1.  Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект ляжет в основу разработки программы по изобразительной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

 

                                    Литература

1.Антакова-Фомина Л.В.  Стимуляция развития речи у у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук.-М., 1974.                            2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр.-СПб., 1997.            3. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: Линка-Пресс,1997г.                                                                                               4.Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998       5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999                                                       6. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987                                                         7. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910.                                                                                                    8. Григорьева  Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1997.  

9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб., 2002.                                                                                       10. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного  и младшего школьного возраста на основе изодеятельности.- М.: ТЦ Сфера, 2002.                                                                                               11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников  / Под ред. Венгера. Изд. 2-е. М.,1978.                                       12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960                     13. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. СПб., 1961                                                                                                                           14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М. 1991.                                                                                                                     15. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: Педагогическое общество России. 2005.                                                        16.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.                                 17. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., 1959.                                                                                                 18. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов). Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина.М., 1964                           19. Психология  одаренных  детей  и подростков / Под  ред. Н.С. Лейтеса .М., 1996                                                                                                                                          20. Полуянов Ю.А. диагностика общего         и художественного развития детей по их рисункам.М.; Рига,2000.                                                                                21. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному икусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.                                           22. Сиротюк Л.А.  Коррекция развития  интеллекта дошкольников. М., 2001                                                                                                                    23. Теплов Б.М.  Психологические вопросы художественного воспитания. М.; Л., 1947                                                                                                                     24. Узорова О.В.,  Нефедова Е.А.  Игры с пальчиками. М., 2006                      25. Чистякова М.И. Психогимнастика . М., 1995.                                                    26. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраст. М.: Творческий центр.2008.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей старших дошкольников...

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Педагогический проект Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том ...