"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_graficheskikh_navykov.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Формирование графических навыков

 у детей старшего дошкольного возраста"

ТРУДНО ЛИ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ?

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.

Чтобы сократить затраты физических, умственных и нервных сил, снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения технике письма, необходимо проводить значительную подготовительную работу еще в детском саду.

Воспользуйтесь нашими советами, когда будете обучать ребенка письму.

КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ПРИ ПИСЬМЕ?

Парта, стол, за которыми сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины.

Туловище следует держать прямо, плечи должны быть расправлены и находиться на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони. Детям можно сказать: подставь кулачок.). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около десяти сантиметров от туловища.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ?

Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок держит ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный - сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца, верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца около двух сантиметров.

При правильном удержании ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно: у указательного пальца должны быть подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение при удержании ручки. Следствием этого является быстрое утомление и снижение темпа письма.

Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

КАК РАСПОЛОЖИТЬ ТЕТРАДЬ?

От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того, чтобы избрать правильное расстояние от тетради до пишущего, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев. Ее следует сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы, тетрадь передвигается вверх и левая рука поддерживает ее сверху.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: письмо ими не требует сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того, как дети научатся достаточно хорошо пользоваться фломастерами, необходимо перейти к письму ручкой. При этом взрослому следует постоянно контролировать правильность положения тела ребенка при письме и положения фломастера или ручки в его руке. Последовательность заданий необходимо строить от более простых к сложным, от легких к трудным. Сейчас в продаже очень много пособий для подготовки ребенка к письму, где предлагаются интересные задания. Прежде всего необходимо  отрабатывать ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого в пособиях даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и так далее. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе. Ребенок учится проводить волнистые линии, полуовалы, овалы, петли – элементы, которые будут использоваться при написании букв. Для того, чтобы детям было интересно, многие учебные задания даются в игровой форме, а учебные действия сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.

Затем дети переходят к более сложным заданиям, они учатся штриховать различные геометрические фигуры. Штриховка это новый этап развития произвольной деятельности для ребенка 6-7 лет. Детям приходится соблюдать в ней довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

БЫСТРО И МНОГО ИЛИ ПРАВИЛЬНО И ТЩАТЕЛЬНО?

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действия, которое они должны осуществить, а затем закрепить его правильное выполнение, довести его до автоматизма в результате многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий. У каждого ребенка свой темп письма. Стремление педагога ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей данного ребенка, может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5- 6 минут.

ПОХВАЛА ИЛИ ПОРИЦАНИЕ?

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовлетворением и прилагали необходимые усилия. Важно, чтобы взрослый вслух отмечал любые достижения ребенка. Дети радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и обоснованно их похвалить необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. Ребенку должно быть понятно, какие конкретные действия, дела, поступки вызвали одобрение, а что еще у него не получается, чему он должен научиться.

Терпения и успехов Вам и Вашему ребенку в трудном деле подготовки к обучению каллиграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста (информация для родителей)...

Консультация для педагогов "Развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста"

Работа акцентирует внимание педагогов на важности полноценного формирования графических навыков дошкольников, содержит практические материалы для работы с детьми....

"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные ...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....