"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ольховая Ольга Михайловна

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Работа в кружке позволяет проводить системную, последовательную, разностороннюю деятельность по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта»

 г. Ртищево

Перспективный план

по организации бесплатных образовательных услуг

для детей старшего дошкольного возраста  

КРУЖОК

«Ловкие ладошки»

                             

Воспитателя

                             Ольховой Ольги Михайловны

г. Ртищево

2017 г.


Пояснительная записка.

Дошкольный  возраст – особый, уникальный  по  своей  значимости период  человека.

Это время активного познания  окружающего  предметного и социального  мира, человеческих  отношений, осознания  себя  в  этом мире,  развития  познавательных способностей.    А.Н. Леонтьев  рассматривал дошкольный возраст, как время фактического формирования будущей  личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особенно подчёркивал, что  именно  в это время  происходит овладение  необходимыми родовыми  человеческими  признаками: членораздельной речью, специфическими формами  поведения,  способностью к  продуктивным  видам  деятельности.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Большую помощь в развитии выразительной речи оказывают пальчиковые игры и логоритмические упражнения. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация ка общей, так и мелкой моторики. М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически связаны с речевой функцией». Поэтому так полезны разминки пальцев, языка, ритмические упражнения для детей, посещающих логопедические группы.

Исходя из этого, мной разработана программа кружка «Ловкие ладошки», в которую входит система занятий по формированию графомоторных навыков, развитию пальцевой моторики.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

Формирование графомоторных навыков включает в себя развитие пространственных ориентировок, развитие зрительного восприятия и умения точно координировать движения руки.

Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи. Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения, помогать малышу, лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы разработаны в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, что создаёт преемственность в работе воспитателя и логопеда, а это в свою очередь повышает результативность занятий. Вся эта система занятий направлена на улучшение всей связной речи и звукопроизношения детей.

Цель: развитие всех сторон устной речи, звукопроизношения, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формирование графомоторных навыков, подготовка руки к письму.

Задачи.

1. Формирование и усовершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков при манипуляции разными предметами (твердыми и мелкими, упругими, гладкими, шероховатыми);

2. Формирование и развитие умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, обучение владеть ими, используя самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

4. Формирование зрительно- моторной координации;

5. Активизация речи детей, обогащение и пополнение словарного запаса, уточнение значений новых слов;

6. Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

7. Развитие координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;

8. Формирование пространственной ориентации на себе, в пространстве и на листе бумаги;

9. Формирование навыков учебной деятельности: умение слушать и пронимать и выполнять словесные установки педагога, умение действовать по образцу и правилу.

Занятия в кружке «Ловкие ладошки» проводятся во вторую половину дня 1 раз в две недели, каждый 2 и 4 понедельник  месяца. Всего занятий 17. Продолжительность занятия – 25  минут. Кружок организован для детей, посещающих старшую  логопедическую группу «Знайки». Общее количество детей – 13

Литература

1.        Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Новоторцева Н. В. Ярославль «Академия развития». 1998

2.        Развитие речи детей. Новоторцева Н. В. Ярославль «Академия развития». 1998

3.        Развитие речи детей 2. Новоторцева Н. В. Ярославль «Академия развития». 1998

4.        Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора. В. Горова, - М. 1992

5.        Сказки по развитию речи. Нищева Н. В. – «Детство пресс» 1999

6.        Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова «Мозаика – Синтез», М – 2014

7.        33 лексические темы. А. В. Никитина «КАРО» СанктПитербург, - 2009

Приложение

Список детей

 посещающих кружок «Ловкие ладошки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Перспективный план работы кружка

№ п/п

Дата

Лексическая тема

Задачи

Виды деятельности

Материалы, оборудование

1

Летние истории

Развивать моторную ловкость пальцев рук; учить выкладывать фигуры палочками по образцу; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выполнять самомассаж с горошиной; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Рассматривание картинки строения тела человека, чтение стихотворение Г. Гейне «К теологии»,

 2. Физкультминутка «С добрым утром!»

3. Отгадывание загадок «Загадка – уму зарядка»

4. Игра «Колумбово яйцо». Задание: собери из частей разрезного круга «Человека».

5. «Собери фигуру»

 6. Самомассаж «Горошинка – бусинка»

Счетные палочки, рис, горох, фасоль, шестигранный карандаш, «Колумбово яйцо»

2

Осень в гости к нам пришла

Развивать тактильное восприятие, активизация словаря признаков; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, учить пользоваться трафаретами

1. Пальчиковая гимнастика "Котята".

2. Штриховка фигуры листика снизу вверх.

3. Раскрась картинку.

4. Волшебные узоры. (в тетрадях в клетку)

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Работа с трафаретами.

Трафареты листьев, раскраски, карандаши, фломастеры, тетради в клетку

3

Дары осени. Овощи

Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самомассаж с шестигранным карандашом.

1. Пальчиковая гимнастика "Капуста ".

2. Загадки об овощах

3. Штриховка фигуры справа налево.

4. Дорисуй картинки (по принципу симметрии).

5. Волшебные узоры. (кирпичики)

6. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

7. Самомассаж

Карандаши, раскраски, трафареты, тетради в крупную клетку

4

Лес. Деревья.

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

1. Пальчиковая гимнастика "Осенние листья".

2. Загадка – уму зарядка (загадки о деревьях)  

3. Штриховка фигуры тучки слева направо.

 4. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж.

Рабочие тетради, карандаши, тетради, фломастеры

5

Ловкие, работящие: Одежда, обувь

Развивать статические и динамические движения пальцев рук; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).

1. Пальчиковая гимнастика "Обувь".

2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры. (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж су- джок мячами

Раскраски, тетради, карандаши, фломастеры, су-джок мячи, тетради

6

Ловкие, работящие. Как хлеб на стол пришел

Продолжать развивать статические и динамические движения пальцев рук; развивать фантазию; учить правильно работать с трафаретами, раскрашивать, не выходя за контур; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Пальчиковая гимнастика "Пекарь".

 2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры.

4. Физкультминутка «Колобок»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж «Липкие пальчики»

Раскраски, тетради, карандаши, фломастеры, тетради

7

Зимушка – зима

Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие; развивать тактильное ощущение.

1. Пальчиковая гимнастика "Лед"

2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры. (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Снежки»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж «Бусинки горошинки»

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради фломастеры

8

Как птицы и звери зимуют

Развивать координацию движений пальцев рук; продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; развивать воображение, фантазию.

1. Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры. (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Воробей»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж с шестигранным карандашом

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради фломастеры

9

Рукотворный мир. Дорожная азбука

Развивать внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Пальчиковая гимнастика "Едут дети на машине".

2. Загадка – уму зарядка

3.Лабиринты (помоги машине доехать до гаража).

4. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж «Молоток»

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры

10

Рукотворный мир. Современная техника в доме

Совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер; обогащать сенсорный опыт, речь, словарь. оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Пальчиковая гимнастика "Пылесос".

 2. Загадка – уму зарядка.

3. Волшебные узоры (работа в тетрадях).

4. Выложи из палочек «Телевизор»

5. Физкультминутка «Часы»

6. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

7. Самомассаж с шестигранным карандашом

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры, бумага

11

Водоемы и их обитатели

Продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить действовать по памяти; развивать память, мышления, воображение; учить выполнять самомассаж с кисточкой.

1. Пальчиковая гимнастика "Рыбки".

2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Ходят волны на просторе»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж кисточкой

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры

12

Сильные и отважные

Учить отгадывать и загадывать загадки; развивать речь, словарный запас; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Пальчиковая гимнастика "Сегодня праздник всех отцов".

 2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Дружно встали»

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж «Пила»

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры

13

Перелетные птицы

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; учить выкладывать фигуры палочками по памяти; развивать воображение, память; учить завязывать узлы на веревке.

1. Пальчиковая гимнастика "Весна".

2. Загадка – уму зарядка

3. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

4. Физкультминутка «Ласточки»

5. Дорисуй картинки (по принципу симметрии).

6. Выложи узор из палочек.

7. Упражнение «Завяжи узелок»

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради,  фломастеры, веревки

14

Зоопарк

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; учить выкладывать фигуры палочками по памяти; развивать воображение, память; учить завязывать узлы на веревке.

1. Пальчиковая гимнастика "Моя семья".

2. Загадка – уму зарядка

3. Штриховка фигуры слева направо.

4. Нарисуй рядом такой же точно рисунок по точкам.

5. Волшебные узелки.

6. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры, веревки

15

Буду космонавтом

Продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выкладывать в одном направлении; развивать воображение; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

1. Пальчиковая гимнастики "Ракета".

2. Загадка – уму зарядка

3. Нарисуй справа точно такой же рисунок.

4. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

5. Контур предмета (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж с шестигранным карандашом

Раскраски, трафареты, карандаши, фломастеры, веревки

16

Разноцветная клумба

Упражнять в закрашивании графическим способом (штриховкой) в одном направлении, не выходя за контур; продолжать стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа

1. Пальчиковая гимнастика "Замок".

2. Загадка – уму зарядка

3. Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.

4. Волшебные узоры (работа в тетрадях)

5. Контур предмета (обведи рисунок, сделай штриховку).

6. Самомассаж «Игра на рояле»

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры, веревки

17

Скоро лето

Продолжать упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

1. Пальчиковая гимнастика "Пальчик-мальчик".

2. Загадка – уму зарядка

3. Раскрась по цифрам

4. Волшебные узоры.

5. Самомассаж.

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры, веревки

18

Итоговое (диагностика)

Диагностика умения  детей воспроизводить движения в соответствии с текстом; развития координации движений руки и глаза, умения проводить самомассаж,  сформированности графомоторных навыков

1. Пальчиковая гимнастика "Мы писали".

2. Штриховка фигуры фруктов справа налево и слева направо.

3. Раскрась картинку.

4. Волшебные узоры.

5. Контур предмет (обведи рисунок, раскрась).

6. Самомассаж.

Раскраски, трафареты, карандаши, тетради, фломастеры, веревки

Карта наблюдения формирования графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста

Группа Старшая логопедическая «Знайки»                                                   дата проведения сентябрь 2017года

Воспитатель: Ольховая О.М.

№ п/п

Фамилия,  имя

«Домик»

Владение карандашом

Владение ножницами

Работа с пластилином

Рисование прямых линий

Ориентировка на листе бумаги

Навыки раскрашивания

Пальчиковые упражнения

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сводная таблица по группе

Уровни

Оптимальный

(превышающий)

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

Показатели, %

Оценочная шкала показателей

От 3,5 до 4 баллов – оптимальный уровень (превышающий)

От 2,4 до 3,49 баллов – высокий уровень

От 1,3 до 2,39 баллов – средний уровень

От 0 до 1,29 баллов – низкий уровень

Анализ (оценка) уровня Графомоторных навыков детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста

Презентация содржит информационный материал для родителей. На что влияет развитие мелкой мотрики? Почему так необходимо детям с речевыми нарушениями развивать мелкую мотрику и каковы же стартовые уров...

"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....

Статья «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста»

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их па...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...