Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Быкова Татьяна Васильевна

Доклад из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

«Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста»

Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая

стихия детского разума. А чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок

умнее…

В.А. Сухомлинский

  1. Вводная часть.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития  мелкой моторики рук.  Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

  1. Содержательная часть.

        Центральным моментом моей работы по развитию мелкой моторики кисти рук послужило то, что  я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и при выходе из детского сада мы тесно сотрудничаем с педагогами школы,  отмечается  увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.     Можно отметить, что у  детей в первом классе движения рук  неловкие, несогласованные. Ребёнку трудно долго и правильно  удерживать ручку или карандаш, он быстро устаёт и теряет интерес к деятельности. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

        В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

          Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

        Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы.

         Одной из  таких эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются использование нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинография».

«Пластилинография» – техника самая осязаемая в художественном творчестве. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет и дополняет  по мере необходимости отдельные детали. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

        Следовательно, занятия с пластилином, а именно   «пластилинографией» позволяют интегрировать различные образовательные сферы и комплексно воздействуют на ребёнка:

 - повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

 - развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

 - синхронизируют работу обеих рук;

- способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятие, то есть тех школьных значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

 Таким образом, осознавая важность проблемы, а именно  уровень развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста, мною была определена цель: разработать систему работы  по  развитию мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста.

 В соответствии с целью  были сформированы следующие задачи:

- познакомить  детей с техникой «пластилинография»;

- освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных поделок;

- развивать мелкую моторику кисти рук;

- воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции).

 «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).        Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.

Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.  Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

        Данные  показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

         Вся работа с детьми стоится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»,  Л. С. Выгодский. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3.Принцип свободы выбора.  Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. 

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.В соответствии с этим, научила  детей с различным уровнем творческого развития,  следующим важным умениям:

 - самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

-   принимать самостоятельные и ответственные решения;

- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

 -  строить с детьми отношения сотрудничества.

 Стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы именно через  непосредственно- образовательную и самостоятельную деятельность, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

 5.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

При планировании также учитываются реализация межпредметных связей по образовательным областям:

  - «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;

 - «речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

- «художественно-эстетическое развитие» направленно на закрепление образо.

Во время деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинография» я обращала внимание на  личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

         Индивидуально работаю  с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности  в изобразительной деятельности. И тем самым даёт возможность участия в конкурсах различного уровня:

 - участие детей и родителей в организованных выставках и конкурсах детского творчества на уровне образовательного учреждения;

 -Всероссийский творческий конкурс для дошкольников на международном образовательном социальном интернет проекте Maaam (участники);

 - Международный  творческий конкурс для дошкольников на образовательном социальном интернет проекте Maaam (участники);

 - Всероссийский дистанционный конкурс «Первая радуга» (I место, Кремлёва Катя).

        Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

        Но спонтанные идеи в нашей группе возникают постоянно. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

         Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений.

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Презентации.

          Особое внимание уделяю и развивающей предметно- пространственной среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. В группе функционирует центр художественного творчества «Юный художник»,  в котором имеется разнообразный материал, дидактические игры. С родителями постоянно создаём и пополняем мини – коллекции на разные темы.

         Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

 Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители, так как именно родители являются первыми учителями для своих детей,  они несут ответственность за подготовку руки к письму, именно развитие мелкой моторики  кисти рук.

Проводимые с родителями различные консультации и беседы, мастер – класс «Валентинки», для сотрудников детского сада», проекты «Пушистая ёлочка», «Пластилиновое путешествие по временам года» и выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

  1. Заключительная часть.

        Таким образом, подводя итог можно сказать, проводимая мною работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности, с использованием нетрадиционной  техники «Пластилинографии», способствует развитию мелкой моторики   кисти рук.

        Все проводимые занятия с детьми, мероприятия с родителями, взаимодействие с социальными институтами («Картинная галерея», Музей», МАУК ГДК «Дружба»),  использование эффективных методов и приёмов позволили достичь поставленной цели.

        Опыт  продуктивной деятельности  с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинография» представила:

      -  2010 г.  V региональная научно-методический конференция |« Роль и место преподавателя в  системе Российского образования», тема доклада «Художественное творчество как средство нравственно-трудового воспитания»

      - 2014 г. III Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся» (ООО «НПЦ «Интертехинформ», г. Тула), тема доклада «Развитие творческих способностей у детей посредством художественного труда»

  1. Список литературы:

1. Березина Т.А., Полякова М.Н. Влияние взаимодействия родителей с ребенком на развитие детского творчества // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.68-70.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: Скрипторий. - 2003.- 80с.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография 1,2,3. Скрипторий 2003.- 51с.

4. Лыкова И.А. Лепим с мамой.- Москва Карапуз-дидактика, 2005.

5. Муранова Г.Г. Разноцветные фантазии.- Северск, 2008.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е., Комарова Т. С.Васильева М.А.- СПб.:  Мозаика-Синтез, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста

Презентация содржит информационный материал для родителей. На что влияет развитие мелкой мотрики? Почему так необходимо детям с речевыми нарушениями развивать мелкую мотрику и каковы же стартовые уров...

"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....

"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные ...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....

Статья «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста»

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их па...

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики кистей рук у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация предназначена  для молодых  родителей. Зачастуя, родители   не особо занимаются  с детьми  в домашних  условиях развитием мелкой моторики. Хотя дома...